В предыдущих публикациях по обществознанию я провёл разбор заданий 1 части ЕГЭ, поделив их на несколько групп. Прошлые публикации вот:
Сегодня мы приступаем ко 2 части. Статья будет большая, но очень важная, потому что сегодня мы рассмотрим сразу 4 задания из части №2 - задания, связанные с текстом.
Вторая часть начинается с текста. Что нужно понимать - текст может быть по любой сфере общества. Каждому какая-то тема нравится больше, что нормально, но нужно быть готовым разбирать тексты из разных сфер.
При этом в самом начале идёт важная информация:
Многие, естественно, пролетают эти надписи и обращаются сразу к тексту. А между тем тут важно обратить внимание - НЕ НУЖНО писать больше того, что вас просят. Это может только ухудшить ситуацию.
Теперь смотрим пример текста из демоверсии (во второй части буду показывать ответы из самой демоверсии, потому что там есть важные уточнения по оцениваю, так их будет видно нагляднее):
Прежде всего необходимо просто прочитать текст и понять, что тут хотел сказать автор. А вот дальше уже начинаем с текстом работать. И тут есть нюанс - напрямую с текстом связано полностью только задание №17. Остальные - в той или иной степени, но не напрямую. Давайте посмотрим:
В задании №17 необходимо найти ответы на вопросы в тексте. За задание дают 2 балла. Я рекомендую не придумывать себе сложности и оформлять ответы следующим образом (вообще рекомендую всю 2 часть писать по пунктам - сколько вопросов, столько и пунктов):
1. "______________"
2. "______________"
3. "______________"
Самое главное - не цитировать то, что не относится к вопросу. Цитирование должно быть ровно того, что от вас хотят услышать. Как в данном случае:
Как видите, тут можно либо приводить цитаты, либо воспроизводить основные идеи фрагмента, но чтобы избежать неправильной трактовки ваших слов при проверке, настоятельно рекомендую цитировать из текста. НО! Только то, что спрашивается в вопросе, без лишней информации. Идём дальше.
Задание №18 является главной головной болью у сдающих вот уже второй год. За задание дают 2 балла. На первый взгляд оно не самое сложное, но перед ним постоянно теряются. Большинство же привыкло как - есть понятие и к нему определение. В данном задании всё тоже самое, но только авторы хотят увидеть признаки чего-либо. Второй вопрос проще - тут можно опираться на текст и дать правильный ответ. В нашем случае признаки налога. Все понимают, что такое налог, помнят виды и так далее, а вот с признаками... Хотя на самом деле, это всё на поверхности:
К каждому вопросу тут есть важные комментарии. Очень важно обратить на них внимание. И переходим дальше.
Моё любимое задание, №19, на котором, правда, многие получают 0 баллов, а получить можно 3. Нужно привести примеры. Эти примеры должны быть развёрнутыми, не в 2-3 слова. И самое главное - пример должен быть конкретным. Кроме него ОБЯЗАТЕЛЬНО в конце каждого примера нужно указать, к чему он относится. Без этого указания у вас будет 0 баллов.
Опять же, комментарии авторов ровно те же - развёрнутый пример, столько примеров, сколько просят и правильность оформления - сначала пример, затем в скобочках к чему пример относится. И теперь последнее задание.
Задание №20. Это задание на аргументацию. Получаем за него 3 балла. Необходимо либо привести аргументы к чему-то, либо привести аргументы и за, и против чего либо. Но опять же - распространённое предложение, это важно!
Казалось бы, что тут сложного в этих заданиях с текстом? Однако, сложным является то, что с текстом связаны задания очень мало, при этом по заданной теме из текста вопросы могут быть самые разные. И особенно важно правильное оформление, потому что обидно из-за него терять баллы. Правильно ли это? На мой взгляд, такой большой акцент на оформлении не лучшая история. С другой стороны, если исходить из того, что это всё написано в заданиях, нужно просто быть внимательным при оформлении, то может всё и логично, в таком случае.
На сегодня это всё. В следующей статье по обществознанию поговорим о заданиях, на которых каждый просто обязан набрать много баллов во 2 части.
Подписывайтесь на канал, всем рад!
Мой telegram: