Всем добрый вечер. Обществознание в 11-м классе стремительно приближается, а значит пришла пора поговорить об экзамене ещё немного. На канале много материалов, можете посмотреть тут в подборке:
А сегодня мы с вами поговорим о второй части и её типичных ошибках.
Материалы по написанию второй части я ЕГЭ беру из различных источников, на основе личного опыта и от экспертов. Плюс не забываем результаты городских работ, там тоже получилось сделать много выводов. Итак:
! Нужно писать разборчиво. Да, конечно, эксперт при проверке будет стараться разобрать то, что вы написали, но додумывать за вас и натягивать баллы - нет. Поэтому медленно и красиво выписываем слова, чтобы написанное поняли не только вы;
! Задание №17. Как показала практика, самое лёгкое задание, в котором нужно выписать ответ из текста, не всегда выполняется. Проблемы две: невнимательность, поэтому проверьте, на все ли вопросы вы дали ответ. Кроме того, выполняйте это задание ТОЛЬКО в том объёме, который вам задан. Вторая проблема - излишнее цитирование. Ваш ответ должен быть ответом на поставленный вопрос. Если дальше идут красивые обороты, которые не имеют отношения к вопросу, то не нужно этого писать;
! Задание №18. Признаки могут попасться абсолютно разные. Иногда бывает, что признаков очень много, поэтому старайтесь выбирать ключевые, иначе могут не зачесть. НЕ ПИШИТЕ больше признаков, чем у вас спрашивают, иначе можно снизить себе баллы;
! Задание №19. Есть миф, что в этом задании все примеры должны быть с "государством Z", однако это не так. Да, примеры должны быть конкретными, но всё зависит от контекста задания, не всегда примеры связаны с государством;
! Задание №20. Очень часто обществознание сравнивают с другими предметами, поэтому говорят о нужном количестве слов в ответах, в том числе в аргументах в этом задании. Однако НИКАКИХ ограничений по словам нет. Единственное - не должно быть словосочетания, должно быть полное, развёрнутое предложение;
! Задание №21. Одно из самых классных заданий, но... Для начала нужно обратить внимание на второй вопрос, ответ на изменение спроса или предложения хоть и придумывается относительно рынка, но он должен быть ЛОГИЧНЫМ и обусловлен ситуацией. Именно на нём большинство теряет баллы. И главное - 1-й и 3-й вопросы не требуют никаких пояснений - нужно просто написать, какие изменения произошли;
! Задание №22. С ним всё просто - 4 вопроса, 4 ответа, 4 балла. Единственное, что можно сказать - ответы должны быть конкретными и простыми;
! Задание №23. Конституция и очень тяжёлые вопросы, которые обычно попадаются. Для начала нужно оценить само задание, потому что оно не всегда конкретно, что может быть минусом. С другой стороны, если мало конкретики, то можно соотнести много пунктов. "В соответствии с Конституцией" и тому подобные формулировки не обязательны, за отсутствие балл снижать не будут, но я по-прежнему рекомендую так начинать. Мне кажется, это проще, когда есть понятное начало, под которое можно сформулировать всё, что нужно;
!Задание №24. План. Тут больше всего нюансов. В целом неудивительно, потому что задание самое сложное. Итак, что с планом:
- Первый пункт "Понятие..." писать не обязательно, хотя традиционно всегда план начинают так. Баллы за это не снижают;
- Заключительный пункт (что-то похожее на итог) писать не обязательно вообще, баллы тоже снижать не будут;
- Акцент делается только на пункты с подпунктами и насколько правильно вы их раскрыли. Поэтому, если у вас план будет из трёх пунктов, то это нормально;
- Не обязательно раскрывать все классификации чего-либо, достаточно только одной, но нужно обязательно следить за тем, чтобы ключевые вещи по теме были в пунктах (функции, виды, характеристики);
- После трёх подпунктов часто рекомендуют писать "и т.д.". Присоединяюсь, потому что если их действительно больше, то вы показываете это, но требований таких обязательных нет.
! Задание №25. Для начала это задание даёт 6 баллов. При этом состоит из трёх частей - за ответ на 1-ю часть - 2 балла, за ответ на 2-ю часть - 1 балл, 3-я часть (примеры) - 3 балла. Все баллы идут ОТДЕЛЬНО. В этом задании примеры должны быть связаны с РФ и быть НЕВЫДУМАННЫМИ, поэтому нужно быть в курсе контекста происходящих или происходивших событий. ОДНАКО могут быть и абстрактные примеры, поэтому не всегда в примере должна быть РФ, всё зависит от вопроса.
Вот вкратце вопросы, которые возникают по второй части. На этом сегодня всё, подписывайтесь, всегда рад! Задавайте вопросы, с удовольствием на них отвечу.