9 мая — повод поговорить о трудной теме и вспомнить о частом спутнике военных — посттравматическом стрессовом расстройстве, или ПТСР.
ПТСР — понятие относительно молодое и неоднозначное. С одной стороны, говорят, что посттравматическое стрессовое расстройство сопровождается кардинальными изменениями на уровне психики и даже биологии человека. С другой стороны, также бытует мнение, что проблема надумана и ПТСР не существует. Не до конца понятно, это болезнь или «нормальная реакция на ненормальные условия».
Вместе с кризисным психологом Фонда обратились к истории вопроса и рассказали, чем опасна военная травма.
Посттравматическое стрессовое расстройство: история термина
ПТСР — термин относительно молодой, но обладающий богатой предысторией. Сегодня посттравматическое расстройство достаточно хорошо изучено и подразумевает не только военную травму, однако история данного феномена связана именно с военным травматическим опытом.
Первые работы в области посттравматических состояний относятся ко второй половине XIX века (часто указывают 1867 год как точку отсчета). В 1889 году появляется термин «травматический невроз» для обозначения психоэмоционального компонента травмы.
Начало серьезных исследований по теме связано с Первой мировой войной. Было зафиксировано множество случаев, когда солдаты не имели видимых травм или ранений, но при этом страдали от бессонницы, тремора, судорог и т. д. и не могли дальше воевать. В связи с этим в 1915 году британский психолог Ч. Майерс вводит термин «военный невроз» («снарядный шок»). Была высказана гипотеза, согласно которой причиной невроза является высокое давление во время артиллерийской стрельбы.
Далее свой вклад в развитие исследований в области травматического невроза внесла Вторая Мировая война. Представления о характере и силе воздействия военных действий на комбатантов существенно расширяются. В 1941 году появляется понятие хронического военного невроза. Его вводит Абрам Кардинер — американский психиатр и психоаналитик, ученик Зигмунда Фрейда, — который публикует книгу «Травматические неврозы военного времени», где говорится о травме ветеранов Первой мировой войны. Среди симптомов Кардинер отмечает болезненную фиксацию на травматическом опыте, раздражительность и немотивированную агрессию, повышенную бдительность, отрыв от реальности и др. Кардинер обратил внимание на то, что травматический невроз затрагивает не только психику, но и физиологию человека, «укореняется» в теле.
Новый всплеск интереса к проблеме относится к середине 1970-х гг., а именно к периоду войны во Вьетнаме 1964-1975 годов. Среди участников войны было зафиксировано большое количество суицидов и актов насилия. Для реабилитации ветеранов Вьетнама были созданы специальные центры социальной помощи. 1980 год стал вехой в истории изучения военного невроза: благодаря инициативе ветеранов войны во Вьетнаме, при содействии нью-йоркских психоаналитиков, в США был признан новый диагноз под названием «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). Впоследствии термин вошел в Международную Классификацию Болезней (МКБ), а в России данное понятие используется с 1995 года.
Особенности боевой психической травмы
Сегодня мы часто слышим смежные понятия — «психическая травма» и «посттравматическое стрессовое расстройство». Согласно определению военных психиатров, боевая психическая травма — «это многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки». Он заключается в том, что в ответ на «воздействие множества острых однократных психотравм, на фоне мощного хронического психотравмирующего стресса происходит напряжение механизмов реактивной саморегуляции и закрепляются специфические приспособительные психофизиологические изменения».
Выделяют так называемые специфические и неспецифические факторы боевого стресса. Первые непосредственно связаны с войной (жизнеугрожающие ситуации, ранения и контузии, гибель сослуживцев и др.), вторые менее заметны, но не менее значимы. Это такие факторы, как длительное выполнение напряженной работы, тяжелые экологические условия и даже повышенная ответственность за свои действия.
Нестандартные проявления психической травмы
Отложенная форма ПТСР
Коварство травмы в том, что тревожные симптомы могут обнаружиться далеко не сразу. Существует так называемая отложенная форма ПТСР, когда симптомы могут проявиться в промежутке от полугода до 30 лет (!). Есть мнение, что в таком виде расстройство протекает тяжелее для человека. При этом триггером может быть всё что угодно, в том числе небольшой стресс. Более того, спровоцировать проявление симптомов ПТСР может даже позитивное переживание. Известен случай, когда у ветерана Афганистана травма проявилась во время игры с сыновьями. Тогда образ убитых им детей вдруг встал перед глазами и начал преследовать мужчину. Далее ПТСР развивалось по классической схеме: ухудшилось настроение, появилась бессоница, стали мучить навязчивые кошмары, возникло пристрастие к алкоголю. Через полгода наблюдалось изменение характера: чувство отчужденности и внутренней напряженности стало постоянным. Последовала социальная дезадаптация, включающая трудности в семье, увольнение с работы. В качестве новой работы не случайно был выбран альпинизм — деятельность, при которой жизнь человека постоянно находится под угрозой.
Стремление к риску
Считается, что в случае травмы происходят серьезные изменения в центральной нервной системе, меняется биохимия организма. Как бы парадоксально это ни звучало, человек настолько привыкает к новым условиям жизни, что на войне ему проще и понятнее, чем в мирной жизни. Поэтому часто бывает так, что ветеранов вновь тянет на войну.
Кроме того, это происходит из-за дефицита адреналина в нормальной жизни. Для его восполнения комбатанты начинают заниматься экстремальными видами спорта (в лучшем случае), также возможны немотивированные приступы агрессии, провоцирование конфликтов с окружающими вплоть до драки.
Проблемы со здоровьем
Военное ПТСР оказывает негативное комплексное воздействие на человека, затрагивая не только психику человека, но также воздействуя на физиологию. Согласно научным исследованиям, у комбатантов часто развивается язвенная болезнь, формируются сердечно-сосудистые заболевания, возникают поражения легочной системы, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата. Самый легкий бронежилет весит минимум 12 кг, а общий вес снаряжения доходит до 20 кг. Кроме того, в стрессовой ситуации происходит инстинктивное напряжение мышц шейно-грудного отдела. Практически у всех людей с ПТСР имеются нарушения позвоночника на всех уровнях, формируется остеохондроз.
***
К сожалению, психическая (психологическая) травма формируется не только у непосредственных участников военных действий, но также у членов их семей и свидетелей страшных событий. Психика ребенка и подростка в большей степени уязвима и может быть легко травмирована.
«Шередарь» не мог остаться в стороне от текущих событий. Чтобы помочь подросткам с опытом нахождения в зоне боевых действий, Фонд готовит новую программу социально-психологической поддержки, запуск которой запланирован на ноябрь 2024 года. Следите за новостями!
И помните, что ПТСР — это не приговор. При своевременном обращении за профессиональной помощью данное расстройство успешно корректируется и симптоматика уходит, полностью или частично.