Почему-то одним из самых частых вопросов на встречах со зрителями был вопрос о том, как актер запоминает огромное количество текста... Безусловно, хорошая память актеру нужна, как и людям многих других профессий, но в какой-то особенной феноменальной памяти необходимости нет.
Что касается театра, то там дело обстоит проще, чем в кино. Перед выходом на площадку в репетиционном зале происходит достаточное количество читок по ролям. Режиссерский разбор, обсуждения, повторения. Затем выход на площадку, снова разборы, повторения, уточнения и снова повторения. Первое время можно ходить по площадке с текстом, подглядывая в него.
Более того, актер выходит на площадку не произносить текст. Он выходит совершать действия, взаимодействовать с партнером, выполнять задачи. Если он проработал роль и знает, чего хочет добиться от партнера, то он знает и то, что хочет сказать. Включаются психические и эмоциональные рефлексы. Подключается и мышечная память. Иными словами, вы совершаете какое-либо психофизическое действие и реплика сама просится наружу. Выработался рефлекс. Если рефлекс сложился уж очень прочно, то может сослужить и не очень добрую службу. Например, мы долго репетировали танец и несколько лет танцевали его в спектакле под определенную музыку. И, однажды, во время разминки перед спектаклем, когда звукооператор задерживался, без музыки не смогли его станцевать. Забыли движения. Настолько сильный уже выработался рефлекс, зависимость от музыки.
Конечно, перед любым спектаклем актер должен повторить роль, текст, движения, освежить рефлексы. Если давно не игрался спектакль потребуется еще и репетиция. Бывает, что у артистов настолько много работы и в театре, и в кино, что текст из разных ролей перемешивается в голове. Актер постоянно находится в процессе повторения чего- нибудь. Но нужно ли, чтобы было столько работы? Не влияет ли это на её качество?
Что касается больших монологов, то здесь, конечно, нужны дополнительные усилия и даже зубрежка. Случаются и десятистраничные монологи.
В кино все в этом плане намного сложнее. Современное кино снимается очень быстро, репетиций нет или почти нет. Да и на пробы нужно прийти уже готовым. Память должна быть более цепкой. Приходится гораздо больше зубрить.
Как правило, у крепко пьющих актеров память очень страдает. Но если именно этот актер очень нужен режиссеру в определенной роли, на помощь приходят помощники, которые подсказывают текст, например, из-за кулис...
Любой артист живой человек, а не робот. У каждого случалось забыть текст. Случаются и запинки , и оговорки. И, вообще, самый страшный сон актера - это то, что ему выходить на сцену, а он не помнит текста...