Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.
Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с переводом на русский.
Я же сделала свой перевод, пользуясь он-лайн перевочиками.
Nota Bene! Новичкам!
Ссылка для вас специально:
Автор канала на Ютюбе World of Antiquity - David Miano размещает любопытные материалы по древним сооружениям. Это - своего рода экскурсии с привлечением замечательных людей для ответов на душещипательные вопросы подписчиков :о) На сей раз разговор о полигоналке. Поехали.
Для тех, кто не знает: термин «многоугольная кладка» изпользуется для описания рисунка кладки, включающего блоки с более чем четырьмя сторонами. Если посмотреть на фасад стены, то часто камни (или большинство камней) имеют форму неправильных пятиугольников или шестиугольников. Углы не обрезаются под прямым углом, за изключением некоторых случаев или угловых блоков. Полигональная кладка обычно включает в себя натуральный камень, блоки имеют произвольную форму, а затем их обрабатывают таким образом, что они становятся неправильными многоугольниками, плотно прилегающими друг к другу на лицевой стороне конструкции.
Особенностью многоугольной кладки является то, что она не требует раствора, обладает достаточной прочностью и устойчивостью, чтобы выдерживать умеренные землетрясения. Каменные блоки не удерживались на месте какими-либо скобами или клиньями; статика и механическая прочность стен объяснялись изключительно огромной массой и весом самих камней.
В археологических данных полигональная структура была зафиксирована по всей материковой Греции, причём самые старые останки были найдены в Аттике, на Пелопоннесе и в Акарнании. Эта техника строительства стен раньше считалась промежуточным методом между циклопическими стенами микенских времён и стенами из квадратного тёсаного камня, но теперь понятно, что она возникла примерно в то же время, что и стены из квадратного тёсаного камня, и это всего лишь конструктивный вариант.
До сих пор я показывал вам древние примеры многоугольной кладки, но я понимаю, что вы действительно хотите узнать о крепости Саксайуаман, которая находится в Куско в Перу, главном городе империи инков в период её разцвета. Разломка крепости началась в 1537 году, всего через пять лет после того, как первые испанцы достигли Куско. Да, испанцы успели увидеть её во всей красе, хотя внешняя стена так и не была достроена. То, что мы видим там сейчас, - это то, что осталось от крепости после того, как ее изпользовали и злоупотребляли ею как каменоломней в течение многих веков. Причина, по которой я ещё не разсказывал об этом комплексе, заключается в том, что он не является древним. Он был построен в основном в 1400-х годах, что позволяет отнести его к эпохе позднего средневековья в Европе.
Исторические записи приписывают разработку проекта крепости в течение нескольких лет четырём архитекторам: Уальпа Римачи, Мариканьчи, Акауана и Калла Кунчуй. Строительство крепости было начато во времена правления великого строителя империи инков Пачакути или, возможно, его сына Тупы в середине XV века н.э.
Видите эти маленькие камни, уложенные между большими?
Иногда в интернете можно встретить людей, утверждающих, что инки не могли построить эту крепость, и в качестве доказательства они указывают на эти камни. Они говорят, что эти камни меньшего размера представляют собой ремонтные работы инков, и поэтому большие камни должны быть более раннего периода. Но если просто поспрашивать, почитать или посмотреть на старые фотографии, то грамотный изследователь поймёт, что эти маленькие камни - это современные ремонтные работы, а не камни времён инков.
Эта каменная кладка, которую мы видим здесь, представляет собой современную реконструкцию, выполненную спустя сотни лет после периода инков, и это было сделано для того, чтобы привести в порядок это место. Вы можете увидеть всё это вдоль стен Саксайуамана. Это видно, если сравнить изображение 1930-х годов с современным.
Вы можете ясно видеть, где стены из низкокачественного камня были построены недавно, чтобы остановить сползание почвы с холма, защитить территорию и сделать её безопасной для туристов.
Здесь три пилообразных стены, (углами) разположенных в шахматном порядке. Создаётся впечатление, что третья и вторая стены были построены первыми, а первая стена, построенная из более крупных и грубых камней и спроектированная немного по-другому, была построена последней. Она имеет признаки незавершённости.
Часть кладки здесь соответствует известным древним методам обработки камня и поэтому не требует особых пояснений. Однако, я хочу остановиться на более крупных каменных блоках, из которых некоторые весят несколько тонн.
Я слышал, что один из краеугольных камней - самый тяжёлый, около 120 тонн. Качество изогнутых контактных поверхностей поражает, они прилегают очень близко друг к другу практически без зазора. Тот факт, что они почти идеально подходят друг к другу, заставил некоторых изследователей ошибочно решить, что камни были сформированы или отлиты из определённой пластичной смеси – и были предложены разные типы. Но зачем дизайнерам делать дорогую пластичную смесь, когда вокруг много готового материала – натуральных камней произвольной формы, которые хорошо подойдут для полигональной кладки? И зачем им изпользовать пластиковую смесь для изготовления таких сложных форм? Этот метод лучше подходил для изготовления каменных блоков одинакового размера. Меня не убеждают аргументы о геополимерах.
Вероятно, самым крупным экспертом по архитектуре и каменному строительству инков был Жан-Пьер Протцен, который умер в начале этого года (21 января 2021 из-за осложнений после COVID). Было бы здорово пообщаться с ним. Он оставил нам множество книг и статей на эту тему. Ещё один человек, который провёл немало изследований на эту тему, - архитектор Винсент Ли (Vincent Richards Lee). Он написал книги и статьи о методах, изпользованных для создания многоугольной кладки в Саксайуамане, а также выступал в телевизионной программе NOVA, разсказывая о своих теориях. Он всё ещё здесь. Угадайте, что? Я хотел дать вам самый лучший ответ, поэтому связался с Винсом Ли, чтобы задать ему несколько вопросов. Вот наш разговор.
Dr. Miano: Я разговаривал со многими людьми, которые имеют представление о Саксайуамане, и они думают: «Инки не могли его построить. У них не было таких технологий", „Должно быть, он достался от какой-то древней затерянной цивилизации“ или что-то в этом роде. В целом, что вы думаете о подобных теориях?
Vincent Lee: Я не верю ни в одну из этих необычных теорий. Древние были так же умны, как и мы, и в некоторых отношениях, возможно, лучше в том, что они делали, чем мы бы пытались сделать то же самое сегодня, потому что они делали это постоянно. И поэтому я уверен, что у них были всевозможные трюки и методы работы с большими камнями и так далее, которые мы с тех пор потеряли и не придумали, ну, вы знаете, не переосмыслили ещё. Так что это всё чепуха. Они были так же умны, как и мы, и с помощью целенаправленного интеллекта они делали всё то, что мы находим древнего, насколько я понимаю.
Dr. Miano: Да, да, и я с вами согласен. Хорошо, давайте поговорим о процессе. Итак, прежде всего, камни - из чего они сделаны и откуда взялись?
Vincent Lee: Мы говорим именно о работе в Саксайуамане?
Dr. Miano: Именно так.
Vincent Lee: Да, это что-то вроде... Все его называют юконским голубым известняком. Это довольно твёрдый известняк, и склоны холмов за памятником, то есть севернее памятника, усеяны обнажениями точно такого же камня, причём его довольно много, если пройти достаточно далеко на север, может быть, в трёх или четырёх километрах к северу от места. Летописцы говорят о самых разных източниках камня, в том числе о тех, которые находились очень далеко и, честно говоря, вряд ли могли быть изпользованы для больших монолитов. Часто неясно, говорят ли они о больших камнях на северных террасах или просто о камнях, изпользованных для изготовления самого памятника, который включал в себя большой объём работ, как на вершине холма, так и по другую сторону от северных террас. И ясно, что большая часть этого камня прибыла из Румикольки, большого карьера андезита в каньоне ниже Куско и так далее, а также из других мест. Но я думаю, что весьма вероятно, что большая часть камня на северных террасах прибыла со склонов холмов к северу от самого памятника.
Dr. Miano: И как далеко это было бы от того места, откуда они принесли камни? Примерно.
Vincent Lee: Если посмотреть на Google Earth, то примерно в пределах трёх-четырёх километров. Повсюду вы увидите выходы точно таких же камней, и в некоторых местах даже имеются свидетельства того, что здесь могли добывать камень, хотя сейчас эта территория, конечно, плотно заселена фермерами и так далее. Так что многие ранние свидетельства изчезли. Однако Эфраим Сквайер (Ephraim George Squier), посетивший это место в 1850-х годах, ещё до того, как здесь появились новые постройки, поднялся туда и осмотрелся, и сказал, что на склоне холма повсюду видны следы каменоломен.
Dr. Miano: Как вы думаете, каков был процесс добычи камня? Как они делали блоки в каменоломне?
Vincent Lee: Одна из интересных вещей об инках, в отличие от большинства других древних цивилизаций, которые строили много вещей из камня, заключается в том, что инки почти не занимались тем, что мы бы назвали разработкой каменоломен. То есть в Андах было так много валунов и так далее, оползней и осыпей, и вы знаете, это горы, которые разрушались, и т. д., что у них был почти неограниченный запас сыпучего материала. И почти вся их работа заключалась в том, что они просто собирали камни со склонов гор или из земли, выкапывали их из земли и изпользовали, в отличие от того, чтобы действительно высекать их из горной породы, как в своё время это обычно делали, например, египтяне.
Dr. Miano: Понятно, теперь хорошо...
Vincent Lee: Это также, кстати, на мой взгляд, позволяет понять, почему они предпочитали многоугольные камни, ведь помимо того, что они не добывали их и, следовательно, не могли вытесать из горной породы прямоугольные или прямолинейные блоки. Они не только не делали этого, но и изпользовали камни всевозможных форм и размеров, и единственным инструментом, который у них был... Как вы знаете, это часто был очень твёрдый камень: в Мачу-Пикчу - белый гранит, в Ольянтайтамбо - риолит, в Саксайуамане - известняк, в Куско - андезит. Это всё твёрдые камни, и бронзовое долото, которое было у инков, не поможет вам с этими камнями. Приходится, как египтяне обрабатывали гранит в каменоломнях Асуана, изпользовать молоток. А молотки можно найти повсюду, если знать, где искать. Очевидно, что они просто отбивали ненужный материал, и чем меньше отбивать, тем лучше. Поэтому, если вам нужно заполнить какое-то место в стене, лучше всего осмотреться вокруг, пока не найдёте камень такого размера и формы, и, для его установки на место, отбить лишний материал.
Dr. Miano: Ясно. Привозили ли они на стройплощадку камни в очень грубом виде, прежде чем их обрабатывали? Или сколько работы они проделывали в каменоломне, прежде чем привезти их?
Vincent Lee: Думаю, ответы на многие из этих вопросов нам неизвестны. Но мне кажется, что очевидным способом работы с камнями было бы отколоть как можно больше ненужного материала на месте их нахождения, чтобы было меньше веса, который нужно переместить, чтобы доставить их на место работы. И, конечно, если вы когда-нибудь бывали в Оллантайтамбо - вы там бывали?
Dr. Miano: Я никогда там не был.
Vincent Lee: О, ты должен поехать. Это крупное поселение инков, которое было заброшено во время строительства, и карьер всё ещё там. И всё, что они там делали, очевидно для любого, кто знает, что искать. А карьер находился далеко от рабочей площадки, и вы можете увидеть по всему карьеру следы, где камни грубо обрабатывались перед транспортировкой на рабочую площадку.
Dr. Miano: Отлично, да, тогда как же они доставляли их на место?
Vincent Lee: Это ещё один способ, применением которого инки, насколько мы можем судить, были совершенно не похожи на другие культуры, которые так много работали с камнем. Единственное имеющееся у нас свидетельство перемещения камня инками - это рисунок в книге Гуамана Пома де Айала «Письмо королю», где он изображает камень, который группа парней тащит прямо по земле с помощью верёвок, обвязанных вокруг камня.
А их начальник стоит на камне и кричит на них, держа в руках что-то вроде маленького кнута. И летописцы говорят, что инки обычно просто таскали камни прямо по земле. Но, если применить это к камням такого размера, как в Саксайуамане, это звучит немного причудливо. Однако мой хороший друг и коллега Жан-Пьер Протцен, ещё один архитектор, как и мы, который сделал много... проделал много работы в этой области - сейчас он скончался - но он проделал много работы над этим, и он внимательно изследовал карьеры в Ольянтайтамбо, включая камни, которые были брошены при транспортировке между карьером и местом развалин в Ольянтайтамбо. И, кстати, некоторые камни в Ольянтайтамбо такого же размера, как и камни в Саксайуамане. Так что то, что он обнаружил, вполне применимо к камням размером с саксайуаманские. И он обнаружил, что одна из широких сторон обычно была сглажена и имела нечётко выпуклую форму, а края часто были загнуты вверх, скошены вверх, чтобы не впиваться в землю. Он даже обнаружил, когда перекатывал их на бок, чтобы разсмотреть это выпуклое основание, он даже обнаружил на камне следы волочения, указывающие, в какую сторону его тянули, и это относится к камням весом до 80 тонн.
Знаменитый камень находится прямо у дороги, недалеко от города Ольянтайтамбо. Он выглядит как огромная каменная лодка, и её тащила по земле огромная длинная колонна, предположительно из тянущих её людей. Никаких саней не было.
Dr. Miano: Значит, просто тащили, да?
Vincent Lee: Невероятно. И мы, он и я, оба провели математические разсчёты и...
Dr. Miano: Да, сколько людей вам понадобится?
Vincent Lee: Один из примеров, который я только что привёл, когда камни на этом месте были брошены по пути, включает три камня, которые находятся на прямой линии. Дороги, по которой их тащили, теперь нет, потому что она находится посреди фермерского поля. Однако эти три камня тащили, предположительно, один за другим по старой дороге.
И вот что я сделал: я отправился туда, измерил все три камня, определил примерный вес каждого, а затем измерил размеры транспортных дорог, которые мы всё ещё находим в каменоломне и на подходе к руинам. Все они, почти все, около шести метров в ширину. Это дает представление о том, сколько колонн тягловой силы (тянущих людей) могло быть. А если измерить разстояние между вторым и третьим камнями в линии, а также первым и вторым камнями в линии, вы получите представление о том, сколько шеренг людей может поместиться в этом пространстве. В итоге вы получаете прямоугольник шириной около шести метров, равный расстоянию между камнями, который можно заполнить тянущими, и это даёт вам некоторое представление. Конечно, вы не знаете точно, как далеко друг от друга они находились и как близко друг к другу разполагались на верёвках. Но если вы выделите каждому из них, например, метр для работы, вы получите количество людей. И если вы примените его к весу камня и предположите, что его тащили прямо по земле, вы получите коэффициент трения около 0. 5, и если применить эти цифры, то получится эмпирическое правило: если взять камень и умножить его вес в тоннах на десять, то именно столько людей потребуется, чтобы его тащить.
Dr. Miano: Понятно. Почему они не... почему они не... Мне кажется, я где-то читал - возможно, это вы сказали, - что камни не тянут, а толкают. Почему бы им просто не положить их на бревна или что-то в этом роде и не толкать их таким образом?
Vincent Lee: Ну... во-первых, местность там очень холмистая, а каменоломня, о которой я говорю, находится на склоне огромной горы. Это просто... гигантское поле осыпи, вот что это такое - повсюду валуны. И оказалось, что для сооружения дороги, достаточной, чтобы изпользовать катки и тому подобные вещи, требуется много времени и усилий. Знаете, катки - я работал с... Я много работал с большими камнями, знаете, в поле, просто играя с ними и проверяя теории и тому подобное. С роликами работать очень сложно. Все они должны быть одного диаметра, все они должны быть идеально прямыми, они должны быть идеально круглыми, дорога должна быть идеально ровной. В полевых условиях все эти условия очень трудно соблюсти.
Даже египтяне, как мне кажется, очень редко изпользовали катки. Они изпользовали их в гробницах и внутри памятников, где можно было создать идеально ровную поверхность, потому что они катались по мощёным поверхностям и прочему. Но как только вы выходите в поле, очень трудно заставить катки работать. Они сбиваются под нагрузкой, идут вкривь и вкось. Груз - если есть хоть малейший угол в сторону, или не угол, а наклон в ту или иную сторону, груз сразу же пытается повернуть в эту сторону, и вы постоянно боретесь с этим и всем остальным.
Так что для создания хорошей дороги требуется много труда и много усилий, а если вы тащите камни на большое разстояние, то это почти больше хлопот, чем пользы. А у этих парней, очевидно, было достаточно рабочих и прочего, так что они смогли избежать этой проблемы, просто перетащив их.
Dr. Miano:. Хорошо. Давайте поговорим о том, что произходит, когда они добираются до места работы. Я читал, что вы придумали идею с копированием и скрайбированием (разметкой с помощью черты). Не могли бы вы немного разсказать об этом? И по-прежнему ли вы считаете, что именно так они и поступали?
Vincent Lee: Я по-прежнему так считаю, но это требует небольшого объяснения. Первое, что вы должны были сделать: перетащить все эти камни на перевалочный двор где-нибудь поблизости от места работы, а не пытаться привозить их по одному. Это потому, что парни в каменоломне понятия не имели, куда отправится тот или иной камень, а парни на стройплощадке должны были просто брать, что попадается. Конечно, они собирали стену, и им нужно было заполнить определённый проём, поэтому им нужен был большой запас камней на складе, из которого можно было выбирать. Очевидно, что камни из каменоломни прямо на стройплощадку не шли. Они поступали на склад, где их разкладывали таким образом, чтобы бригадир мог выбрать те, которые ему нужны, для тех помещений, над которыми он в данный момент работал.
Вопрос о подгонке, который вы задали, действительно заставляет обратить внимание на три возможных метода, которые я вижу. Первый - это, конечно же, метод проб и ошибок. Если вы почитаете испанские хроники того периода, то все они отдают предпочтение именно ему. На самом деле, именно этот способ описывается в них как изпользуемый с небольшими камнями - относительно небольшими камнями. Кроме одного, ни один из летописцев, не говорит об изпользовании камней такого размера, как в Саксайуамане. Так что на самом деле они говорят о небольших камнях, которые можно увидеть по всему Куско. Эти камни мы называем «камнями одного или двух человек». Вы можете просто поднять их. Знаете, они тяжёлые, но не настолько.
Оказывается, мой друг Жан Пьер Протцен провёл эксперимент в каменоломнях в Румикольке, вниз по реке от Куско. Это андезитовый карьер. И он показал, что если предварительно придать последующему камню форму... вписать в стену, а затем отколоть поверхность места, на котором он будет сидеть, и, оставив пыль на этом месте, очень аккуратно положить этот предварительно отшлифованный верхний камень в пыль, а затем убрать его, то в пыли можно увидеть узор, указывающий, где находятся высокие (выступающие) точки. Тогда вы достаете молоток, немного отбиваете эти высокие точки и делаете то же самое снова, и находите всё меньше и меньше высоких точек. Если вы делаете это достаточно долго, то вскоре получаете идеальную подгонку. Он сделал это для двух блоков, размером примерно с бетонный блок 8x8x16 . Эти камни было легко перемещать, а значит, легко аккуратно подбирать и аккуратно заменять.
Чего он не сделал: он не заделал шов постели (то есть основание камня) и одновременно (шов) с соседним поднятым камнем. Если внимательно изучить руины в Саксайуамане, можно увидеть, как это делалось всё время. Стены изпещрены Г-образными (прямолинейными) швами, где ясно видно, что верхний камень устанавливался к соседнему и на тот, что под ним за одну операцию. Получался один большой Г-образный шов. Он этого не делал, но я думаю, что, намазав грязью поднимающуюся поверхность, чтобы она не отвалилась, а затем аккуратно положив камень по диагонали в пространство, касающееся как поднимающейся, так и лежащей поверхности, можно сделать то же самое, что сделал он. Таким образом, он показал, что да, действительно, есть место, где методом проб и ошибок можно установить небольшие камни, которые вы видите по всему Куско. И это не так уж сложно. Очевидно, именно это увидели летописцы, когда приехали туда, потому что они наняли... ну, наняли - это, конечно, не то слово... они заставили каменщиков инков построить для них больше стен. Многие стены в Куско были построены уже после прихода испанцев, но строителями инков. Так что они видели, как это делали инки, и знали, как это делается.
Проблема с большими камнями заключается в том, что мы не знаем ни одного простого способа тщательно подобрать и аккуратно заменить большой камень, который был бы доступен инкам. Есть места, где это можно сделать, есть способы переместить их, сдвинуть большой камень с места, но почти все они (эти способы) просто нарушат этот узор в пыли. Я не знаю ни одного метода, который бы позволил им сдвинуть с места даже камни Хатунрумийока*, например, прямо в Куско, но, конечно, камни Саксайуамана, я не думаю, что у них был какой-либо метод, который бы не нарушал рисунок в пыли. Поэтому мне совершенно неясно, как инки решили бы эту часть проблемы, чтобы изпользовать для больших камней тот же метод, что для маленьких.
* - Хатунрумийок - пешеходная улица Куско
Dr. Miano: Понятно, значит, сейчас вы склоняетесь к теории проб и ошибок, считая, что они могли делать это не так?
Vincent Lee: Я просто не представляю, как у них была возможность сделать это. Кроме того, конечно, с таким огромным камнем, как в Саксайуамане, это заняло бы невероятно много времени, невероятно гениальных затрат времени и, вероятно, было бы опасно, так что, если вы попытаетесь представить себе, как можно сделать то, что я только что описал, с большим камнем, даже изпользуя доступные им методы, вы говорите о гигантском проекте.
Итак, многие люди предлагали мне избавиться от этой проблемы, изпользуя какие-то шаблоны, изпользуя некий макет камня, а не сам камень, и, предположительно, шаблон легче, его легче перемещать, бла-бла-бла. Вы можете изпользовать тот же метод, но вместо самого камня вы будете изпользовать что-то вроде бальзового дерева.
Проблема в том, что вам придется предварительно отшлифовать следующий камень, который будет входить в стену, а затем каким-то образом сделать с него идеальный негативный оттиск с точностью до миллиметра. Затем по этому негативному оттиску нужно сделать идеальный позитивный оттиск с допусками в миллиметр, и этот позитивный оттиск станет объектом, который вы переместите, чтобы изпользовать в качестве шаблона для отделки камня. Он должен быть достаточно лёгким, чтобы его можно было легко перемещать, но достаточно устойчивым, чтобы выдержать усадку в сухую погоду, разширение в сырую погоду, постоянное перемещение туда-сюда, Бог знает сколько раз, грубой строительной бригадой. Из каких материалов и какими методами они должны были сделать такой шаблон? Мне это неизвестно. Сегодня нам было бы трудно это сделать.
Dr. Miano: Итак, если это не метод проб и ошибок и не шаблон, то что же ещё?
Vincent Lee: Как вы знаете, я архитектор и долгое время работал в Джексонвилле, штат Вайоминг, и получил образование на востоке, в Принстоне. Но когда я приехал туда, в начале 60-х годов, они всё ещё много чего строили из брёвен: срубы. Я смотрел, как старые резчики складывают брёвна, и сказал: «Погодите-ка. Знаете, эти парни скрепляют эти брёвна вместе, и каждый раз у них получается идеальная подгонка. Никаких проб и ошибок. Они берут бревно неровной формы, размечают его по тому бревну (тоже) неровной формы, что внизу, вкатывают его на место один раз, и оно подходит.
А если не подходит, все остальные парни устраивают им, знаете ли, разнос; босс увольняет их и нанимает другого резчика.
И тогда я сказал: ну, именно так инки и поступали с большими камнями. Интересно, как этот процесс можно перенести на большие камни, и вот откуда взялась идея. И, конечно, разметка - это хорошо известная техника. Её до сих пор изпользуют люди, которые даже не строят срубы. Например, если у вас в доме есть каменная стена, а вы хотите поставить рядом с ней красивую книжную полку или шкаф, плотник оставит на этой стороне деревянной конструкции довольно широкую доску, а затем возьмет эту конструкцию, приложит ее к каменной стене, и возьмёт предмет, очень похожий на черту ремесленника, с указателем на одном конце и карандашом на другом, только на нём будет уровень, чтобы он всегда был в одном и том же положении и пространстве, и просто проведёт этим компасом по поверхности камня. Он проведёт заострённым концом по лицу камня, держа уровень-пузырёк по центру, а карандашом нарисует точный рисунок лица камня стенки на широкой доске, а затем просто возьмёт лобзик, отпилит по карандашной линии и придвинет конструкцию с этой доской к стене, и она идеально впишется.
Dr. Miano: А что, если вы подбираете что-то с тремя... ну, то есть с тремя сторонами (гранями), о которых им придется безпокоиться? И если они сделают это с помощью камня, как это будет работать?
Vincent Lee: Да, давайте начнём с самого низкого уровня, первого уровня в Саксайуамане. Вы видели фотографии. Все швы между камнями, как правило, длинные, более или менее прямые, вертикальные, и именно там, кстати, обычно находятся самые большие камни, за изключением углов, это ещё и вопрос строительства. Они ставятся на углу, потому что это слабое место в зигзагообразной стене, и поэтому туда кладут большие камни.
Но как бы то ни было, самый нижний ярус в Саксайуамане - это большие камни, соединённые между собой более или менее вертикальными прямыми швами. Я буду называть их I-образными. И в этом случае проще всего представить себе применение моего метода на камнях. Если вы возьмете два таких камня и поставите их достаточно далеко друг от друга, чтобы между ними могли работать несколько человек, то первым делом вы, конечно, выберете два камня примерно одинаковой формы, потому что, опять же, вы хотите стёсывать как можно меньше, чтобы сделать стык. Верно?
Итак, вы ставите их рядом друг с другом, чтобы между ними могла работать пара парней, а затем начинаете обтёсывать эти грани, чтобы простая палка, которая изначально чуть длиннее, чем самое большое разстояние между камнями... и обтёсываете эти две поверхности (настолько), чтобы, куда бы вы ни приложили палку, между камнями она помещалась точно (впритык).
Теперь концы палки должны быть... камень на концах палки должен быть двумя камнями... двумя частями камня, которые соприкасаются, когда вы сдвигаете их вместе. Это говорит о том, что палку, как и плотницкий циркуль с пузырьковым уровнем, нужно держать ровно и прямо. Она не может... не должна шататься. Она должна всегда иметь одну и ту же ориентацию в пространстве. Итак, вы делаете из неё вилку, а на вилку надеваете "сливовый боб" (отвес), который не дает ей подниматься и опускаться от конца к концу.
Dr. Miano: Ах, вот как они делали нивелир до изобретения современного уровня.
Vincent Lee: Точно, точно, и я нашёл "сливовый боб". У меня был один здесь в... Я нашёл отвесы инков. Они были повсюду. А ещё нужно, чтобы камень не вращался вокруг линии отвеса, и для этого нужно начинать с внешней стороны камней, создать... вырезать краевой шов на каждом камне, а потом тщательно отмерять от этого края по мере продвижения вглубь, чтобы разстояние до конца каждого камня всегда было одинаковым. И если вы сделаете эти две вещи очень аккуратно, вам придется переместить камни всего один раз.
Dr. Miano: Правильно, да, и все должно подойти, верно? Да. И затем вы просто идёте бок о бок по нижнему уровню, вот так.
Vincent Lee: Верно, верно, именно так. И ещё один момент, о котором следует помнить при изспользовании этого метода, - нет никакой разницы, плоские ли поверхности. На самом деле, поверхности, скорее всего, не будут плоскими. Они будут иметь определённый изгиб, который повторяет первоначальную неровность камней, так что...
Dr. Miano: Но разве не сложнее сделать один сверху, потому что вы не можете положить камни бок о бок?
Vincent Lee: Верно. Вот тут-то и начинается самое сложное. Метод разметки точно такой же, хотя в этом случае вам придётся одновременно разметить шов подъема и шов подстилающего слоя. Вы не можете сделать одно, а затем другое.
А это значит, что вместо горизонтального положения скрайбера нужно сделать диагональное, примерно под углом 45 градусов, так, чтобы вы шли по возходящей (с примерно вертикальным положением) поверхности и сразу за углом переходили к подстилающей (постельной) поверхности, сохраняя при этом одинаковое разстояние от поверхности и держа отвес прямо.
Dr. Miano: Это было бы так же, как если бы это была изогнутая сторона, я думаю, вы знаете, или...
Vincent Lee: Именно, и именно поэтому, если вы посмотрите на эти Г-образные соединения, угол внизу всегда круглый. Это никогда не квадратный угол. В работах инков почти никогда не встречается квадратный угол. На самом деле, это совсем другая тема, но мы могли бы поговорить об этом позже.
Dr. Miano: Разве вам не нужно держать камень над другим камнем? И что же вы для этого изпользуете?
Vincent Lee: Камень должен быть разположен так, чтобы вы могли изпользовать разметочный инструмент в этой ориентации. Способ, которым вы это сделаете, заключается в том, что вы подвесите камень, следующий камень, даже большой, выше и со смещением от стороны поднимающейся поверхности сиденья, которое вы пытаетесь создать внизу. Вы предварительно придаёте верхнему камню форму, а затем подпираете его в таком положении, и то, как я показал это в своей первоначальной работе, которую вы читали, конечно, выглядит довольно неустойчиво, и никто не хочет лезть туда и что-то делать, не говоря уже о том, чтобы отколоть какой-нибудь камень, и...
Dr. Miano: Поэтому вы придумали идею получше.
Vincent Lee: Да, конечно, лучше, если у вас есть подпорная стенка сзади стыка, и задняя часть камня, который вы подвесили, опирается на эту подпорную стенку, и только передний край, тот край, который будет лицевым, когда работа будет закончена и стена будет засыпана, - это передний край опирается на бревенчатые столбы. И это ещё одна особенность Саксайуамана. Если вы внимательно посмотрите на него, то увидите, что многие камни имеют как бы квадратные или слегка закруглённые размером с компьютер углубления на нижней стороне камня.
Многие из них просто имеют большой выступ на нижней грани камня, и все эти особенности были местами, где вершины этих столбов могли поддерживать камень в таком положении... Это моя теория, во всяком случае. И люди часто говорят: «Боже мой. Эти камни слишком тяжёлые. Они не могут работать». Неправда. Возьмите 8- или 10-дюймовое бревно - оно выдержит тысячи фунтов. Дерево в такой конфигурации, когда его не сгибают, а просто сжимают, - очень прочный материал*. Даже такая мягкая древесина, как сосна, которая растет у нас в Вайоминге, выдерживает тысячу фунтов на квадратный дюйм. А если взять 10-дюймовую штуку, то речь идёт о тысячах фунтов: 50-60 тысяч фунтов опорного веса, и под передним краем обычно находится не менее трёх, а иногда и больше таких стоек. Собственно говоря, доставить его туда, установить столбы, убрать их в конце, а затем опустить камень - всё это непросто, но это не для таких людей, как инки, которые явно умели возиться с большими камнями. Они вовсе не являются неразрешимыми. Они не трудны. Просто... нужно делать это правильно.
* - Для подъёма гранитных колонн весом 90 тонн в самом начале 20 века изпользовали мачтовый кран с мачтами из стволов вайомингской сосны
Dr. Miano: Очень интересно. Да, похоже, это самый эффективный способ. Не знаю, может быть, они и освоят его настолько, что смогут делать это относительно быстро, но...
Vincent Lee: Дело в том, что, по крайней мере, вы перемещаете камни всего один или два раза. Ты не пытаешься сдвинуть его 30 раз, сто раз или сколько-то ещё.
Dr. Miano: Да, потому что это самое сложное.
Vincent Lee: Кто знает, сколько раз вам придётся его передвигать, чтобы изпользовать метод проб и ошибок.
Dr. Miano: Да, очень интересно. Это великолепное достижение, эти стены, и да, самое смешное в том, что они настолько впечатляют, что люди придумывают все эти странные теории о том, как инки не могли этого сделать. На самом деле, я думаю, вы бы сказали, что самая сложная часть - это понять, как это сделать, а не сделать это на самом деле, верно? Да.
Vincent Lee: Эти парни были волшебниками в обращении с камнями. Знаете, камень для инков был священным материалом. То есть для них это был не просто строительный материал. Вот почему каменная кладка инков, как правило, не украшена всевозможными узорами и не изпользуется так, как это делали другие люди. Главное - сам камень, и поэтому они просто оставляли его необработанным, знаете ли, или с лицевой стороной, знаете ли, и это совершенно прекрасно. Поймайте его при правильном освещении и так далее, и он, знаете, это совершенно не украшенные каменные стены, и всё же они абсолютно великолепны. Когда вы приезжаете туда, вы смотрите на них и говорите: «Вот дерьмо, эти ребята собрали всё свое дерьмо вместе или как?» Ну, вы понимаете. А ещё вы найдете камни... Писак - хороший пример этого, где они строят эти стены прямо на скалах, знаете, где лицевая сторона стены упирается в 300-футовый обрыв внизу, а затем первый ряд камней идеально вписывается в этот обрыв, а остальные камни идут вверх, так что у них не было даже одной стороны стены для работы, и все же они смогли это сделать, так что у этих парней, в их разпоряжении были серьёзные методы обработки камня.
Dr. Miano: Если вы хотите ознакомиться с материалами Винса по Саксайуаману или другим мегалитическим памятникам, вы можете найти их на его сайте
www.vince-lee.com. Что касается вопроса о том, существует ли какая-то культурная связь между многоугольными кладками по всему миру, имейте в виду, что если сопоставлять их, значит, отрывать их от исторического контекста - игнорируя их даты, различия между ними, окружающие особенности, историю мест, то более вероятно, что они были разработаны независимо, как и обычная прямоугольная кладка.
Архитекторы инков из Саксайуамана заслуживают похвалы за свою работу. Они создали шедевр дизайна и технических достижений. Разположение стен в склоне холма и выравнивание эспланады перед ним демонстрируют большую утончённость и уважение к ландшафту. Они преобразили его, сохранив его особенности и интегрировав рукотворное с природным. А ещё - каменная кладка - потрясающее свидетельство организаторских способностей и технических ноу-хау строителей. Стены монументальны и внушительны, но в то же время утончённы в деталях и величественны на вид. Они фантастичны. Инки явно хотели показать, что они знают и на что способны.
Она из предыдущих статей по теме инков сообщает ещё об одном возможном способе разметки
P.S. Ребята и девчата!
Я тут колдую над видео, снятым NOVA. Там продемонстрирован не только эксперимент по тасканию камней, не только эксперимент Протцена по обработке блока каменным молотком, но и эксперимент по подгонке двух камней способом, предложенным Ли (где-то с 23 минуты). И у них получилось! Вот, непричёсанный перевод слов Винсента Ли:
"нам вообще не пришлось пробовать это вперед и назад, мы совместили это один раз, и у нас получилось довольно хорошее соединение, если вы установите мы здесь еще три недели, мы делаем свою работу в два раза лучше, я думаю, потому что теперь мы знаем все ошибки, которые мы допустили, мы знаем, что в следующий раз этого не стоит делать, но я думаю, что это не так уж и плохо"
Да, для ускорения процесса, они вместо каменного молотка изпользовали долото. Но ведь это - не главное. Главное, что метод работает!
А тут я возвращаюсь к этой теме: