Представим ситуацию: человек с хорошей кредитной историей спокойно живёт, честно выплачивает имеющиеся у него кредитные обязательства, не допускает просрочек и вообще является желанным клиентом во всех банках.
Но в один «прекрасный» день поступает звонок из неизвестной ему микрофинансовой организации с требованием погасить имеющуюся задолженность. Что делать в такой ситуации – разберёмся в этой статье.
Как мошенникам удаётся оформить кредит на чужой паспорт?
Ни для кого не секрет, что, если где-то в интернете оставить свои паспортные данные или предоставить в какой-либо сервис фотографию или копию своего документа – есть риск, что эти данные «утекут» в сеть и найдутся люди, готовые эти данные купить с целью совершения мошеннических действий. Такие данные и становятся целью мошенников, оформляющих кредиты в микрофинансовых организациях на чужое имя.
Почему именно МФО, а не банки, где суммы выше? Ответ прост – банковскую систему скоринга и безопасности обмануть сложно, а вот небольшие региональные МФО, где к вопросу обработки персональных данных подходят не так ответственно – реально. Иногда для оформления займа необходимо просто зарегистрироваться в личном кабинете МФО, ввести номер телефона и карты (допускается даже не именная карта) и «вуаля» - мошенники уже получают деньги на свой счёт по Вашим данным.
Что делать в такой ситуации?
1) При выявлении займа/кредита, оформленного мошенническим путём в первую очередь, необходимо связаться с кредитором по телефону и запросить форму претензии/заявления о несогласии с оформленным кредитом (она обычно должна быть у кредиторов, может называться по-разному);
2) Её должны Вам предоставить на электронную почту. Если этого не происходит, необходимо написать заявление в свободной форме и отправить письмом с уведомлением в адрес кредитора (юридический адрес);
3) Также, параллельно необходимо направить жалобу в адрес СРО, в котором состоит кредитор (если это МФО - то это СРО МиР, если банк - то пишем сразу в ЦБ), это можно сделать через электронную приёмную и даст дополнительную мотивацию кредитору для скорейшего решения данного вопроса;
4) Заявление кредитор обязан рассмотреть. В нашей практике, максимум рассмотрение заняло 30 дней. В течение срока рассмотрения от заёмщика могут запросить дополнительные документы (паспорт, снилс, ИНН и т.п);
5) По истечению срока рассмотрения заёмщику обязаны представить мотивированный ответ. В нашей практике негативных случаев не было - это говорит о том, что кредиторы, всё же, активно борются с мошенничеством;
6) Далее, кредитор обязан отправить данные на корректировку в НБКИ.