Салют всем физическим и юридическим! Приветствую всех налогоплательщиков, налоговиков, налогозависимых и интересующихся на канале о налогах и котиках!
Сегодня будет тема по вопросу читательницы с ником Mata.
Сразу разграничиваем
Человек задал вопрос про истребование документов.
Поэтому я имею в виду только выставленное при наличии законных оснований Требование о представлении документов (информации), утвержденное Приложением N 17 к приказу ФНС России от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/628@.
Только ЭТИМ единственным Требованием запрашиваются именно ДОКУМЕНТЫ.
Все остальное: Требования о представлении пояснений, Информационные письма, Уведомления о вызове - не являются ЗАКОННЫМ способом истребовать у вас документы. И представление их в рамках этих запросов - это ваше право, которым вы имеете полную возможность не пользоваться.
Поэтому правомерность истребования документов в рамках иных запросов я не трогаю. Так как это НЕПРАВОМЕРНО изначально.
Законное ли требование у подписчика?
Законное!
Это требование по статье 93.1 НК РФ, полученное в рамках выездной проверки контрагента. В простонародье "встречка" или "Встречная проверка". Исполняется в течение 5 рабочих дней.
А теперь про подмену понятий
Как поставлен вопрос у подписчика?
"Вправе ли налоговые органы запрашивать акты сверок, карточки счетов?"
ДА! Вправе!
Налогоплательщики просто путаются в понятиях.
Суды неоднократно по спорам в рамках штрафов по статье 126 НК РФ (непредставление документов) разъясняли, что никакого конкретного перечня документов Налоговым кодексом НЕ прописано.
Есть такие юридические понятия: закрытый перечень и открытый перечень. Неважно перечень чего. Документов, расходов, видов деятельности и так далее.
А в случае с документами перечней нет вообще!
Единственно, что указано в НК РФ (статьи 31, 93, 93.1) - это то, что истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов.
Связаны ли у вас эти документы с исчислением и уплатой налогов, а так же, есть ли они у вас вообще - знаете только вы!
Напоминаю, что с 2013 года налогоплательщикам дали право самим устанавливать перечни ваших документов, которыми вы подтверждаете операции в вашем учете.
Кроме того, напоминаю, что в 252 статье НК РФ прописано право налогоплательщика подтверждать расходы НЕ первичными документами, а любыми документами, которые составляются в соответствии с ОБЫЧАЯМИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА. А это может быть все, что угодно.
Поэтому, если вы хотите перечней от государства, то вас опять загонят исключительно в унифицированные формы и начнут штрафовать за отсутствие каждой фигни, и за мелкие и крупные недочеты в заполнении.
Так что ваша свобода в применении любых документов не может ограничивать налоговые органы в их истребовании. Л - логика.
Исходя из этого - на данный момент времени инспектор может истребовать документ с любым названием.
А вот можно ли штрафовать за непредставление всего, что было истребовано ?
НЕТ!
Вот на этом-то месте у налогоплательщиков шаблон-то и рвется)))
Да, истребовать инспекторы могут. А вот штрафовать можно не за все!
То есть автоматического права на штраф НЕ существует.
Как раз от вашего ответа и зависит, должен вас инспектор оштрафовать? Или истребованные им документы в вашем случае не связаны с исчислением и уплатой налогов?
А налогоплательщики считают иначе: если документ не связан с исчислением и уплатой налогов по его первичному признаку, то его и истребовать нельзя.
Где написано, что нельзя истребовать?)))
Нигде!
Штрафовать за все НЕЛЬЗЯ. А истребовать МОЖНО!
Правда у инспектора велики шансы, что при истребовании его пошлют.
Но у него работа такая.
Акты сверок
По общему правилу документ НЕ связан с исчислением и уплатой налогов. Ведь что такое сверка?
Это выяснение кто кому должен денег.
При том, что все налоги с этих денег давно бюджету заплачены. Или НДС уплачен с авансового платежа (в акте сверки будет платежка). Или НДС и налог на прибыль уплачены с "отгрузки" (там будет накладная).
Столбик "платежки" и столбик "накладные" сравниваются. И получается результат: все со всеми расплатились и все отгрузили; или кто-то кому-то что-то не донес или не доплатил. Результат - у кого-то долг.
При этом никакой законной обязанности сверяться у сторон нет совсем. Вы можете по 5 лет хлопать глазами и ушами и не проводить сверки, теряя сроки исковой давности по взысканию долгов с контрагента.
Поэтому, по общему правилу, акт сверки не является документом для исчисления и уплаты налогов. Никаких бухгалтерских проводок на основании акта сверки бухгалтер обычно не делает.
Обычно, но не всегда!
Как раз, когда речь идет о проверке дебиторской и кредиторской задолженности и исчисления 3-х летнего срока уплаты налога на прибыль, некоторые бухгалтеры умудряются оплатить долг контрагенту с формулировкой "погашение задолженности по акту сверки".
Иииииии? Брюки превращаются в элегантные шорты. То есть акт сверки превращается в документ-основание для хозяйственной операции!
Даю ли я акты сверок
Зависит от ситуации.
Если запросили 3 ведра первичных документов, а до кучи еще и акты сверки, а плательщик сверяется каждый квартал - не дам. Лишняя работа искать, расшивать и стоять у ксерокса никому не нужна.
Если в этих трех ведрах документов запросили 500 платежек - дам акт сверки вместо 500 платежек и карточку счета в связке со счетом 51 (Расчетный счет).
В данном случае 2 ведра бумаги лучше, чем 3 ведра ))))
И 2 документа - это явно не 500! Акт сверки здесь явно минимизирует количество представляемых документов!
За непредставление запрошенных платежек формально могут конечно оштрафовать. Тут мы рискуем. Так как платежка - первичный документ.
Но последние лет 5 я таких упертых инспекторов не видела. Здравый смысл начинает превалировать над "счастьем получения трех ведер бумаги". И последние годы инспекторам все-таки нужен смысл операции, а не завал документов. И у инспекторов подключена АСК НДС-2, где платежки подгружаются и движение денег и так видно.
Карточка счета
Если инспектор (как часто бывает) в рамках сделки запросил все счета от 01 до 99, то однозначно нет - столько не дам))))
Так как операция с контрагентом - это от силы 2-3 бухгалтерских счета.
Остальные счета к поставке канцтоваров (например) отношения не имеют (амортизация, зарплата и так далее). А потому - обойдутся инспекторы в любом случае.
Давать или нет?
Все любят парочку Решений Верховного суда РФ, где карточки бухгалтерских счетов квалифицированы, как документы, не имеющие отношения к налоговому учету.
А раз учет не налоговый, а бухгалтерский, то штраф неправомерен.
Чувствуете опять разницу с вашим мышлением?
Штраф неправомерен. Не истребование карточек, а штраф!
И оспаривают в суде решение о привлечении к налоговой отвественности - то есть штраф.
Если вы хотите судебную практику по правомерности истребования - оспаривайте "действия (бездействие)".
Штраф и действия (бездействие) - это разные объекты доказывания в суде. И не надо их смешивать.
А теперь открываем статьи 313 и 314 НК РФ
Это у нас "Налоговый учет" и "Аналитические регистры налогового учета".
Статья 313 НК РФ говорит нам, что регистры налогового учета, это ПРАВО, а не ОБЯЗАННОСТЬ.
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
То есть, если ваши карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости сходятся с декларациями по налогу на прибыль, и между бухгалтерским и налоговым учетом нет разниц (форма № 2 и декларация сходятся), то как правило налоговые регистры вы и не ведете.
И тогда ваши карточки счетов при достаточности изложенной в них информации ЯВЛЯЮТСЯ данными налогового учета - так написано в статье 313 НК РФ.
Это налоговые регистры ваше право, закрепляемое вами в вашей в учетной политике при недостаточности информации в бухгалтерских регистрах.
А вот бухгалтерский учет по закону обязателен.
И в случае, если вы регистры не ведете (правом не пользуетесь), то ваши бухгалтерские регистры по статье 313 НК РФ по закону являются вашими данными налогового учета.
Дико бесят ответы типа: "Ну не ведете налоговые регистры - тогда распечатайте вы им регистры из 1-С, там же есть такая функция!"
В 1-С функций море! И распечатать можно документы для ВСЕХ систем бухгалтерского учета, коих у нас всего 3: мемориальная, журнально-ордерная и автоматизированная.
Но применять вы можете одну систему. Зачем тогда вы сами прописываете себе учетную политику, если готовы БЕЗДУМНО распечатывать и выгружать все, что угодно?
Зачем тогда вам вообще ваша же учетная политика? Что бы была?
Просто поймите и определитесь раз и навсегда: на основании чего ведется ваш налоговый учет? Что написано в вашей учетной политике?
Ответив на эти два вопроса, вы поймете, являются ли ваши бухгалтерские карточки регистрами налогового учета, и имеет ли инспектор право их у вас запрашивать.
Не ищите шаблоны и готовые кейсы. Купив правильный кейс, вы можете применить его в неправильной ситуации.
Просто начинайте мыслить и анализировать сами.