Найти в Дзене

СВВАУЛШ 73 – 77 Курсантская фотолетопись - Летаем сами

– Элка не только современный и надёжный самолёт, но и красивый и довольно крепкий летательный аппарат. Курсанты часто на посадке крепко прикладывают Элку «об землю». Она выдерживает и виду не подаёт, снисходительно прощает такое обращение. Сколько раз мы крепко «стукали» Элку об землю на посадке! А Элка всё выдерживает, прощает, подтверждая свою прочность и выносливость. Изначально Л-29 и сделан, как учебный самолёт, с хорошим запасом прочности. Это сазу видно по мощным коротким стойкам шасси, крепкому крылу. Весь вид компактно сложенного красивого самолёта вызывает уважение и внушает доверие. И это постоянно подтверждается на повседневных полётах. Летает с любых полос, - с железок, с грунта. Л-29 неприхотлив, не боится ни пыли, ни грязи. Лёгкий и послушный в управлении, обладает отличной аэродинамикой. Позволяет научиться выполнять практически все виды полётов и даже сложный пилотаж. При всей своей простоте и понятности, имеет почти весь набор современного самолётного приборного оборудования.

-2

– Раннее утро на аэродроме, пока ещё приятная прохлада, а к штурману эскадрильи, майору Пронину уже собирается длинная очередь из курсантов, желающих самостоятельно слетать по маршруту, а для этого надо получить его разрешительную подпись. Штурман будет проверять подготовку к маршрутному полёту, задавать всякие каверзные вопросы, проверять правильность нанесения на карту маршрута и «содержимое» наколенного планшета. Будет «пытать» по знанию района полётов и по запасным аэродромам. Через одного отправляет устранять замечания и на повторный заход. А без подписи штурмана лететь нельзя. Потому к маршрутному полёту приходится тщательно готовится, изучать маршрут, правильно его наносить на карту, повторять данные запасных аэродромов. В общем приходится вспоминать и повторять всё, что учили на занятиях по СВЖ, даже читать НШС – Наставление по Штурманской Службе. Короче говоря, майор Пронин попил с нас много «крови», но и результат был, – штурманская подготовка была на высоте. И никто на маршрутах не «блудил».

-3

– Коля Нагорнов и Серёга Шишкарёв сидят в «квадрате», ожидают своего вылета. Заполнены наколенные планшеты, подготовлена полётная карта, повторено задание на полёт. Курсанты всегда с нетерпение ждут очередного вылета. И не важно, будут ли это короткие полёты по кругу, относительно длительный маршрут или пилотажная зона. Каждый полёт, это новая встреча с небом, интересная и всегда неповторимая. К тому времени мы уже почувствовали, можно сказать, «вкус неба». Появилась интересная «фишка», - стали пробовать в самостоятельном полёте обходиться «без ручки управления», а управлять самолётом, используя только триммер для набора высоты или снижения, и педалями создавали крен самолёту для разворотов вместо элеронов. Сначала пробовали короткие кусочки полёта, потом всё длительнее. Особенно этим «занимались» при полёте «по системе», такой полёт был более подходящим для «отработки» этой самой «фишки». Потом, в казарме, делились «успехами», обсуждали нюансы. Было довольно интересно. И это ещё раз говорило о послушности Элки, отличной управляемости и хорошей аэродинамике самолёта.

-4

– Учебный самолёт Л-29, «летающая парта», надёжный и проверенный воздушный товарищ, который не подведёт, поможет и выручит. По-дружески ласково называем Элка. Мы уже с ней раззнакомились и полюбили её. Мы многим обязаны Элке, - на ней мы научились летать, она познакомила нас с небом, открыла его заманчивую бесконечность, на ней мы познаём все премудрости лётного дела. И Элка добросовестно и заботливо посвящает нас в тонкости профессии лётчика. Относимся мы к Элке бесспорно с любовью и уважением. А сколько всяких ошибок допускают курсанты при заходе на посадку?! И заход без закрылков на большой скорости, и наоборот потерю скорости на посадке. Но Элка позволяла и помогала «выкручиваться» из этих неприятных моментов. Недавно я при заходе на посадку закрылки выпустил позже, чем надо было, «отвлёкся» на что-то. Скорость разогнал до 240 км/час. Но Элка «позволила» мне вписаться в глиссаду, уменьшить скорость до необходимой, правда убирал РУД до упора. А то или садиться пришлось бы на повышенной скорости, козлить, или выкатиться за пределы полосы. Со всеми вытекающими для меня «воспитательными» последствиями.

-5

– Л-29 был не только простым и надёжным самолётом первоначального обучения, но и простым и неприхотливым в эксплуатации и обслуживании в непростых условиях полевых грунтовых аэродромов. О многом говорит и то, что техниками самолётов были солдаты срочной службы. И они вполне справлялись со своими непростыми обязанностями. Мало того, - они были очень ответственными и добросовестными и содержались самолёты в отличном состоянии. За свою дальнейшую лётную службу я редко встречал более добросовестных техников самолёта. Думаю, высокое доверие и порождало высокую ответственность. Простота и удобство обслуживания Л-29 позволяли подготовить самолёт к повторному вылету при необходимости за очень короткое время. Провести необходимый послеполётный осмотр, заправить самолёт керосином, воздухом с расторопным техником и не ленивым курсантом, удавалось ну очень за короткое время.

-6

– Командир звена капитан Ноздрачёв, грамотный инструктор, отличный лётчик и, уважаемый курсантами, офицер. К нему можно было обратиться с любым вопросом, не обязательно касающегося лётного дела или воинской службы, но и по любой личной проблеме. Всегда откликался, помогал решать проблемы. Надо сказать, что в эскадрилье подполковника Осецкого большинство инструкторов были такими и в эскадрильи между лётчиками-инструкторами и курсантами царила очень доброжелательная атмосфера. И это не было в ущерб службе и лётному обучению. Как-то лётчик-инструктор Кравец «поручил» курсантам своей группы принести из соседнего сада яблок. Те, в процессе выполнения «поручения», некстати попались на глаза комэске Осецкому. Тот предложил им на выбор или по трое суток гауптвахты, или вскопать клумбу в городке длиной метров шестьдесят. Выбрали клумбу, но и «поручение» выполнили.

-7

– Закончилась лётная смена, конец дня, самолёты заправлены, подготовлены к последующим полётам, поставлены на стоянку. Уставшие, налетавшиеся и «забеганные» курсанты могут, наконец, расслабиться и отдохнуть. Погода в Кореновске была очень переменчивой. То стояли ясные солнечные дни с видимостью «миллион на миллион», а то мог неожиданно зарядить дождь, размочить грунтовую полосу и остановить полёты на пару дней. Старались погоду использовать по максимуму. Бывало, что при погоде, не позволяющей летать курсантам самостоятельные полёты, выполняли только контрольные с инструкторами. Но мы уже не были курсантами «перворазниками», набрались кое-какого опыта и нам частенько доверяли самостоятельные полёты в условиях облачности, плохой горизонтальной видимости, когда хорошо видно только под собой. Ничего, справлялись. Собрались на стоянке у крайнего в ряду самолёта и делают нечастое совместное фото: Бельков, Тихонов, Вовенко, Артюхов, Обухов, Чергизов, Шманёв, Шишкарёв и Биркле.

22.05.2024 - Севастополь.