Найти тему
НиХаЧуХа

А это как? Камеральная проверка...бухгалтерской отчетности.

Оглавление
источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки

Салют всем физическим и юридическим! Приветствую всех налогоплательщиков и налоговиков, налогоненавистников и налоголюбителей, налогозависимых и независимых, а также интересующихся на канале о налогах и котиках!

Получила одна моя клиентка требование по 93.1 НК вне рамок налоговых проверок и уведомление по 31 НК. Объясницца значитца по ряду документов, включая бухгалтерскую отчетность. То бишь это бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Так и написала инспекция: "Проверяем вашу бухгалтерскую отчетность".

Да вы что? Серьезно?

И возник у клиентки вопрос, что и как она должна объяснять.

Только ведь вот в чём дело-то.

Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в любом другом документе, принятом в соответствии со статьей 1 этого самого НК РФ, такого, как проверка бухгалтерской отчетности, НЕТ.

Нет мероприятий налогового контроля и вообще каких-либо полномочий контролировать бухгалтерскую отчетность организации.

Кто-то мне возразит: "Ведь баланс-то мы в налоговую сдаем!"

Слушайте. Чего мы туда только не сдаем. Какие только реестры и системы не подключаются с использованием информационных ресурсов ФНС.

Дело все в том, что ФНС России имеет самую афигительную информационную систему нашей страны, где есть всё от момента рождения до момента смерти по каждому физлицу. И от момента регистрации в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и до момента ликвидации (исключения) по любому ИП или компании.

Поэтому наша доблестная ФНС - это важная и удобная площадка, которая позволяет быстрее и качественнее подключить какой-либо информационный ресурс по сбору какой-либо необходимой информации.

Чтобы не создавать такой ресурс заново, не тратить время и деньги, проще нагрузить ФНС каким-нибудь реестром, подключенным к уже имеющейся базе, и поручить ей какую-нибудь функцию почетного оператора. Иногда с функциями штрафователя за что-нибудь. Но не по Налоговому кодексу, а, например, по КоАП РФ.

Вот может же ФНС бух.отчетность собирать, штрих-кодирование товаров контролировать (прослеживаемость товаров), марки акцизные и т.д.

Но санкции может применить только на уровне КоАП РФ. И никакого отношения к этому Налоговый кодекс РФ не имеет.

Даже судебный сайт кад.арбитр.ру подключен к реестрам ЕГРЮЛ и ЕГРИП, откуда при заполнении карточки дела или при электронной подаче документов в суд подтягивается по ИНН или ОГРН вся информацию, включая ПДФ-образы выписок по участникам процесса. Чтобы не заваливать суды лишней бумагой, но нормы АПК РФ с требованием этой самой выписки исполнить.

Но это вовсе не значит, что как администратор реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП ФНС России имеет право контролировать подачу документов в суд и проводить камеральные проверки вашего Личного кабинета на кад.арбитре.

Ну так вот!

Бухгалтерская отчетность создается для пользователей, которыми являются учредители, руководители, члены совета директоров, и иные аналогичные лица.

А субъектами регулирования бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 года и в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 329 от 30.06.2004 года «О Министерстве финансов российской Федерации» являются ЦБ РФ, Минфин России, саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

Налоговые органы регуляторных и контрольных функций в отношении бухгалтерской отчетности не имеют!

Единственной привязкой Налогового кодекса РФ к бухгалтерскому учету является статья 120 НК РФ, которая позволяет оштрафовать юридическое лицо за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выраженных в отсутствии первичных документов, или в отсутствии счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета ИЛИ налогового учета (помним недавнюю тему про дизъюнкцию?), систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Это напрямую связано с тем, что в соответствии со статьями 313-314 НК РФ компания имеет право выбрать, в чём она будет вести расчет налогов: в бухгалтерских регистрах; или в отдельных налоговых регистрах.

Если налоговые регистры компания не ведет, то её бухгалтерские регистры это её налоговые регистры. Они используются тогда для составления налоговой декларации. Других нет. Поэтому можно штрафовать.

Об этом я писала вот тут:

Да и штраф-то там....курам на смех. В зависимости от количества нарушений, числа налоговых периодов в проверке и обнаружения занижения налоговой базы. От 10 000 руб. до 40 000 руб.

Кроме того, чтобы этот штраф применить, надо, чтобы у компании уже шла налоговая проверка по налоговой декларации. И как правило - выездная. Потому что в ходе камералки особо ничего не найдешь. Особенно, если компания имеет право много чего не представлять.

А еще, камеральная налоговая проверка - это один налоговый период. Всегда! Поэтому дальше пункта 1 ст. 120 НК РФ не разбежишься. А потому смысла нет её применять. Больше времени инспектор потратит.

Примеры применения статьи 120 НК РФ.

1. Потеряли папку с актами выполненных работ по выручке (ваша реализация) за 2023 год, но в декларацию они все попали. Занижения налоговой базы нет. За отсутствие пачки актов в одном налоговом периоде 2023 года с вашей компании штраф 10000 рублей.

2. Потеряли папки с теми же актами и (или) счетами-фактурами за два года (2022-2023) - штраф уже 30 000 рублей. Так как налоговых периодов уже больше одного. То есть несколько.

3. Если актов нет ни на бумаге, ни в декларации, то налоговая база занижена и с вас штраф 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Иногда бывает 40 000 рублей штрафа НАМНОГО выгоднее, чем 20% ))))

У нас так было на одной проверке, когда компания не досчиталась счетов-фактур от оператора сотовой связи МТС. А там счета-фактуры вечно на копеечные суммы. И 40 000 рублей завсегда выгоднее, чем 20% от 3000 рублей))

Но на этом в общем-то все контрольные функции для инспекторов в отношении бухгалтерии и исчерпываются.

Им позволено контролировать то, что напрямую связано с уплатой налогов. И только в ходе налоговых проверок налоговой отчетности. Только эти налоговые процедуры создают документ "Решение о привлечении к налоговой ответственности", который может начислить и перенести штраф в ЕНС.

А тут Требование ВНЕ РАМОК налоговых проверок и Уведомление о вызове. Ну красота. Нечего сказать.

Поэтому давайте дружно помнить, что никаких отдельных камеральных проверок упаси Боже балансов не бывает. И тем более ВНЕ РАМОК проверок))

Поэтому на такое требование обычно пишут мотивированный отказ

источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки