Автор: Александрийский библиотекарь
Всем привет! Медосмотр прошли, предполетные указания получили, самолет заправлен, исправен и готов к полету. В общем, продолжаем смотреть за попытками вонзиться в небо без разбега. В 1953-54-м годах американцы пытались стартовать с места на истребителе F-84. Взлетать у них получилось неплохо, что было неудивительно: уже существовали мощные пороховые ускорители, способные придать нужный импульс боевой машине. Проблема была в посадке. «Тандерджет» американские инженеры хотели сажать на немаленький надувной коврик, который все равно получался меньше стандартной «бетонки». И все бы ничего, но сама выбранная схема посадки – с убранным шасси, цепляясь гаком за натянутый тут же трос – привела к двум серьезным авариям. И, естественно, к отказу от программы ZELMAL - запуск с нулевым разбегом и посадка на мат, Zero-length launch, mat landing. Казалось бы, сама жизнь доказала: концепция изначально хромает. Взлет с ракетным ускорителем обеспечить можно, а для посадки все равно нужна обычная полоса. В СССР запускали свою летающую лабораторию на базе МиГ-19 – и пришли к тому же выводу: технически возможно, но бессмысленно. Но вот этот взлет с места в грохоте, дыму и пламени!.. Видимо, он крепко засел в умы и сердца американских военных. И в 1957 году тамошние ВВС таки решили возродить идею. Но да, не всю. Коврик сдули, скатали и унесли в дальний угол ангара.
Программа стала именоваться просто ZEL, Zero-length launch, запуск с нулевым разбегом. Радикально изменилось и ее предназначение. Теперь это должен был быть не истребитель-перехватчик ПВО – как в случае с F-84 и МиГ-19 – а истребитель-бомбардировщик, способный нести ядерную бомбу! Но общие с прежней программой черты остались: самолет доставляется к месту запуска на специализированном грузовом прицепе.
Дальше мы тоже знаем: дым, вонь, а потом огонь.
Короче, стартовали с катапульты. Сбросили бомбу на наступающие советские танки (к примеру), и - домой. А как садиться будем? Эта проблема ведь никуда не девалась! Вспоминается бессмертное:
«Друзья! У нас две проблемы. Минобороны и пуговица. Пуговицу мы найти можем? Чисто теоретически? Можем. А с Минобороны... ничего. Вывод: ищем пуговицу».
Короче, видные американские технические умы подумали и сказали: да черт с ними, с самолетами, заводы еще наклепают! Поэтому какой выход? Правильно! Искать пуговицу! Летчик устремляет свой аппарат послушный на родную территорию и, если не подвернется пригодной посадочной полосы, то катапультируется! Жертвой, то есть, летающей лабораторией был выбран новый истребитель F-100 Super Sabre.
В отличие от F-84, он был уже сверхзвуковым. Это должно было сделать его куда более эффективным на поле боя. Правда, возникла проблемка: взлетный вес «Супер Сейбра» был вдвое больше, чем у «Тандерджета».
Соответственно, чтобы поднять его с места в воздух, нужен был очень мощный ускоритель. С заданием справилась компания Rocketdyne. Ее пороховой «стартер» создавал тягу 59 т/с в течение 4-х секунд.
Стартовая перегрузка планировалась вполне приемлемой, 4 g. По расчетам, порохового заряда хватало, чтобы вытолкнуть истребитель на высоту 120 м и разогнать до скорости почти 450 км/ч.
Дальше пустой ускоритель падал на землю, а летчику хватало скорости и тяги штатного двигателя для выполнения полета.
На бумаге вроде все было просто, да и опыт уже был. Но инженеры все равно сперва решили запускать то, что на техническом языке именуется массо-габаритным имитатором, а на языке авторов проекта - «железной птицей». Это была некая конструкция из стали и бетона, которая по весу, основным размерам и центровке должна была напоминать F-100.
Надо сказать, осторожность себя полностью оправдала. Первый старт выполнили 12 декабря 1957 года. «Птица», снабженная ракетным ускорителем, показала чудеса акробатики, выполняя сальто назад и другие впечатляющие маневры. Стало ясно, что устанавливать ускоритель надо с повышенной точностью, учитывая вектор приложения силы, что называется. Во второй раз «железная птица» стартовала в середине января 58-го – и стало понятно, что можно переходить к пилотируемым запускам настоящего самолета.
Первый реальный старт F-100 26 марта 1958 года прошел в лучшем виде. Летчик-испытатель Эл Блэкберн потом сообщил, что взлет был
«волнующим и лучшим, чем любой аттракцион, который вы можете найти в Диснейленде».
А вот уже второй подъем 11 апреля 58-го был проблемным. Пороховая разгонная ракета под истребителем не отделилась. Никакие маневры не помогали, сбросить ее не удавалось почти час. Безопасно сесть с огромной бочкой под фюзеляжем было нереально.
Тогда Блэкберн отошел подальше в пустыню и катапультировался. Опытная машина была потеряна. Зато исследование обломков позволило понять, что удержали ускоритель срезные болты, которые оказались крепче, чем надо. Чтобы решить проблему радикально: в схему подвески ввели пиропатроны, которые должны были просто разрывать крепеж в положенное время.
После этого испытания продолжились на втором доработанном «Супер Сейбре». С марта по октябрь 1958 года было выполнено 14 успешных полетов. В ходе демонстрации новой авиационной системы военным летчик-испытатель даже выполнял эволюции сразу после отделения ускорителя. Также самолет летал с подвесным топливным баком под правой консолью крыла и имитатором ядерной бомбы под левой. В общем, в технической осуществимости ZEL снова не оставалось никаких сомнений. Правда, вернулись старые, еще со времен полетов F-84, сомнения в том, что получится доставить истребитель, да еще с ядерным оружием в целости и сохранности к точке пуска по сельской местности на грузовике. Видимо, уже понимая, что тема сама себя исчерпала, американцы решили проверить возможность точечного старта из стационарного наземного укрытия или даже из пещеры.
Для этого на авиабазе Холломан в штате Нью-Мексико использовали специальный усиленный ангар, который должен был выдержать неистовую силу работающего порохового ускорителя и реактивного двигателя самолета. Выдержал.
Все прошло успешно. Но история F-100 ZEL уже была закончена. Последний старт произвели 26 августа 1959 года. И думали, что закрыли эту тему...
Не забывайте подписываться на телеграм-канал!
Читайте по теме: Из пращи в небо. Часть 2