Найти тему
СберПро

Как инновации без стратегии почти потопили автогиганта

Оглавление

Больше века назад этот автоконцерн совершил технологический прорыв — установил конвейер. Это ускорило сборку автомобиля с 10 часов до 93 минут.

Несколько лет назад он запустил цифровую трансформацию, но тактика оказалась неудачной. Цифровые эксперименты потребовали огромных ресурсов и напугали инвесторов. Акции концерна подешевели на 40%, а конкуренты обогнали его по размеру капитализации.

Пришлось отправить в отставку гендиректора и спешно догонять рынок. Чем всё закончилось, рассказываем ниже.

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Недавно электрический пикап Ford Motor по довольно демократичной цене стал открытием на рынке. На его производстве работают виртуальные конвейеры. Но на старте цифровой трансформации у компании возникли проблемы, из-за которых она чуть не проиграла битву за технологичность.

Быстрый разгон

Жителям растущих мегаполисов нужны новые способы передвижения, решило руководство Ford Motor десять лет назад. Генеральный директор Марк Филдс объявил о выходе в сегмент «городской мобильности», поручив разработку новых сервисов дочерней компании Ford Smart Mobility.

Компания запустила почти три десятка экспериментов по всему миру. Беспилотные машины поехали по дорогам трёх американских штатов. В Дирборне (пригороде Детройта) обкатывали каршеринг, а в индийском Бангалоре — концепцию совместного владения автомобилем коллегами и соседями. В Лондоне стремились создать цифровой паспорт хорошего водителя для снижения страховых тарифов.

Совместно с IBM началось создание цифровой платформы. Она должна советовать лучший маршрут и вид транспорта, который быстрее доставит до точки назначения. Даже если это велосипед.

Объём инвестиций на разработки за пять лет должен был вырасти в три раза. Приоритеты — новые системы городской мобильности, беспилотные автомобили, каршеринг и электрокары.

Пустые траты

Работа Ford Smart Mobility была признана неэффективной — в 2017 году подразделение сообщило об убытке в 300 млн долларов. На фоне новостей о неудачах с инновациями акции автоконцерна подешевели на 40% по сравнению с 2015-м.

В этом же году убыточная Tesla впервые превзошла Ford Motor по рыночной капитализации, оттеснив концерн на третье место в рейтинге автопроизводителей США. Компания с 14-летней историей обогнала конкурента, который старше её на 100 лет, иронизировали в СМИ.

Акционеры негодовали и требовали принять меры. Марка Филдса уволили, а новым гендиректором стал Джим Хэкетт, который возглавлял Ford Smart Mobility. Пришлось начать сокращения сотрудников, хотя власти страны тогда настойчиво призывали корпорации к обратному: создавать новые рабочие места.

Что пошло не так?

У компании не было долгосрочной стратегии цифровой трансформации. Она хотела совершенствовать городское движение при помощи новых сервисов и выпускать новые категории автомобилей — электрокары, беспилотники, — но не меняла при этом бизнес-процессы.

Новое подразделение не было интегрировано в основной бизнес и не поддерживало связь с другими бизнес-юнитами. Две штаб-квартиры Ford Smart Mobility находились в разных частях страны: в Мичигане и Калифорнии. Специалистов, которые должны были тесно взаимодействовать, разделяли тысячи километров.

Как вышли из ситуации?

Компания учла ошибки, сделанные на старте трансформации. Цифровая трансформация из задачи отдельного подразделения превратилась в приоритет всей компании.

Появилась стратегия развития инноваций до 2030 года. В её рамках трансформацию запустили на разных уровнях: от бизнес-модели до продвижения продуктов. Сегодня компания Ford Motor:

  • выпускает электрические и гибридные модели автомобилей, например F-150 Lightning. Представила «цифровой» спорткар Mustang c голосовым управлением;
  • кооперируется с технологическими компаниями. Благодаря партнёрству с Google с 2023 года модели Ford и Lincoln работают на ОС Android. Коллаборация с Amazon позволила водителям управлять «умным домом» прямо из автомобиля с помощью голосового помощника;
  • улучшает клиентский опыт за счёт использования технологий. Приложение FordPass позволяет записаться на ремонт в несколько кликов и искать свободные парковки. А FordPass Pro даёт возможность перевозчикам управлять автопарком по принципу одного окна.

Как этот опыт поможет бизнесу

  • Перед запуском цифровой трансформации лучше разработать долгосрочную стратегию, чтобы понимать, куда двигаться.
  • Внедрять цифровую трансформацию стоит на всех уровнях — от бизнес-модели до коммуникации с клиентами.
  • Найти лидера, который понимает ценность технологий, может донести их пользу до сотрудников.
  • Важно организовать непрерывную коммуникацию между всеми участниками цифровой трансформации.
Подробнее о формировании стратегии, этапах цифровой трансформации и удачных кейсах из практики российского бизнеса читайте в Цифровом развитии.

#Антикейс #Цифроваятрансформация