Продолжаю рассказывать о пионерском лагере "Искорка" в Чернолучье, Омская область, где проводила каждое лето одну из пионерских смен в 80- е годы. Ссылки на предыдущие заметки о пионерском лагере "Искорка" в конце этой публикации.
Путёвку для меня получала мама в Профкоме на заводе имени Октябрьской Революции, от которого был лагерь и где она работала. Мы всегда планировали, в какую смену я поеду, потому что помимо лагеря я каждый год ездила к дедушке с бабушкой в деревню помогать по хозяйству (ну это так называлось, какая я там была помогальщица в 8-9 лет...о деревне в 80-е годы тоже есть несколько публикаций).
Путёвка в "Искорку" выглядела по-другому, чем на фото. Это была простая белая карточка,сложенная вдвое, где на развороте было написано моё имя и фамилия и номер смены. И печать Профкома.
Перед лагерем следовало пройти медкомиссию стандартную ( она не изменилась: анализы, осмотр на вши, резюме педиатра). Я считалась здоровым ребёнком, поэтому обследований было по минимуму.
Справку от педиатра следовало вложить в путёвку.
И не менее важный момент. Нужно было собрать чемодан. Почему именно чемодан и что туда следовало положить, напишу в другой публикации.
Мама отпрашивалась с работы на несколько часов в начале рабочего дня,и мы из дома на автобусе или троллейбусе ехали от нашей остановки "Улица Рабиновича" на Красном Пути до конечной остановки -- Железнодорожный вокзал. Оттуда пешком переходили на площадь Лобкова к зданию ДК "Красной Гвардии" от завода "Октябрьской Революции".
Я заходила в фойе ДК Красной Гвардии уже без мамы, но с чемоданом и бодро шагала направо в большой зал, где у окон в длинный ряд стояли столики, за которыми сидели вожатые. На каждом столе стояла табличка с номером отряда и возрастом ребят, которые могут записаться в отряд. Как правило на каждый возраст можно было выбрать два отряда. Я выбирала из двух тот, где вожатые симпатичнее и спрашивала в более старших отрядах, где будет располагаться отряд. И выбирала тот отряд, который будет в третьем корпусе -- там туалеты прямо в корпусе, а не на улице.
Выбрав отряд, я отдавала вожатому свою путёвку, и меня записывали в тетрадь, а затем я отходила от столика с вожатыми и держалась поблизости. Ребята в отряде постепенно накапливались и к моменту,и когда отряд перекликали по списку и начинали двигаться к автобусам, у меня уже была подружка, и не одна. Мы потом вместе усаживались в автобусе и в лагере селились в одну комнату.
Когда запись детей в лагерь заканчивалась (это было строго фиксированное время, родителям строго настрого было объявлено к какому времени приводить детей и в какое время отъезжают автобусы, запись детей в лагерь и распределение по отрядам продолжалось часа полтора), детей строили по отрядам и по парам и выводили через боковой выход -- к автобусам, которые стояли в одну линию вдоль здания ДК Красной Гвардии по улице Лобкова и несколько автобусов стояли на площади Лобкова прямо перед центральным входом в ДК.
Надо отметить, что площадь Лобкова в 80-е годы и в современности является конечной остановкой десятков автобусов, которые начинают и заканчивают свои маршруты в несколько микрорайонов Омска ( Порт-Артур, Телевизионный завод, Московка, Московка-2) и несколько посёлков: Танковый институт, Новая станица, Черёмушки, ещё несколько дачных маршрутов. В общем понимаете,какая там движуха и столпотворение. Поэтому организаторам было крайне важно провести мероприятие максимально быстро и чётко.
Мама могла бы идти на работу сразу, как отправила меня с чемоданом записываться в отряд. Я была сообразительным ребёнком, и со мной ничего не могло приключиться. Но мама ждала, пока я не помахаю ей из автобуса, и не крикну номер отряда. А потом ждала,пока автобусы тронутся и махала мне,пока не скрывалась из виду. И только потом она шла на работу. Её проходная находилась рядом, только через виадук перейти на ж.д. путями.
Автобусы по доставке в лагерь у нас были самые простые, снятые с городских маршрутов. Вот такие. Мы складывали чемоданы на задней площадке, а сами рассаживались по местам.
Колонну автобусов всегда возглавляла машина ГАИ, за которой следовали автобусы со строго разрешённой скоростью (ползли,как черепахи). Я не любила ЛИАЗы, потому что в них постоянно укачивало и в салоне пахло выхлопными газами (на городских маршрутах), а вот детям доставались видимо автобусы поновее, в них не воняло и было чисто.
Колонну автобусов замыкала также машина ГАИ. Кроме того, вдоль колонны автобусов следовала ещё одна машина ГАИ, сейчас понимаю, что наверное для того, чтобы никто не пытался обогнать колонну и обречённо плёлся позади неё.
Вообще колонны из таких коричневых автобусов с детьми,следующими в пионерские лагеря или детсадовские дачи или обратно были приметой лета в Омске в 70-80 годы.
От ДК Красной Гвардии, который располагается условно на юге города, ближе к окраине, колонна автобусов следовала в Чернолучье -- село в курортной зоне с пионерскими лагерями, детскими дачами, домами отдыха, санаториями и профилакториями. Именно там по сию пору располагаются лучшие здравницы Омской области. Колонна автобусов проезжала через весь город и промзону с химическими предприятиями,расположенными за чертой города.
Завод синтетического каучука. Фото взяла просто из интернета. Мне запомнились эти сооружения и много-много труб. Завод вроде работает сейчас и стал современным предприятием химической отрасли,судя по фото в интернете. А эта фотография просто для иллюстрации моих детских воспоминаний.
Завод пластмасс. Тоже не знаю,насколько он работает сейчас. Но в 80-е годы это был довольно большой завод. Промзона была очень большой. Недалеко располагался Нефтезавод, один из крупнейших в России. Это был единый промышленный кластер. Мы ехали и ехали. Но в 80-е годы, судя по моим впечатлениям, уже имелись признаки упадка: промышленные здания и производственные линии -- те,что были на территории и видны с дороги,не модернизировались и выглядели плохо. Запомнился гигантский недострой --высотное офисное здание одного из заводов в этом кластере -- этажей 15. Над дорогой много лет -- все годы, что ездила в лагерь, возвышался бетонный остов прямоугольной башни. По этой дороге я ездила только в лагерь два раза в год -- туда и обратно. И каждый раз высматривала это здание сначала маленькой девочкой, а потом подростком в надежде, что его достроили, и я увижу его красивым, сверкающим огромными панорамными окнами, а вокруг будут современные белые промышленные цеха, в которых будут делать какие-то невероятные современные штуки, которыми будет гордиться весь СССР. Но год шёл за годом, и ничего с этим недостроем не происходило. Даже в 90-е он стоял в неизменном виде.
Проехав промзону ( всего лишь одну из нескольких гигантских промзон Омска), мы ехали ещё какое-то время и останавливались на обязательную остановку. Дети выбегали в кустики или подышать свежим воздухом. Минут через 15 мы продолжали путь. В ходе поездки вожатые играли с нами в разные весёлые игры на память и внимание, в ходе которых мы знакомились друг с другом, у многих ребят уходила тревога после расставания с родителями, все раскрепощались, знакомились друг с другом -- вожатые поощряли дружелюбную активную атмосферу в автобусе. В лагерь мы приезжали уже примерно представляя, какой коллектив у нас будет: весёлые, дружелюбные, активные ребята -- это всегда был костяк отряда.
Ехали в лагерь в общей сложности часа два, может два с половиной. Автобусы заезжали на территорию лагеря. Так начинался первый день в пионерском лагере. Об этом можно написать отдельно.
На фотографии -- часть въезда на территорию лагеря. Сейчас лагерь заброшен уже много лет. Ели на фоне были мне по колено, когда я приехала сюда впервые в 1982 году и мне было 9 лет.
Всем здоровья,мира и добра!
Другие публикации канала:
Архивные публикации канала:
Доброго дня и отличного настроения!
Берегите себя и своих близких!