Найти в Дзене

Творческая Москва. Результаты социокультурной практики

В нашем университете все студенты первого курса проходят социокультурную практику, в ходе которой изучают столицу, знакомятся с его развлекательными, образовательными, социальными и культурными ресурсами и проектами, проводят собственные исследования. В Институте культуры и искусств первокурсники представили интересный проект про популярный у молодёжи жанр – мюзикл.

Мюзикл «Всё о Золушке»
Мюзикл «Всё о Золушке»

«Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный — для не умеющих говорить».

Шарль Азнавур

В чем же заключается знаменитый феномен мюзикла? Уникальный жанр, захватывающий «все уровни чувственного восприятия зрителя», воздействующий на эмоции и ощущения, переносящий в другую реальность, отдельный и специфический мир. Он способен удерживать время, отключать от насущных проблем, которые уже давно не дают покоя в повседневности. Спектакли в этом жанре — это далеко не просто постановочные шоу, их нельзя таковыми считать, если создатель, используя вокал, хореографию, спецэффекты, смог сказать со сцены о чём-то главном, нужном, актуальном.

“В момент пения человек живёт полно! Если, конечно, не изображает пение, а отдаётся ему». Герои поют, а не просто разговаривают, исключительно потому, что ария персонажа становится всплеском, высшей точкой проявления эмоций. Музыка влияет на людей и зачастую именно это становится причиной посетить мюзикл”.

Кирилл Макаров, психолог

Классическое определение мюзикла, которое употребляется во многих ресурсах звучит так: «Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).» Слияние театра и музыки, двух искусств, открыло перед сценическим миром двери в динамичное, стремительное и, конечно, новое. Мюзикл, заявивший о себе ещё в конце XXI века, заключил в себе вид действа, в котором органично и гармонично сочетались песни, танцы, сюжетные линии, художественно оформленные, наполненные сюрпризами и неожиданностями.

США, Бродвейский театр, 1930-е годы
США, Бродвейский театр, 1930-е годы

Всё это уже тогда ждал зритель, предвкушая оригинальные и чарующие своей новизной задумки режиссёров. Сегодня, к слову, в репертуаре современных театров появляются мюзиклы, которые по всему миру набирают популярность, невиданный успех или, наоборот, ошеломительный провал, подверженный критике и всестороннему обсуждению. Рискованные и, получается, смелые идут на создание классического и вечного, взяв в основу известные мотивы, сюжеты, рассчитанные на привлечение внимания аудитории. Подача материала, безусловно, играет значимую роль. Трансформация текста, отход от первоисточника берут своё. А новаторские идеи и задумки, которые оригинально восходят на театральные подмостки, оставляют яркий и неизгладимый след. И тут мюзикл снова управляет всем! Он отходит от рамок, границ, стереотипов и штампов. Следуя за утверждением: «Я художник – я так вижу», признанные или ещё только заявляющие о себе гении жанра предлагают свой взгляд на предлагаемую и описанную картину жизни. В эту картину зритель может верить до тех пор, пока в ней течёт жизнь, искренняя, настоящая, роковая и судьбоносная. А там – возможно даже невозможное! И оправдать можно почти всё, если оно подчиняется законам логики и канонического смысла.

Вот она – эта власть театральной мистерии, которая поглощает тебя целиком и потом долго не может отпустить, хочешь ты этого или нет.

Московские театры обращаются к мюзиклам охотно. Список афиш отсылает потенциального зрителя к самым разнообразным вариантам – от «Норт-Дам де Пари» до «Бременских музыкантов». Нельзя не отметить, что выбор спектаклей на первых же сайтах в интернете обширен. Можно ознакомиться с различными отзывами, рецензиями. Не только краткое, но и полное описание, если заметить, где-нибудь, да встретится. Спойлеры повсюду! Что же ещё нужно зрителю, делающему свой выбор и предвкушающему театральный перфоманс? Конечно, увидеть это всё своими глазами.

Рассматривая данную тему, мы решили поступить также. Изучили актуальную информацию, сделали свой выбор и пошли в театры – удивляться, наслаждаться и, конечно, анализировать. И вот, какой он получился, наш взгляд со стороны!

Московский театр Олега Табакова

«Моя прекрасная Леди»

Театр Табакова - театральный комплекс, основанный народным артистом СССР Олегом Табаковым.

Музыкально-драматический спектакль «Моя прекрасная леди» — классическая версия мюзикла Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» о бедной цветочнице Элизе Дулиттл и выдающемся лингвисте и педагоге по фонетике сэре Генри Хиггинсе.

Мюзикл «Моя прекрасная Леди»
Мюзикл «Моя прекрасная Леди»

В театре Табакова, конечно, классическая для зрителя постановка. Многие привыкли воспринимать пьесу «Пигмалион» по фильму «Моя прекрасная леди», в котором музыка занимает важное место.

Нельзя не отметить, что «Моя прекрасная леди» пользуется популярностью и имеет положительные рецензии.

Московский театр Мюзикла

«ПраймТайм»

В 2013 году театр получил своё действующее название. Художественный руководитель: Михаил Швыдкой.

Мюзикл «ПраймТайм» – история о череде случайностей, которые возникли на пути у простой девушки, решившейся строить свою звёздную карьеру в столице. Кажется, довольно знакомый и банальный сюжет. Но стоит посмотреть, как он разворачивается на сцене.

Мюзикл «ПраймТайм»
Мюзикл «ПраймТайм»

Главная героиня постановки, Аня, предстаёт перед зрителями не наивной «потеряшкой», а понимающей, осознающей бурлящий и кипящий мир шоу-бизнеса девушкой. Страсти, сплетни, интриги – всё это там, где разворачиваются все события. И через это надо пройти, дав себе шанс попробовать, решившись, найдя силы, чтобы не сдаться и доказать себе, что всё возможно! Мюзикл говорит словами своих героев: у всего есть цена, за которую можно купить почти всё, кроме право выбора, определяющего вашу судьбу.

Начинаешь невольно сопереживать, сочувствовать актёрам, не видя их за тенью образов и масок. Помнятся ощущения: тело находится в напряжении после первых 15 минут спектаклях и до самого конца. На протяжении почти трёх часов в голове не перестают возникать самые разные эмоции: от негодования на общественную несправедливость, до слёз гордости и счастья, которые удалось разделить в финальные минуты вместе с героями. А ещё, что стоит отметить, так это детали. Они во всём. От декораций до второстепенных героев, появляющихся в эпизодах. Какие там уборщицы, например! Да! И все с характером, с изюминкой. Выходя из зрительного зала, хочется вспомнить всё. Вот оно, доверие к правде, которая была рассказана очень понятным и простым, но таким глубоким языком. Ведь это же и ценно – через выдуманную реальность увидеть настоящую.

Московский Дворец Молодёжи

«Ничего не бойся, я с тобой»

«Мир театра, территория творчества, место отдыха и встреч». Такова цитата, расположенная на официальном сайте МДМ. Как доступно сказано? Но снова, сколько всего сокрыто внутри. Наверняка, анонсы каких-то постановок попадались вам в информационном пространстве. И вы их могли не только читать, но еще и слышать. С мюзиклом «Ничего не бойся, я с тобой» это вполне возможно.

Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»
Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»

В основе романтической истории о жизни ленинградской молодёжи 1980-х годов – музыка популярной тогда группы «Секрет». Атмосферный и красивый мюзикл, вдохновляющий и окрыляющий. Кстати, сближающий и объединяющий. Сентиментальность в постановке – это сокровенные мысли, трогательные отношения, живописные картины действительности. Зритель, кажется, проникает в личные взаимоотношения героев, считает эти уникальные совпадения, встречающиеся на пути, и соприкасается с комичными, но очень чуткими мыслями. Добрая история – некогда забытые воспоминания для старших; попытка представить то, как это было – для молодёжи. И всё, безусловно, через музыку, которая здесь так крепко связывает поколения. Как много стремительно меняется и уже поменялось, уже давно обрело свой ход, но ведь есть вечное и нерушимое, как вера в любовь, которая, как показывает мюзикл, остаётся в сердцах у людей навсегда. Она сближает, помогает и скрывается за названием самой загадочной истории.

«Ничего не исчезает

Даже если жизнь кидает

Нас на вираже

Подними глаза в надежде

Ведь твоя любовь как прежде

Ждёт тебя на пятом этаже»

(Мюзикл “Ничего не бойся, я с тобой”)

А можно ли назвать какие-то недостатки? Неужели всё так идеально и точно? Можно, конечно. Но это тема отдельного обсуждения, разговора, пристального и внимательного. А начинать нужно с хорошего. Нас так учат, и мы придерживаемся этого убеждения.

Жанр мюзикла не теряет актуальности, продолжает развиваться и выходить на новый общепризнанный уровень. И этому способствует всё, что нужно. Многогранный мир, магический и чарующий, захватывающий и безумный. Для каждого, кто готов в него войти, он свой. В нём много загадок, тайн, вопросов, на которые можно не сразу найти ответ. А можно и вообще не найти, оставив себя в размышлениях… Это же даже и лучше? Если зритель, уходя, задумывается. Не остаётся пустым и равнодушным. Способен ли мюзикл, как отдельный жанр, справиться с этой нелёгкой задачей? Уверены, что да. Хотя бы до того момента, пока в нём есть то, что откликается, цепляет и потом ещё очень-очень долго не отпускает; есть жизнь, за которой хочется и интересно наблюдать со стороны.

В этом и уникальность искусства, найденного для себя, для ума, тела, души или сердца, тянущегося к прекрасному…

“Ах, этот мюзикл!

Мюзикл!

Что может быть прекраснее, чем мюзикл?"

(Мюзикл Something Rotten!)

Егор Гудков, Валерия Ленёва

студенты ИКИ МГПУ программы “Театральное искусство и медиакоммуникации в креативных индустриях”

руководитель программы:

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ