Скончался буквально вчера. Сказочник, массовик-затейник, вожатый - все эти должности скрывает емкое, но порою безликое слово "композитор". Помимо формальных добрых слов, какими всё чаще провожают заслуженных художников и артистов, нам есть чем помянуть этого человека, что называется, по горячим следам...
Ричард Шерман, один из тех деятелей мировой поп-культуры, о ком скорбят опосредованно. Например, вот так: был у меня друг, допустим, "фима-цыган", мировой парень, а любимой песней у Ринго была для него You're Sixteen...
Которую написали братья Шерман - Ричард и Роберт.
Ну так и давай помянем твоего товарища, который к тому же разбирался в хорошей музыке. А про своих "шерманов", потом расскажете. К тому же, мы о них вообще впервые слышим.
В отличие от самой музыки братьев Шерман, которая сопровождает с пеленок, имена её авторов стали известны мне через игровой кинематограф, поскольку мультипликацию студии Дисней нам не показывали. При этом нельзя сказать, чтобы детское кино, сделанное в США, было у нас под запретом. Всего вероятнее, что заокеанских фильмов из жизни детей, подростков и животных здесь шло больше, чем наших там у них. Но в их число не входил "Капкан для родителей", где песенку братьев Щерман поет единая в двух лицах Хейли Миллс, моя детская любовь по фильму "Тигровая бухта". В невероятно трогательном "Капкане" героиня Хейли влюблена в Рика Нельсона, а он вполне мог бы спеть You're Sixteen - его формат. Но хитовой эта вещь стала в исполнении Джонни Бернетта, как всегда, безупречном.
Виной тому сразу несколько импортных картин - просто хороших, интересных и совсем гениальных, пущенных в прокат между Брежневым и Андроповым. С как минимум качественной музыкой зарубежных композиторов мало кому здесь нужных в эпоху Оттована и Арабесок.
Легкая комедия о жизни французской молодежи с музыкой Морта Шумана. Помнится, я глазам не поверил, но в титрах русскими буквами стояло оно - имя соавтора лучших песен Элвиса и The Drifters.
"Меланхоличная малышка" с Трентиньяном и Биркин под музыку Гензбура.
"Цветок кактуса" с чудесной балладой Куинси Джонса в исполнении Сары Вон, и танцевальным попурри на песни The Monkees.
"Мексиканец в Голливуде", где можно было увидеть и услышать Бобби Дэрина - трехчасовая экскурсия в звездный планетарий Фабрики Грёз.
И почти такой же длинный, "классический, старинный" мюзикл "Туфелька и роза", который стоило высидеть до конца хотя бы ради танца мышей.
Тексты песенных номеров были как всегда виртуозно переведены мастерами советского дубляжа, и этот вариант "Золушки" смотрелся не утомительно.
А вот до "Обезьяньего дядюшки" дело так и не дошло.
Всё рядом в этом мире, по крайней мере ближе, чем оно кажется ершистым догматикам. Вот и Бобби Дэрин тоже исполняет минимум одну композицию братьев Шерман - "Ох уж этот кот", по сюжету картины сиамский.
Помимо "Тебе шестнадцать", которую, прежде чем о ней вспомнил Ринго Старр, пели Джонни Бернетт и Джонни Холлидей, чрезвычайно востребованным шлягером братьев Шерман была "Песня обезьяны" из мультика "Книга джунглей", где её исполняют большие мастера джазового скэта - Фил Харрис и Луи Прима. В этой динамичной композиции отчетливо слышным мотивы не территориальной, а "метафизической" Одессы, которыми так густо приправлена музыкальная американа двадцатого века.
Предки будущих "шаинских" американского аниме прибыли в Америку из Российской Империи. Как и в случае Рэнди Ньюмана, семья представляла собой династию профессиональных музыкантов. Отец, Абрам Семенович, вскоре стал востребованным кино-аккомпаниатором. Звезды немого кино высоко ценили его умение передавать музыкальными средствами происходящее на экране. В дальнейшем он сделался плодовитым композитором, и многие вещи, созданные при его участии, стоят на почетных местах в пантеоне эстрадных и джазовых стандартов. От любовных баллад, увековеченных Эллой и Фрэнком, до пикантных шансонеток и шутливых панегириков типа Lindbergh (The Eagle of the U.S.A.), в котором лишь доля шутки, как показали дальнейшие прогерманские симпатии прославленного аса.
Прецедент омоложения "Шестнадцатилетней" имел продолжение.
Одну из песен Шермана-старшего, сочиненную им накануне Великой депрессии, уже при Рейгане старательно воскресила уникальная Синди Лопер, сделав её эпиграфом к своему одноименному альбому.
Песни и песенки династии Шерман помогают бороться не только с депрессией, но и со скукой, подрывающей волю к жизни сильнее социально-экономических потрясений.
И теперь, когда семейство воссоединилось на небесах, такой family reunion смело можно назвать хэппи-эндом красивой и красочной истории.
Richard Morton Sherman (12. VI. 1928 – 25. V. 2024)