Найти в Дзене
В море книг

Биржа для сильных людей и евреев. И я там долго не протянул. О романе Эмиля Золя "Деньги"

Я безумно люблю подобные книги. Кажется, в них есть всё: прекрасное изложение сюжета, сам сюжет очень интересный. Детально-выверенное описание работы главного героя. Причем это описание настолько подробное, что его можно рассматривать, как учебник по профессии. Имея достаточный опыт на бирже (чем мы только не занимались в младые годы), уверяю вас, автор романа не допустил ни одной ошибки. Кроме того, в романе описаны различные поведения людей в профессиональной сфере.

Я веду рассказ об одном из интереснейших романов Эмиля Золя «Деньги». Превосходный роман. Это четвёртый роман из серии двадцати романов о жизни семьи Ругон – Маккары. В нём встречаем тех же персонажей, с которыми мы были в предыдущем романе «Добыча». Ссылки на статьи о романах серии «Ругон - Маккары» приводятся в конце статьи. Аристид Ругон, взявший по настоянию старшего брата министра Франции Эжена Ругона, фамилию Саккар потерпел очередное финансовое фиаско. Удивительна способность этого человека делать деньги из всего: из удачной женитьбы на девушке с подмоченной репутацией, из махинаций с недвижимостью Парижа, из купли – продажи акций на бирже. В начале романа мы узнаем о том, что он снова на мели. Его старший брат, министр Франции Эжен Ругон и слышать не хочет о Саккаре. Что Саккару остается делать? Но Саккар умеет бороться и побеждать. Саккар задумывает создать Всемирный банк. Да, вот так, на пустом месте без единой мелкой монеты в собственном кармане. Саккар разорён, на бирже его раздели догола. Еще и долгов навесили. Но идея создания Всемирного банка уже полностью овладела им. Всемирный банк должен будет финансировать строительство железных дорог и судоходных каналов в Ливане, Сирии, Иране, разрабатку серебряные рудники, организовать Восточное пароходство. Это ведь завоевание всего Востока. На Саккара работали толковые инженеры в Азии и на Востоке. Он планировал стать финансистом мира, создать самую крупную промышленно-финансовую корпорацию в мире.

Банкиры и рабочие. Россия конец 19-го века
Банкиры и рабочие. Россия конец 19-го века

Он планировал создать в Иерусалиме папский престол, этакую финансово-католическую империю. Его планы вызывают восхищение и преклонение. Это образец того, как в этом мире можно ставить большие, сильные цели. Не диванные мечтания, а, действительно, сильные цели. Он смело шагнул к ним. Автор с юридической точностью, и, вместе с тем, красочно описывает процесс создания. Встречи, переговоры, поручительства добытые разными, в том числе и сомнительными способами. Гениально Саккар очерчивает круг своих потенциальных конкурентов. Кто его главный конкурент? Банкир еврейского происхождения Гундерман. Саккар зол. Вот как описывает Золя отношение Саккара к его главным конкурентам.

«Но самое странное было то, что он, Саккар, этот беззастенчивый делец, этот денежный палач с нечистыми руками, забывая о том, какими делами занимался он сам, говорил о евреях с резкостью, с мстительным возмущением честного человека, как будто бы сам он жил трудом своих рук и не был причастен ни к каким ростовщическим сделкам. Он произносил обвинительную речь против всей расы, этой проклятой расы, у которой нет родины, нет государя, которая живет, как паразит, на земле других народов, делая вид, что признает их законы, но на самом деле подчиняясь только своему грабительскому, кровавому я свирепому богу; и он доказывал, что эта раса всюду старается выполнить миссию жестокого завоевания, которую на нее возложил этот бог, что она сидит на шее каждого народа, как паук в центре паутины, подкарауливая добычу, сосет у всех кровь, жиреет за счет других. Видели ли когда-нибудь еврея, который работал бы своими руками? Существуют ли евреи-крестьяне, евреи-рабочие? Нет! По их мнению, работа позорит человека, их религия почти запрещает ее и поощряет только эксплуатацию труда других. Ах, негодяи! Саккар, казалось, еще больше бесился оттого, что в душе он восхищался ими, завидовал их удивительным способностям в финансовом деле, этому врожденному умению обращаться с цифрами, этой естественной легкости, с которой они производили самые сложные операции, этому чутью и удачливости, обеспечивающим успех всему, что бы они ни предпринимали. Христиане, говорил он, не способны к мошеннической игре, они в конце концов всегда идут ко дну. Но возьмите еврея, который не знает даже бухгалтерии, бросьте его в мутную воду какого-нибудь темного дела, и он выплывет, да еще вынесет на спине всю прибыль. В этом дар их расы, причина ее живучести среди других национальностей, которые появляются и исчезают. И он в бешенстве предсказывал конечную победу евреев над всеми народами, когда они захватят все богатство земного шара; ждать этого недолго, раз им позволено с каждым днем расширять свое царство и раз какой-то Гундерман уже пользуется в Париже большим почетом и располагает более прочной властью, чем сам император.»
Альфонс де Ротшильд
Альфонс де Ротшильд

При написании романа Золя подразумевал под именем Гундермана Альфонса де Ротшильда. Итак, биржевой поединок начался. Ух, аж дух у меня захватывал. Вспомнил свою работу на Форексе. Предо мной пять мониторов с различными котировками, графики, тут же окно чата, в том числе, голосового. Днем и ночью бегущая новостная строка Блумберг и…. постоянный анализ того, как то или иное событие отразится на котировках. Особенно страшно, когда болела голова, а надо было следить за новостями, тенденциями и котировками. Анальгин съедался пачками. Причем в час ночи по местному открывалась нью-йоркская фондовая биржа, которая сильнее всего влияла на котировки, здесь надо было держать ухо востро. 500-граммовая банка кофе улетала за 2 – 3 дня. Я по двадцать банок сразу закупал.

Да-да-да! Я тоже так думал. Действительность оказалась иной.
Да-да-да! Я тоже так думал. Действительность оказалась иной.

И вот однажды я отошел по…, короче, отошел. Прошла информация с большой задержкой по факту, следом за ней произошел кратковременный обвал котировок. Когда вернулся к мониторам, уже всё было кончено, поднятая за полтора года гигантская сумма в 24 секунды была потеряна. У меня потух свет в глазах, перехватило дыхание и…. На моё счастье, я не фиксировал позиции и мне не насчитали налог на прибыль. Знаю многих, кто потерял миллионы евро, при этом, у них остались дикие налоговые долги. За эти полтора года я сильно сдал, одичал, появились болезни я с ужасом посмотрел вокруг себя. Болезни, всё не мытое, убитое, мрак полный. В принципе, я ничего не потерял, первоначально вложив 200 евро, я остался с 233 евро. Я их вывел, мониторы продал и больше к бирже не возвращался. Через два года допил последнюю банку кофе, купленную при биржевых баталиях. Из четырёх мне знакомых биржевиков, с которыми я общался: два спились и умерли, у одного тяжелейшие расстройства здоровья, один работает токарем на механическом заводе (имея два высших образования). Ни у кого семьи не было.

Символы биржи: быки и медведи
Символы биржи: быки и медведи

Технология любой биржи проста. Кто-то заинтересован в росте стоимости акций (котировок) и предпринимает усилия по их росту. Они зовутся быками, по аналогии с тем, что бык стремится противника поднять на рога. Столько же людей стремятся снизить (обвалить) стоимость акций ( котировки). Смысл биржевой игры: выгодно купить акции, пока их стоимость на минимуме и выгодно продать акции, когда их стоимость достигает, по мнению продающего, максимума. Мощный и свирепый бык Саккар неустанно повышал стоимость акций Всемирного банка. Он делал это мощно, нахраписто, игнорируя все предосторожности. Было ясно, что акции Саккара сильно переоценены. Медведь Гундерман бросал на биржу миллионы, чтобы обвалить акции всемирного банка. Однажды любовница Саккара слила финансовую информацию про Всемирный банк Гундеману ,и тот смог свалить Саккара. Эмиль Золя очень ярко описал крах Всемирного банка и его последствия:

Биржевой кризис
Биржевой кризис
«Но особенное сострадание возбуждали в сердце Каролины безвестные мертвецы, безыменные жертвы, не имеющие даже своей истории. Таких был целый легион, и они лежали в кустах, ими устланы были заросшие травой рвы. Некоторые исчезли бесследно, раненые хрипели в агонии за каждым стволом. Сколько ужасных немых трагедий, какая толпа мелких бедных рантье, мелких акционеров, вложивших свои сбережения в одни и те же акции, — ушедшие на покой швейцары; бледные старые девы, пестующие своих кошек; провинциальные чиновники в отставке, ведущие размеренное существование маньяков; сельские священники, раздавшие беднякам все, что у них было, все эти жалкие существа с бюджетом в несколько су — столько-то на молоко, столько-то на хлеб, — с бюджетом, таким точным и таким ограниченным, что потеря двух су вызывает целый переворот! И вдруг — ничего, жизнь искалечена, кончена, старческие, дрожащие руки, неспособные к труду, в ужасе шарят во мраке; все эти смиренные и мирные существа разом обречены на все ужасы нищеты. Около сотни отчаянных писем прибыли из Вандома, где сборщик арендной платы Фейе еще более усугубил катастрофу, удрав из города. Являясь хранителем денег и акций клиентов, поручавших ему вести операции на бирже, он сам стал отчаянно играть; и вот, проиграв и не желая платить, он скрылся, захватив бывшие у него на руках несколько сот тысяч франков и оставив нищету и слезы на самых отдаленных фермах в окрестностях Вандома. Катастрофа проникла и в бедные хижины. Как после жестоких эпидемий, самыми жалкими жертвами оказались люди с небольшими сбережениями, мелкая сошка, и разве только их детям удастся в будущем восстановить свое благосостояние после долгих лет тяжелого труда.»

Мне всё это напомнило крах «МММ» и других фондов. Люди, наивно поверившие в новые порядки, были раздеты догола, в одночасье лишились квартир, порой, всего. На всё это с банера смотрел с улыбкой Лёня Голубков

Великий жертвенник России
Великий жертвенник России

А что Саккар? Его посадили. НО уже в тюрьме он рассчитывает новую финансово-промышленную корпорацию. Освободившись, он уезжает в Голландию создавать банк для финансирования мелиоративных каналов для затопляемых земель. Человек удивительной стойкости. Великолепный роман.

Мои статьи про романы Эмиля Золя из серии "Ругон-Маккары" по рекомендованному к прочтению списку:

  1. О романе Э. Золя «Карьера Ругонов» я писал здесь;
  2. О романе Э. Золя «Его превосходительство Эжен Ругон». я писал здесь;
  3. О романе Э. Золя «Добыча» я писал здесь;

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал