Пожалуй, не один из прочтённых шести романов Эмиля Золя не взволновал меня так, как роман «Завоевание Плассана». В конце приведены ссылки на статьи о предыдущих пяти романах. Я нахожусь под огромным впечатлением от «Завоевания Плассана». В этом романе причудливо сплелось всё: использование церкви в политических баталиях, трагедия семьи, уничтожение женщины священником, ради своих корыстных целей. И в итоге: страшный конец и завуалированная радость от беды ближайшего конкурента. Золя великолепен, он умело выстраивает сюжетную линию, не упуская ни одной детали, ни одной мелочи. Все они складываются в единую мозаику отвратительной политической борьбы, которую ведёт аббат Фожа и катастрофу семьи Франсуа Муре и Марты Ругон. Самое мерзкое то, что этой катастрофой пользуются родственники в своих целях.
«Завоевание Плассана» — четвертый по порядку написания роман из цикла «Ругон-Маккары» печатался с февраля месяца 1874 года в газете «Сьекль». В мае того же года он вышел отдельной книгой в издательство Шарпантье. Здесь надо отметить, что сам Эмиль Золя после написания двадцати романов большой саги о жизни потомков семьи Ругон – Маккары сам рекомендовал последовательность прочтения романов. Она несколько отличается от последовательности написания.
Замысел «Завоевание Плассана» складывался в течение длительного времени и претерпел существенное изменение. В самом начале работы над «Ругон-Маккарами» писателем была намечена книга о священниках. В первом перечне будущего цикла значилось: «Роман о священниках (провинция)». В более подробном плане Золя изложил замысел романа, который впоследствии получил название «Проступок аббата Муре». В конце 1871 года, составляя третий перечень цикла, Золя намечает уже два романа о священниках и наряду с «Проступком аббата Муре» впервые появляется название нового романа — «Завоевание Плассана».
В письме от 23 сентября 1874 года Тургенев сообщал Золя о большом успехе романа в России. Свое письмо он закончил фразой: «В России читают теперь только вас!» (Говоря это, Тургенев имел в виду переводную литературу.).
Что для меня было удивительно, что детальное описание катастрофы семьи отнюдь не уникально. Действие романа происходит во второй половине 19 – века. Но сколько трагедий с участием различных религиозных сект происходит в наши дни? Даже после того, как религиозные секты были объявлены вне закона. Сект стало меньше, но они есть. По-прежнему, происходят трагедии. Истоки трагедии кроются и в религиозном фанатизме. На моей памяти, было несколько семейных катастроф, с потерей жилья, лишением родительских прав, разводами и так далее. Сектанты умеют грамотно обхаживать и вовлекать в свои сети людей, особенно доверчивых или у кого случилось горе. Все катастрофы проходят по одному и тому же сценарию. Время идет, а сценарий не меняется. И этот сценарий ярко описан в романе.
Роман Эмиля Золя «Завоевание Плассана», на первый взгляд, начинается с семейной идиллии.
«Вынув из своего рабочего столика обрезок ситца, она дала его девочке, затем снова с усердием принялась за чулок. Они обе сидели в углу небольшой террасы, — девочка на скамейке у ног матери. Заходящее сентябрьское солнце, еще жаркое, обливало их своим мягким светом, а расстилавшийся перед ними сад, окутанный сероватыми тенями, медленно засыпал. Ни один звук извне не доносился в этот пустынный уголок города.
Минут десять они работали молча. Дезире прилагала огромные усилия, чтобы сделать своей кукле юбку. Время от времени Марта поднимала голову и с нежностью, в которой сквозила грусть, смотрела на свою дочь. Заметив, что девочке никак не справиться с куклой, она сказала:
— Дай-ка, я ей приделаю руки.»
Речь идёт о семье Франсуа Муре и Марте Ругон. Всё бы ничего, но сам Франсуа является не только мужем, но и двоюродным братом Марты. Не по этой ли причине один из трёх детей в семье родился неполноценным? Муж ведёт коммерцию, жена занимается детьми, домом и садом. Есть кухарка Роза. Обеды всей семьёй на террасе сада, разговоры, что еще надо для тихого семейного счастья? Семья сдает комнаты приезжим. Однажды, по просьбе местного аббата, они сдают комнату аббату Фожу и его старенькой матери. Высокий, статный, немногословный и набожный, он заставляет всех живо заинтересоваться им.
Все ищут с ним встречи. И вот он уже участвует в семейных обедах, ведет разговоры с Франсуа и Мартой. В итоге, Марта полностью попадает в зависимость от его слов, влюбляется в него. Но аббат держит холодную дистанцию с Мартой. Марта еще более проникается к нему чувствами.
Тем временем, аббат Фож становится вхожим в дома местной знати, его приглашают на многочисленные вечера. Он медленно, но неуклонно набирает авторитет в местном светском обществе. Одновременно, аббат Фож обсуждает идею создания приюта для девочек из бедных семей. Формальным поводом становится случай, когда девочек из бедных семей обнаружили в публичном доме. Естественно, Марта вызвалась помочь реализовать эту идею.
«Весь Плассан был взбудоражен этой благотворительной шумихой. Вскоре только и разговору было, что о Приюте пресвятой девы. Одобрения посыпались со всех сторон, так как близкие друзья каждой из дам-патронесс принялись за работу, и все эти кружки усердствовали на пользу дела. Подписные листы, обошедшие все три квартала, в какую-нибудь неделю оказались целиком заполненными. Публикование «Плассанским листком» этих списков с указанием суммы взносов пробудило соревнование самолюбий, и семейства, стоявшие более других на виду, состязались между собой в щедрости. Среди всего этого шума нередко упоминалось имя аббата Фожа. Невзирая на то, что каждая из дам-патронесс приписывала именно себе эту блестящую мысль, ни для кого не было секретом, что ее привез из Безансона аббат Фожа. Делангр открыто заявил об этом на заседании муниципального совета, где было решено купить дом, который, по мнению епархиального архитектора, был весьма подходящим для помещения в нем Приюта пресвятой девы. Накануне мэр имел с аббатом очень продолжительную беседу, после которой они расстались, обменявшись крепким рукопожатием. Секретарь мэра даже слышал, как они называли друг друга «мой дорогой». После этого общественное мнение резко изменилось в пользу аббата. У него сразу же появились приверженцы, защищавшие его от нападок со стороны недоброжелателей.»
Здесь надо сделать небольшое политическое отступление. Во второй половине девятнадцатого века Франция разделилась между республиканцами и бонапартистами. Вторые были за сильную авторитарную власть в лице императора. Задачей аббата Фожа была склонить жителей Плассана проголосовать на грядущих выборах за нужные кандидатуры, одновременно подмяв под себя аббатство Плассана. В ход пошли не только религиозные проповеди, но и создание при церкви приюта для девочек и клуба для мальчиков. В романе показаны грязные склоки внутри аббатства, подставы. И всё это под религиозной сенью. Фож не брезговал ничем.
«Преклоняясь перед священником, сделавшись его вещью, Марта в мелочах обыденной жизни становилась с каждым днем все более раздражительной и сварливой. Роза говорила, что никогда еще она не была такой «придирой». Но в особенности усилилась ее ненависть к мужу. В ней ожила старая закваска вражды Ругонов к этому отпрыску Маккара, к этому человеку, которого она винила в том, что он превратил ее жизнь в сплошное мучение. Внизу, в столовой, когда к Марте приходили посидеть старуха Фожа либо Олимпия, она, уже не стесняясь, осыпала его обвинениями:»
Марта все дальше отходила от семьи.
«Часто она набрасывалась на Муре без всякого повода. Все, что он делал, все его взгляды, жесты, даже немногие произносимые им слова — выводили ее из себя. Она уже не могла даже взглянуть на него, чтобы в ней не поднялось какое-то бессознательное бешенство. Споры вспыхивали чаще всего в конце обеда, когда Муре, не дожидаясь десерта, складывал свою салфетку и молча вставал из-за стола.»
Вскоре Марту начали раздражать и дети. Особенно, нездоровая дочка. Страшно и захватывающе читать, о деградации семьи. Франсуа пытался взять дом и заботу о детях на себя, но не справился. Он был вынужден отдать детей на учебу в другой город, а больную девочку отдать воспитательнице. Семья превратилась в сущий ад.
«Марта в это время спускалась с крыльца. Услышав смех Дезире, она рассердилась.
— Эта девчонка в конце концов меня убьет, — сказала она. — Она только и думает, как бы меня взволновать. Я уверена, что она нарочно свалилась на землю. Это просто нестерпимо. Я буду запираться в своей комнате, буду уходить с утра и возвращаться только вечером… Ну, ну, смейся, большая дурища! Неужели же я произвела на свет такое чудовище? Да, нелегко мне будет с тобой!»
В это время, приехала сестра аббата Фож с мужем, поселились в этом же доме и потихоньку начала отжимать весь дом. Марта не принадлежала себе, ничего не замечала. В результате фанатичных молений здоровье её ухудшилось. С Мартой начались припадки, в их причинах был обвинен муж. В итоге, мужа отправили в психиатрическую лечебницу. Но общество тут же представило заточение Франсуа Муре, как политическую акцию. В этом вопросе немало поусердствовал муж сестры аббата.
«Республиканцы в Плассане должны были потерпеть жестокое поражение, так как их было очень мало. Но главным образом Труш изощрялся в обвинении клики супрефектуры и клики Растуалей в том, что они запрятали бедного Муре с целью лишить демократическую партию одного из самых уважаемых вождей. В тот вечер, когда он впервые выдвинул это обвинение, в одном кабачке на улице Канкуэн, присутствующие с недоумением переглянулись. Теперь, когда «сумасшедший, истязавший жену», был под замком, сплетники старого квартала прониклись к нему состраданием и стали рассказывать, что аббату Фожа понадобилось избавиться от стеснительного мужа. И с тех пор Труш каждый вечер повторял этот вздор, стуча кулаком по столикам кафе с такой убежденностью, что в конце концов заставил всех поверить в легенду, в которой Пекер де Соле играл в высшей степени странную роль. Общественное мнение решительно склонилось теперь на сторону Муре. Он превратился в политическую жертву, в человека, влияния которого боялись настолько, что запрятали его в сумасшедший дом в Тюлете.»
Марта умирает, семейство аббата Фож захватывает дом. Выборы в Плассане выиграны. Фож становится не нужен. Ругоны решают и тут использовать больного Муре. Они подговаривают сторожа лечебницы оставить камеру Франсуа Муре открытой. Франсуа покидает лечебницу, добирается до Плассана и сжигает дом вместе со всем семейством аббата Фожа.
Показателен финал романа. Избранное общество Плассана равнодушно взирает на пожар, констатирует, что еще одним конкурентом стало меньше. Звучит будничное предложение идти спать.
Повторюсь, роман произвел на меня неизгладимое впечатление. Огромное впечатление произвела на меня борьба за власть внутри аббатства. Почти святые люди, а что творят! Роман написан очень ярким языком, он очень интересен. Автор специально придумал город, которого нет на карте Франции. Этим приемом он хотел обобщить систему нравов того времени, гротескно показать её истинный нрав. При этом избежать обвинений в незнании политической истории, реальных нравов духовенства, конкретного французского города. Каждый сюжет выписан филигранно. Нет ни одного лишнего штриха. Роман не только интересный сам по себе, он, как и все другие романы Золя, отражает дух Франции, её генетический код. В романах Эмиля Золя можно найти ответы на многие вопросы современной Франции. Но всё же, в первую очередь, романы Эмиля Золя очаровательно интересны.
Мои статьи про романы Эмиля Золя из серии "Ругон-Маккары" по рекомендованному к прочтению списку:
- О романе Э. Золя «Его превосходительство Эжен Ругон». я писал здесь;
- О романе Э. Золя «Мечта» я писал здесь;
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал