Больше века назад этот автоконцерн совершил технологический прорыв — установил конвейер. Это ускорило сборку автомобиля с 10 часов до 93 минут.
Несколько лет назад он запустил цифровую трансформацию, но тактика оказалась неудачной. Цифровые эксперименты потребовали огромных ресурсов и напугали инвесторов. Акции концерна подешевели на 40%, а конкуренты обогнали его по размеру капитализации.
Пришлось отправить в отставку гендиректора и спешно догонять рынок. Чем всё закончилось, рассказываем ниже.
Недавно электрический пикап Ford Motor по довольно демократичной цене стал открытием на рынке. На его производстве работают виртуальные конвейеры. Но на старте цифровой трансформации у компании возникли проблемы, из-за которых она чуть не проиграла битву за технологичность.
Быстрый разгон
Жителям растущих мегаполисов нужны новые способы передвижения, решило руководство Ford Motor десять лет назад. Генеральный директор Марк Филдс объявил о выходе в сегмент «городской мобильности», поручив разработку новых сервисов дочерней компании Ford Smart Mobility.
Компания запустила почти три десятка экспериментов по всему миру. Беспилотные машины поехали по дорогам трёх американских штатов. В Дирборне (пригороде Детройта) обкатывали каршеринг, а в индийском Бангалоре — концепцию совместного владения автомобилем коллегами и соседями. В Лондоне стремились создать цифровой паспорт хорошего водителя для снижения страховых тарифов.
Совместно с IBM началось создание цифровой платформы. Она должна советовать лучший маршрут и вид транспорта, который быстрее доставит до точки назначения. Даже если это велосипед.
Объём инвестиций на разработки за пять лет должен был вырасти в три раза. Приоритеты — новые системы городской мобильности, беспилотные автомобили, каршеринг и электрокары.
Пустые траты
Работа Ford Smart Mobility была признана неэффективной — в 2017 году подразделение сообщило об убытке в 300 млн долларов. На фоне новостей о неудачах с инновациями акции автоконцерна подешевели на 40% по сравнению с 2015-м.
В этом же году убыточная Tesla впервые превзошла Ford Motor по рыночной капитализации, оттеснив концерн на третье место в рейтинге автопроизводителей США. Компания с 14-летней историей обогнала конкурента, который старше её на 100 лет, иронизировали в СМИ.
Акционеры негодовали и требовали принять меры. Марка Филдса уволили, а новым гендиректором стал Джим Хэкетт, который возглавлял Ford Smart Mobility. Пришлось начать сокращения сотрудников, хотя власти страны тогда настойчиво призывали корпорации к обратному: создавать новые рабочие места.
Что пошло не так?
У компании не было долгосрочной стратегии цифровой трансформации. Она хотела совершенствовать городское движение при помощи новых сервисов и выпускать новые категории автомобилей — электрокары, беспилотники, — но не меняла при этом бизнес-процессы.
Новое подразделение не было интегрировано в основной бизнес и не поддерживало связь с другими бизнес-юнитами. Две штаб-квартиры Ford Smart Mobility находились в разных частях страны: в Мичигане и Калифорнии. Специалистов, которые должны были тесно взаимодействовать, разделяли тысячи километров.
Как вышли из ситуации?
Компания учла ошибки, сделанные на старте трансформации. Цифровая трансформация из задачи отдельного подразделения превратилась в приоритет всей компании.
Появилась стратегия развития инноваций до 2030 года. В её рамках трансформацию запустили на разных уровнях: от бизнес-модели до продвижения продуктов. Сегодня компания Ford Motor:
- выпускает электрические и гибридные модели автомобилей, например F-150 Lightning. Представила «цифровой» спорткар Mustang c голосовым управлением;
- кооперируется с технологическими компаниями. Благодаря партнёрству с Google с 2023 года модели Ford и Lincoln работают на ОС Android. Коллаборация с Amazon позволила водителям управлять «умным домом» прямо из автомобиля с помощью голосового помощника;
- улучшает клиентский опыт за счёт использования технологий. Приложение FordPass позволяет записаться на ремонт в несколько кликов и искать свободные парковки. А FordPass Pro даёт возможность перевозчикам управлять автопарком по принципу одного окна.
Как этот опыт поможет бизнесу
- Перед запуском цифровой трансформации лучше разработать долгосрочную стратегию, чтобы понимать, куда двигаться.
- Внедрять цифровую трансформацию стоит на всех уровнях — от бизнес-модели до коммуникации с клиентами.
- Найти лидера, который понимает ценность технологий, может донести их пользу до сотрудников.
- Важно организовать непрерывную коммуникацию между всеми участниками цифровой трансформации.
Подробнее о формировании стратегии, этапах цифровой трансформации и удачных кейсах из практики российского бизнеса читайте в Цифровом развитии.
#Антикейс #Цифроваятрансформация