Продолжаем тему инкских строений, волнующую не только альтернативщиков, но и учёных самых различных областей знания. Эти сооружения - великолепный полигон для изучения следов и "подсказок", оставленных древними строителями, для создания и проверки на практике различных идей, возникающих у экспериментальщиков.
NOVA Затерянные секреты империи инков.
Сам фильм можно посмотреть тут
Благо, что он архивирован. Но в нём нет субтитров. Я, было, постаралась вытащить озвучку, для чего познакомилась с несколькими сервисами онлайн, записывающими ролики на комп, конвертирующими их в формат аудио, и переводящими аудио в текст. Трудилась, трудилась, чтобы делать это небольшими кусочками (безплатные сервисы ограничивают возможности). Почти всё содеяла, и вдруг обнаружила тот же ролик, на VoiceTube, а следом и текст озвучки. Вот что, Поиск Настойчивый делает :о) Но, местами в нём пропуски... Так что, конверторы снова были задействованы.
В общем, текст привела в тот вид, что удобен переводчикам Гуглю и Диплу, скормила им и получила очередной полуфабрикат :о) Немного человеческого фактора, немного картинок и... Получилось следующее.
Перуанские Анды Южной Америки являются одними из самых труднопроходимых горных цепей на земле. Анды, пострадавшие от землетрясений, извержений вулканов и мощных штормов, представляют собой динамичную страну с экстремальными экологическими условиями. Туманные джунгли Амазонки быстро уступают место зубчатым пикам высотой 20 000 футов. Хребет Анд отделяет безводную прибрежную пустыню от унылого высокогорного плато. В сухом или вертикальном положении для нормальной жизни эта земля кажется маловероятным местом для существования великой цивилизации. Но 500 лет назад амбициозный народ Анд по имени Инки строил впечатляющие города в облаках.
Их безстрашные инженеры связали эти цитадели на вершине горы с феноменальной системой дорог. И подвесные мосты, похожие на паутинку, сделанные только из травы.
500 лет назад, до того как испанцы пришли в Новый Свет, Империя инков была крупнейшей в Америке и простиралась почти на всю длину Анд.
Инки, безусловно, были самой странной и причудливой цивилизацией, которую когда-либо видела Земля. У них не было ничего из того, что мы считаем предпосылками для крупной цивилизации. Ни арки, ни колеса, ни систематизированной математики. Они не могли писать. Они не могли даже решить арифметические задачи*. И все же они смогли создать эту удивительную инженерию.
* - Не нужно откидывать в сторонку кипу - узелковое письмо, с помощью которого инки умудрялись запечатлять не только числа, но и повествовательные сведения
Инженерной средой инков был камень. В своих стенах и зданиях они продемонстрировали непревзойдённое мастерство обращения с камнем. Без строительного разтвора инки строили стены из взаимосвязанных блоков, которые на протяжении веков успешно выдерживали землетрясения. Но их интерес к камню выходил за рамки утилитарного.
Инки поклонялись камням. Они вырезали замысловатые узоры на природных обнажениях и лили в каналы пиво, чичамы, или жертвенную кровь, чтобы почтить память своих мумифицированных предков, обитавших в пещерах, высеченных внизу.
Выбирая высокие точки обзора в священных местах, инки создавали загадочные каменные колонны, резные столбы-привязки к солнцу. Они поклонялись солнцу и, возможно, изпользовали древки для обозначения звёзд. Смешивая каменную кладку с природным ландшафтом, инки вырезали камни, имитируя форму гор позади.
Но самая впечатляющая и загадочная каменная кладка находится в стенах их цитаделей. Гигантские блоки, некоторые из которых весят по сто тонн, разположены рядом друг с другом так точно, что между ними не помещается даже лезвие бритвы. Как строители-инки перемещали и устанавливали такие большие блоки без железных инструментов, тягловых животных и колеса?
Чтобы ответить на этот вопрос, NOVA пригласила в Перу нескольких экспертов с самым разным опытом.
Жан-Пьер Процен: Сегодня у нас довольно неплохо получается находить свидетельства/доказательства.
Профессор архитектуры Жан-Пьер Процен изучает изпользование камня инками. Он написал книгу об архитектуре инков и имеет некоторые определённые представления об их методах строительства.
Эд Франкемон (Ed Franquemont) — одновременно антрополог и строительный подрядчик, который несколько лет жил в перуанской деревне. Его особый интерес представляет то, как строители-инки организовывали свою рабочую силу.
Филипп Пети (Philippe Petit) — человек, который прошёл по канату между башнями Всемирного торгового центра (в 1974 г.). Он хочет знать, как строители-инки изпользовали траву для изготовления прочных верёвок, поддерживающих их высокие подвесные мосты, и пришёл сюда, чтобы помочь построить один из них.
Винсент Ли — архитектор и изследователь, который много путешествовал по Андам в поисках затерянных памятников инков. У него есть теория о том, как каменщики-инки делали такие точные соединения таких гигантских камней.
Хорошее место для поиска улик — цитадель с видом на город Ольянтайтамбо. Около пятисот лет назад внутри крепости строился храм Солнца.
Эд Франкемон: Учитывая все эти каменные блоки, это явно заброшенная стройка. Вопрос в том, откуда берутся эти камни и как они сюда попали?
Жан Пьер Процен: Ну, они пришли из карьеров на другом берегу реки, у подножия вот этой горы.
Команда решает пойти по маршруту к карьеру, проложенному древними транспортировщиками камня. Поход ведёт их вниз по наклонному склону на дно долины. По пути они находят массивные блоки, оставленные рабочими инками. Жители деревни называли эти скалы «пьедрас кансадас» — усталые камни. Одна легенда рассказывает о камнях, которые уставали, плакали кровью и отказывались двигаться.
Жан Пьер Процен: И вот здесь находится карьер, нижний карьер у подножья этого камнепада. Вы можете увидеть несколько пандусов. Другой карьер находится там, у подножия скал.
Жан Пьер Процен, обращаясь к своим друзьям, ведёт команду по остаткам дороги, ведущей к карьеру, на самом деле это камнепад, созданный камнями разрушающихся на верху скал. Здесь они находят 70-тонный камень, который рабочие карьеров инков превратили в прямоугольный блок. Жан-Пьер считает, что все валуны сначала обтёсывали в карьере.
Но как инки транспортировали эти тяжелые блоки вниз с горы к храму Солнца на другой стороне долины? Испанские хроники сообщают, что у инков не было ни колеса, ни сильных тягловых животных вроде волов. Давид Канал (David Canal Ontón), лидер общины и потомок инков, считает, что они удерживают блоки вручную. Он организовал транспортную команду, чтобы перевезти однотонный камень по по тому же маршруту, которым инки ходили между каменоломней и цитаделью.
На большей части своей длины пандус имеет пологий уклон. Но на полпути вниз по горе уклон внезапно превращается в почти вертикальный 800-футовый жёлоб (спускающийся) в долину внизу. Древним перевозчикам камня было очень трудно преодолевать этот подъём, так как их блоки были в десять раз больше, чем этот. В отличие от блоков инков, наблюдавшихся на маршруте транспортировки, этот валун не имеет квадратной формы и неуправляемо кувыркается.
В книге Secrets of lost empires : reconstructing the glories of ages past (Секреты утраченных империй: воссоздание славы прошлых веков) Barnes Michael описал этап эксперимента:
"... бригады быстро работали в демократически организованной группе, у которой, казалось, не было лидера, кроме мастера-такелажника, контролировавшего завязывание верёвок. Большая часть работы на пандусе выполнялась очень просто, со смехом и криками, путём обматывания веревки вокруг камня и перетаскивания её через деревянные рельсы или свободные камни размером с кулак, брошенные вниз в качестве опоры. Иногда рабочие бросали камни, а не тащили их. Когда каждый камень достигал вершины крутого жёлоба, мужчины отвязывали верёвку и, чтобы запустить камень в устье жёлоба, изпользовали её как пращу. Таким образом мы запустили три камня. Они, пока спускались по желобу, стремительно набирали скорость, а внизу разлетались на несколько кусков, повредив кукурузное поле одного фермера. Несомненно, наши камни были гораздо более хрупкими, чем твёрдый риолит Качиката, который изпользовали инки; тем не менее, почти наверняка инки спускали свои тщательно отобранные и предварительно отформованные камни на берег реки не таким способом! Вероятно, под руководством более опытных специалистов инки осторожно спускали камни по желобу, а рабочие бригады через определённые промежутки времени подталкивали их."
Эд Франкемон: Вероятно, инки хотели, чтобы это произходило не так.
Винсент Ли: Нет. Нет. Я просто хотел это увидеть сейчас, а теперь всё то же самое. Знаете, если бы оно повернулось вот так, оно было бы цилиндрическим. Ему было довольно легко покатиться/развернуться, там, где не удалось бы большому квадратному блоку, и вот прямо сейчас это было сделано.
Жан Пьер Процен: Это правда. -может, и не делали этого.
Спустив глыбу по частям, явно не инкским способом, все надеются, что со следующим изпытанием справятся лучше. Переправить глыбу через реку Урубамба.
В это время года уровень воды самый низкий, и река выглядит довольно привлекательно. Но после сезона дождей она становится потоком, двигаться вперёд невозможно. Давид считает, что буксировщики инков предпочли бы пересечь реку на самом мелком участке. Но даже здесь сильное течение, и многие из его людей умеют плавать. Чтобы умилостивить духов реки, Давид устроил подношение тростникового алкоголя. Для мужчин мокрые камни скользкие, но это оказывается преимуществом, когда приходит время тащить камень.
Эд Франкемон: Это было идеально! Это было проще, чем передвигать его по земле, и всё прошло довольно быстро. Именно так, как я и думал работать.
Задача переправить камень через Урубамбу оказалась гораздо проще, чем все предполагали. Но пересечь поля по дну долины — гораздо большая проблема, потому что камень действует как плуг, вгрызающийся в мягкую почву. Вероятно, когда-то через долину проходила дорога, но она была разрушена веками земледелия. Было получено разрешение на разкопки одного из блоков, заброшенных во времена инков, чтобы выяснить, есть ли под ним какие-либо следы дорожного полотна.
Винсент Ли: То, что оказалось внизу, было слоем мелких камней поверх того, что, похоже, было подготовленным основанием гравийной дороги. Таким образом, полученная поверхность, на которую, по-видимому, на самом деле опирался камень, представляет собой просто камни размером с мяч для софтбола - не обязательно круглые, но вы знаете - и это мало чем отличается от поверхности, которую мы видим на пандусах сегодня.
Теперь, когда они нашли дорогу, по которой тащили камни инки, команда хочет увидеть, насколько сложно будет перетащить гораздо более тяжелый блок по аналогичной поверхности. На площади под цитаделью они находят настоящий пятнадцатитонный блок инков, а наклонная мощёная поверхность является хорошим приближением восьмиградусного пандуса, ведущего к храму Солнца. Чтобы вытащить блок, Давид собрал команду из двухсот пятидесяти мужчин, женщин и детей из Ольянтайтамбо и соседних деревень. Здесь царит праздничная атмосфера. Все пришли посмотреть, как через город волокут огромный блок.
К сожалению, камень отказывался сдвинуться с места. Но после очередного предложения тростникового алкоголя и некоторого воздействия рычагом камень наконец отклеился. Лёгкость, с которой блок передвигается по мощёной поверхности, доказывает, что его можно было протащить вверх по склону к храму Солнца.
Давид Канал: (перевод на английский) Я не сомневался, что мы сможем это сделать. Наши предки делали это, поэтому я знал, что мы тоже можем это сделать. Человеческий труд способен на всё.
Решительность, проявленная людьми Давида, делает гораздо более понятными скорость и масштабы строительства империи инков. Согласно легенде, около 1450 года нашей эры вождь по имени Пачакути, чье имя означает «Сотрясатель Земли», начал агрессивную военную кампанию, которая превратила инков из небольшого сообщества в долине Куско в гиганта, поглотившего всех своих соседей в Андах.
Предлагаю также ознакомиться с интервью Винсента Ли
И с переводом статьи Жана-Пьера Протцена и Стеллы Наир