Найти в Дзене
Елена Левин

Как мы общались с родителями, будучи в пионерском лагере. 80-е годы СССР

Продолжаю рассказы о летних каникулах в пионерском лагере "Искорка" в селе Чернолучье Омской области. "Искорка" была замечательным местом моего детства. Смена в пионерском лагере была концентратом детского счастья, которого хватало надолго. Я бы и на зимние каникулы уезжала в "Искорку", если бы это был лагерь круглогодичного пребывания. Ссылки на предыдущие рассказы о пионерском лагере в 80-е годы оставляю для вашего чтения в конце этой публикации.

Если вы впервые на моем канале, представлюсь. Меня зовут Елена. Мне 51 год. Родом из сибирского города Омска, который нежно люблю. Много лет живу в Москве. Мой блог это скорее журнал, где я пишу о том, что составляет некоторую часть моей жизни: книги, путешествия, фильмы, музыка, спектакли и концерты, рецепты, здоровье, психология, воспоминания о детстве в СССР, истории из жизни, размышления и немного дневниковых записей...
Добро пожаловать!
Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

О нашем общении с родителями в течение пионерской смены начну с того, что в "Искорке" не было родительского дня. Родители и прочие родственники могли навещать ребят в течение любого дня после завтрака и до ужина. Можно было по заявлению от родителей прогуляться за территорию лагеря: пойти на пляж на Иртыш, или в сосновый бор. Я обожала, когда приезжали родители один или два раза за смену. Это всегда был пакет с гостинцами с дачи по сезону: клубника, редиска, помидоры, огурчики свежие и малосольные, смородина -- чёрная, красная, белая, малина, персики и абрикосы с рынка, дыня, арбуз, батон,докторская колбаса и шоколадные конфеты. Когда приезжал папа, он всегда забирал меня из лагеря на природу и я налопывалась вкусняшками от души. Я конечно скучала по родителям, но домой не рвалась. И расставалась с папой без проблем, возвращаясь в отряд к своим друзьям. Меня там с нетерпением дожидались -- я тащила пакет с гостинцами. Обычно мы делились друг с другом всем тем, что передавали нам родители и бабушки с дедушками. Никогда не прятались с едой по углам -- угощали друг друга щедро -- всем, что было. В те годы я не помню, чтобы в отряде, был хотя бы один ребёнок, которого никто бы не навещал. Хотя бы раз за смену кто-нибудь из родственников приезжал.

Мы могли писать бумажные письма кому угодно: родителям, родственникам в другие города, своим друзьям с прошлых пионерских смен. Эти письма запечатывались в конверты "Почты СССР". Их можно было опустить в почтовый ящик в деревнях Чернолучье и Красноярка, где мы бывали пару раз за смену, а также можно было отправить письмо почтой, опустив его в почтовый ящик на воротах соседнего Дома отдыха. Но для этого нужно было осуществить тайную вылазку за территорию лагеря. Если вы читали мои прошлые заметки, то в одной из них писала о том, как мы дежурили по лагерю. Так вот было одно тихое место для дежурства: задние ворота лагеря (через которые в лагерь возили разные грузы, кино и артистов). Если не было желания лазить в крапиве и бурьяне, чтобы пролезть на территорию Дома отдыха или перелазить через забор, а хотелось цивилизованно пройти через эти ворота (там до почтового ящика метров 200 было), то приходилось высматривать знакомого лояльного дежурного, который спокойно пропустит на выход по делу, а потом обратно запустит. Можно было конверты с письмами родственникам в другие города передать родителям, чтобы они опустили в ближайший почтовый ящик.

Но самым популярным и доступным для детей средством общения с родными, были обыкновенные письма-треугольники -- обыкновенный тетрадный лист, сложенный треугольником. Обычно такие письма связаны с солдатскими письмами. На одной стороне листа был текст письма, его не было видно, а с другой надписывался адресат и адрес.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Адрес был на всех письмах один и тот же, на деревню дедушке никто не писал: завод имени Октябрьской Революции, Профком (Профсоюзный комитет), далее шли фамилия,имя,отчество родителя и номер цеха. Треугольничек следовало бросать в специальный почтовый ящик на стене дачи начальника лагеря. Ежедневно, после завтрака, на завод шла машина, на которой в том числе увозили письма, которые накопились за вчерашний день. В Профкоме обзванивали родителей или передавали письма в цеха с коллегами, которые заходили в заводоуправление по производственным делам. Например, начальники цехов не считали зазорным зайти в Профком и взять письма детей своих подчинённых и на рабочих местах раздать родителям весточки от их детей. Мама получала мои письма с радостью. Я писала из примерно 4-5 за смену с краткими отчётами, чем занимаюсь и как мне нравится в "Искорке". Один раз меня допекли своим вниманием два кавалера из отряда (писала об этом в статье про дискотеки в лагере, ссылка в конце этой заметки). Я написала об этом маме, как шутку. Так мама восприняла всё серьёзно и учинила целое расследование, что за мальчики, кто их родители. После этого случая я поняла, что маме надо сообщать информацию дозированно. В общем, треугольнички курсировали из лагеря в Профком с письмами ребят, а из Профкома в лагерь с письмами от родителей. И в целом это создавало стабильную спокойную атмосферу. Детей, которые не могли находиться в лагере в разлуке с родными, было очень мало. Не в каждом отряде забирали ребёнка домой посреди смены. Конечно в лагере было безумно интересно. Но и постоянное общение с семьёй посредством писем было очень важно.

Ну и напоследок мама давала мне ещё один канал связи для экстренных случаев. Если случится что-то экстраординарное, то мне следовало прийти в кабинет бухгалтера лагеря и попросить разрешения позвонить маме на работу. Я не понимала, что такое экстренный случай, и он ни разу за все годы в лагере так и не наступил.

Всем добрых вестей!

Всем здоровья,мира и добра!

Другие публикации канала:

Архивные публикации канала:

Доброго дня и отличного настроения!

Берегите себя и своих близких!

Подписывайтесь на мой канал!