Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Волшебник клавиш: кораллы Фрэнки Карла

Они в самом деле напоминают скульптурные миниатюры, размноженные по доступной цене в виде сувениров. Но подлинники бесценны, несмотря на свободный доступ.

В этом отличие совершенства нематериального от воплощенного. Оно выходит на связь, подчас изнурив искателя интуитивными грезами, но выходит. Хотя, если верить оккультным авторам, в сейфах Ватикана хранятся партитуры сочинений, способных вызвать князя тьмы. Сыграешь "забытую мелодию для флейты" и тащится в гости какой-нибудь приятель из болота, с рогами на голове, и давай душить за шею, когда на шее монисто, кусать за палец, когда на нем перстень, или тянуть за косу, когда вплетена в нее лента.

Не только виртуозный пианист, но и ювелирный композитор (а подчас и автор текстов) Фрэнки Карл, как это часто бывает со знающими свое дело людьми, объединял талантливых личностей для создания больших и малых шедевров.

Соавторами вещи, побудившей нас к написанию этой заметки, значатся Бенни Бенджамин и Джордж Уайсс. Авторы со сверхъестественным диапазоном - от душераздирающей (на грани пародии) цыганщины Don't Let me be misunderstood до утонченной мистики "Игрушек на чердаке". Ценителям неслучайных случайностей я бы советовал обратить внимание на то, как в финале "Игрушек" (2 мин. 34 сек.) Джек Джонс фактически воспроизводит запев Yesterday за два года до рождения одноименного шедевра Маккартни. Не поленитесь, это в самом деле любопытно и жутковато.

Сочинений Вайсса и Бенджамина хватило бы на "Необыкновенный концерт" в театре кукол Образцова. Песни, придуманные ими вместе и врозь, исполняли Элвис и Клифф, флегматично-пылкие Stylistics и молодцеватая Кей Старр..

Только и всего, а казалось чем-то таким... - поется в песне Бенджамена-Уайсса на музыку Фрэнки Карла. Вот чтобы оно - банальное и повседневное показалось чем-то таким - фантастическим и необычным, и требуется волшебник, а то и сразу трое по количеству евангельских волхвов или магов.

Волшебником клавиш маэстро Карла прозвали задолго, как этот титул разделили Эмерсон, Уэйкман, Хенсли и Лорд. Мастерство и артистизм пианиста можно оценить по исполнению экзотической пьесы "Хиндустан" в музыкальном кино-ревю.

По этому фрагменту прекрасно видно, сколько заимствовали шоумены от рок-музыки у старшего поколения профессионалов.

Премьеру песни, знакомой мне в исполнении Синатры (в 60-е в числе других испытанных временем стандартов певец продублирует и её) Фрэнки Карл доверил не чужому человеку.

-2

Солистку звали Марджори Хьюз. Еще одна поющая дочь большого музыканта. А их не мало: Эдит Утесова, Нэнси Синатра, Карла Томас, Натали Коул...

Оказывается, Марджори Хьюз, так же в сопровождении отцовского оркестра, принадлежит первая англоязычная Tres Palabras, чья мелодия станет основой "Гимна журналистов", классики городского фольклора оттепельных лет.

Что бы еще сказать про Марджори Хьюз. Записей она оставила немного, а сказать хочется.

Её голос на фоне свинга и фокса заставляет вспомнить Донну Саммер в угаре диско. Такой же упругий и цепкий, он как бы наощупь диагностирует потенциал и темперамент слушателя и танцора - здесь поднапрячь, а там расслабиться, не впадая в излишний натурализм.

В обоих танцевальных жанрах вокалист вступает не сразу, его партию окружает обильная инструментальная часть. Что в свою очередь, требует от поющего большой концентрации таланта и воли. Такова, например, Either it's love or it isn't, позднее просочившаяся в жестокий нуар "Рассчитаемся после смерти".

-3

Ли Уайли или Беа Уэйн, вот какие имена подсказывает память при звуках голоса Марджори Хьюз. А это весьма высокий показатель чистоты стиля.

Фрэнки Карл музицировал долго, и позднейшие сборники его инструментальных пьес настроений не уступают новинкам Роджера Уильямса и Питера Неро.

-4

Но, чтобы не просто оглянуться назад, но и прислушаться, а затем, присмотревшись, что-то заметить и разглядеть, нужна особенная вещь. Такая, как Oh, what it seemed to be, чем-то похожая на "Бруклинский мост", которым Сэмми Кан и Джул Стайн обогатили панораму романтических мест, куда способен перенести только поющий Синатра.

Волшебник - маэстро превращений. Мы ехали поездом, а казалось, летим с Венеры на Марс, чем только это ни казалось в неспешном и чувственном темпе слоуфокса. Танцевальный вечер обретает лермонтовский размах, а на таких мероприятиях случается всякое. А начинается всё со скромной свадебки в июне, в точности как у супругов Безрыловых:

It was just a wedding in June
That's all that it was
But, oh, what it seemed to be
It was like a royal affair
With everyone there
'Cause you said "yes I do" to me


Действительность движется по кругу и вот мы снова оказались у входа на
"Полуночный маскарад", где уже побывали в одном из очерков прошлогодней давности.

Frankie Carle (Francis Nunzio Carlone) 25. III. 1903 – 7. III. 2001

-5