Найти в Дзене

Что такое юнит-экономика и как её рассчитать

Юнит-экономика – метод экономического анализа, применение которого будет полезным для любого бизнеса, независимо от его размера и направления. Он поможет определить, сколько вы зарабатываете и сможете заработать в дальнейшем с каждого клиента или за каждую единицу продукции. Специалисты Обучающей платформы VK для бизнеса подготовили для вас материал, в котором расскажут об этом полезном методе.

Юнит-экономика – это оценка прибыльности одного юнита. Юнитом выступает каждая единица того, что приносит прибыль. Это может быть подписка на сервис, чашка кофе, букет цветов, час занятия в онлайн-школе. На выбор юнита для анализа влияет деятельность компании и возможность масштабирования единицы в будущем.

Как выбрать юнит

При выборе единицы ориентируйтесь на особенности вашего бизнеса. При розничной торговле юнитом выступает единица товара. Если вы работаете с цифровыми продуктами – это подписка или клиент. В В2В бизнесе – контракт, в сфере образования – курс или вебинар.

Для большого и однотипного по затратам ассортимента подойдёт разделение на группы (когорты), объединённые общим признаком. Такой подход сработает при продажах на маркетплейсах. В качестве юнита будет выступать группа товаров.

Условно юниты делятся на две группы по типу деятельности фирмы. Посмотрите таблицу ниже, где представлены две модели: клиентская и транзакционная.

Транзакционная и клиентская модели расчёта
Транзакционная и клиентская модели расчёта

Как рассчитать юнит-экономику

Для начала, необходимо узнать основные термины, которые будут использоваться при анализе:

· CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения клиента.

· LTV (Lifetime Value) — количество денег, которые приносит клиент за всё время взаимодействия.

· CM (Contribution Margin) — маржинальная прибыль

· ARPU (Average Revenue per User) — сколько денег приносит клиент за определённый период без учета маркетинговых расходов

· CPA (Cost per Action) — средняя стоимость целевого действия

· AOV (Average Order Value) — средний чек

· VC (Variable Cost) — переменные затраты

· RPR (Repeat Purchase Rate) — коэффициент повторных покупок

· Lifetime — время существования клиента

· UA (User Acquisition) — количество привлечённых пользователей

Формула для расчёта клиентской модели

Наиболее распространенный способ расчёта — выявить соотношение LTV и CAC. Раскроем формулу и приведём пример расчёта.

CAC = Общие затраты на маркетинг и продвижение / Количество новых клиентов

Необходимо использовать данные только одной когорты за определённый период. Если вы считаете стоимость за октябрь, то включайте все расходы на привлечённых покупателей в октябре, если за полугодие, то берите данные за это полугодие.

Затем рассчитаем LTV по формуле:

LTV = (AOV - VC * AOV) * RPR * Lifetime

Рассмотрим подробнее переменные формулы.

AОV — сумма, которую покупатели в среднем тратят на один заказ. Определяется так: AOV = Сумма заказов / Количество заказов

VC — переменные затраты. В них входят себестоимость продукта, комиссии, налоги и другие расходы. Рассчитываются в процентах.

RPR показывает долю повторных покупок, усреднённое количество постоянных клиентов в год.

Lifetime — средний период, на протяжении которого человек считается клиентом компании.

Все эти переменные подставляем в формулу юнит-экономики и производим расчёт:

Юнит-экономика = LTV / CAC

Формула для расчёта транзакционной модели

Здесь достаточно определить маржинальную прибыль (CM). Она рассчитывается по формуле:

CM = (ARPU - CPA) * UA

Чтобы рассчитать ARPU, прибыль от продукта делят на количество покупателей.

CPA рассчитывается по формуле:

CPA = Расходы на рекламу / Количество выполненных действий

UA — количество привлечённых пользователей. Показатель отслеживается через маркетинговую аналитику.

Где брать данные

Если речь идёт о новом бизнесе, может возникнуть вопрос, где брать данные для расчёта. В этом случае информацию для прогноза можно брать из открытых источников: аналитических отчётов, различных статистических данных, заказных исследований.

Более надёжные сведения — реальные данные о продажах. Новая компания может воспользоваться информацией о работе такой же организации. Для минимизации рисков все прогнозируемые расходы следует увеличить вдвое.

В качестве инструментов для сбора данных применяют отчёты аналитических систем. Например, данные CRM, сквозной аналитики, статистику рекламных кабинетов.

Для расчёта можно использовать готовые шаблоны и калькуляторы, в том числе и бесплатные.

Подведение итогов

В статье мы рассмотрели, что такое юнит-экономика, какие формулы следует использовать для расчётов и где брать данные. Прочитайте материал «Что такое юнит-экономика и как её рассчитать» на нашей платформе, чтобы узнать о преимуществах и недостатках этого метода, узнать типичные ошибки, рассмотреть пример конкретного расчётам и получить много другой полезной информации.