Найти тему
НиХаЧуХа

Ответы на требования ИФНС. Каким методом (способом) вы ведете учет? Избавляемся от представления лишних документов!

Оглавление
источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки

Салют всем физическим и юридическим! Приветствую всех налогоплательщиков, налоговиков, налогозависимых и интересующихся на канале о налогах и котиках!

По следам недавних тем про истребование документов:

Сегодня я хочу осветить вопрос минимизации регистров учета, которые у вас могут истребовать.

И для этого я хочу задать бухгалтерам вопрос: "А вы знаете каким методом (способом) вы ведете учет и сколько их есть - этих методов?"

Методы ведения учета

Когда я задаю этот вопрос, то в 80% случаев натыкаюсь на полное непонимание. Особенно у лиц моложе 40 лет.

Мне начинают рассказывать про общий режим налогообложения с НДС, про упрощенку, про патентную систему и так далее.

Я не про режим налогообложения - я про МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА:

  • мемориально-ордерный;
  • журнально-ордерный;
  • упрощенный;
  • автоматизированный.

Все настолько привыкли к программам ведения учета, и в частности к 1-С, что мой вопрос часто вызывает ступор.

И даже, когда из ИФНС приходит Требование о представлении документов, в котором есть "странные слова", подавляющее число бухгалтеров не задумываются над тем, что означают эти слова.

И на полном серьезе начинают бездумно переводить бумагу и рабочее время, предоставляя ненужные документы. Которые они вести не должны. Но их можно выгрузить из 1-С просто потому, что они там просто есть.

Получаем мы иногда Требования, в которых инспектор требует сразу несколько видов регистров:

  • карточки счетов;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • шахматные ведомости;
  • главную книгу;
  • журналы-ордера;
  • ну и так далее.

Конечно, тот же, например, 1-С, если вы зайдете в меню, дает возможности вывести все эти наименования регистров.

А вы вообще в курсе, что этого делать НЕ надо? Что это наименования одних и тех же регистров, но в разных методах одного и того же учета.

А ведете вы учет только одним методом.

А каким? Вы знаете?

источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки

Мемориально-ордерная система

Её я увидела еще в детстве. Моя мать была бухгалтером и как-то я была у нее на заводе. Году эдак в 1983-м. Увидела огромные листы бумаги формата А-2.

Они были интересными, в линеечках и столбиках. Лежали на столах у взрослых тёть. Вместе с длинными линейками и несмываемыми химическими карандашами.

-3

Тётеньки вносили в регистрационный журнал химическими карандашами цифры, которые считали на деревянных счетах. В журнал цифры попадали из мемориальных ордеров. В конце месяца в мемориальном ордере подводили косую черту и под ней делали итог.

Например, мемориальный ордер № 1 - это операции по кассе. № 4 - это расчеты с подотчетными лицами.

Деревянные счеты хлопали по ушам своим сухим звуком. Я была восхищена. И в магазине игрушек мать купила мне детские маленькие счеты и учила на них считать, как взрослую тётеньку.

2014 год

Я уже сама взрослая тётенька уже под 40 лет пошла на налоговую проверку киностудии известного режиссёра Никиты Михалкова. Он тогда судился много. Кроме того по встречке проехал))) В общем был он тогда "в моде". И почему-то его тогда все проверяли. И все СМИ о нем много писали.

Нам выдали решение с печатью и я повела с собой инспекторов, которые оказались моложе меня. Нам принесли документы, девушки их разложили. Смотрят на эти рулоны бумаги и растерянно меня спрашивают:

  • А что это? Это КАК проверять?
  • О! Вот это РАРИТЕТ! Мемориально-ордерная система))) Вот это вам, девушки, "счастье" привалило. Без калькуляторов и линеек хрен проверишь!

Когда я им объяснила, как это надо проверять - они чуть не заплакали))))

А ведь законом-то НЕ ЗАПРЕЩЕНО )))

Бухгалтером киностудии был психологически устойчивый и очень умный мужчина в возрасте уже за 60 лет. И видимо:

а) Он так привык;

б) Расчет был на то, что мы молодые и тупые. И раритет нас подкосит и мы ничего не найдем)))

Во-первых, нашли. Надежды не оправдались.

Во-вторых, к чести бухгалтерии Никиты Михалкова могу сказать, что никаких великих и безумных нарушений и схем уклонений у него не было. Просто пришлось реально учет наизнанку с калькулятором вывернуть и найти действительно учетные нарушения и счетные ошибки.

Так что журналистам писать в очередной раз было нечего))) Честен наш великий режиссер. А ошибки и недочеты везде бывают. Даже не интересно про такое было писать. Потому его проездом по встречке тогда все и ограничились)))

Журнально-ордерная система

Похожа на мемориальную. Тоже "простыни". Но разобранные уже по конкретным счетам учета. Каждый день вносились документы четко в нужный журнал-ордер. В конце месяца выводилось сальдо и обороты по дебету и Кредиту.

-4

После того, как "простыня" по конкретному счету за месяц закрывалась, сводные обороты за месяц переносились в "шахматную ведомость" по всем счетам. А оттуда в виде остатков это уже переносили в "главную книгу".

Тоже неоднократно видела эту систему на налоговых проверках в старых НИИ (научно-исследовательских институтах). Причем документы покупались в типографии, были на бумаге и они могли быть розовыми, желтыми, зелеными)))

Некоторые предприятия по цветам даже счета учета подбирали. Балансовые - розовые. Товаро-материальные зеленые. Расчетные - желтые.

Приходили ко мне пожилые дамы на допрос и так же и поясняли:

  • Выручка ведется в розовых листочках.
  • (я) Простите, а счет бухучета какой? 90-й или 62-й?
  • (возмущенно) Ну розовенькие наши! Мы там всегда выручку ведем! Вы что - не знаете?!

Упрощенная система ведения

Это не УСН - нет.

УСН - это упрощенная система налогообложения. Это учет налоговый.

А упрощенный бухгалтерский учет - это другое. Это ведение бухгалтерии без двойной записи на счетах. В чистом виде никогда не видела. Так как без двойной записи юридическому лицу бухгалтерский баланс составить крайне затруднительно. А составить надо.

Мне, как ИП-эшнику, вообще освобожденному от ведения бухгалтерского учета, представить такую систему просто. Потому что для декларации по УСН у меня есть КуДИР (Книга учета доходов и расходов).

Но КуДИР существует для декларации. Бухгалтерский баланс компании по ней не соберешь. Ну, если только у вас реально за год 3 операции и все. И тогда табличка в Экселе или КуДИР вам тоже подойдут.

Автоматизированная система

Собственно это то, к чему все ДАВНО привыкли.

Все привыкли, что у нас есть план счетов. И есть программа. Которая формирует карточки счетов, сводные оборотно-сальдовые ведомости и налоговые декларации. Сама все по счетам разносит, остатки собирает.

Вернемся к Требованию

Теперь, когда вы все это прочитали, надеюсь вам стало понятно, что для учета в компании надо выбрать какой-то один метод учета.

Его, кстати, надо закрепить в Учетной политике предприятия, как и ваши регистры и карточки.

И вот теперь, когда вам приходит такое Требование, в котором инспектор истребует все виды учета на свете, вам намного проще отказать в представлении лишних регистров только на основании того, что они НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ вашей системой учета.

Инспектор запросил, не думая и не зная, что и как вы ведете. Это объяснимо. Систему учета выбирает не инспектор. А компания.

Но бухгалтер-то должен думать, что и сколько он инспектору принесет.

Зачем представлять 10 регистров, если можно представить 2 ?

Зачем сидеть делать ответ на Требование полдня, если можно сделать ответ за 1 час ?

У вас зависла программа при выгрузке огромной Главной книги?

А ЗАЧЕМ ВЫ ЕЁ ВЫГРУЖАЕТЕ ?

А ведь Бараш абсолютно прав! источник Яндекс-картинки
А ведь Бараш абсолютно прав! источник Яндекс-картинки