Сбывается мечта детства: все окрестные горы доступны буквально "на кончиках пальцев", которые управляют ручками тяговитого, маневренного и проходимого транспортного средства - электромопеда Sur-Ron Light Bee X!
И фототехника с собой более чем достойная: и современный цифровой фотоаппарат, и длиннофокусный телефото объектив, идеальный для просторов на стыке моря, степей и гор. И желание как следует покататься и поснимать тоже присутствует, в отличие от событий предыдущей части цикла.
Что еще нужно для счастья? Времени побольше да везения с погодой. К сожалению, ни погоды, ни времени осенью 2021 года у меня не было. Но хоть немного я покататься успел - и о нескольких этих поездках и будут три последние статьи цикла "Моя Анапа".
Начну с путешествия по небольшой и не очень высокой Султанской гряде - несколько сопок между станицей Гостагаевской, поселком Цибанобалка и хутором Красная Скала.
Несмотря на не очень впечатляющие абсолютные отметки (около 190 метров) гора Султанка неплохо доминирует над местностью в среднем течении ручья Можепсин (Цыбанова балка), где поселок Цибанобалка собственно и располагается. А проходящий через вершину гребень лесополосы придает горе залихватский вид благодаря схожести с прической "ирокез".
О географических нюансах окрестностей Анапы и их влияние на мое впечатлительное детское сознание я уже писал в первой части цикла, и там же привел ссылки на полезную литературу. Если начинаете путаться в топонимах - смело обращайтесь туда!
Приступим. Вот он, всегда манивший меня вид на Султанку из Цибанобалки:
Подходить к гряде я буду с юга, проехав через возвышенность Оцекутан и дальше вдоль линии ЛЭП по полям.
За годы моего отсутствия в поле у подножия Султанки выросла газоперекачивающая станция.
Завод Газпроммаш! Вот оно что.
Пора подниматься на Султанку, прямо вдоль ирокеза.
По мере подъема начинают без всякого стеснения открываться виды. Вот, например, вид в сторону залитой скупым осенним солнцем Анапы (и возвышенности Оцекутан в правой части кадра):
А вот вид в сторону аэропорта Витязево, за ним - Витязевский лиман, за ним - Кизилташский лиман, за ним невысокая, но хорошо заметная на местности Кизилташская гряда:
А это уже вид на Куматырскую гряду с заползающими на нее дачными поселками, слева кокетливо выглядывает хребет Сенетх, между ними прищемило небольшой хребет Джавагир:
А это вид на бодяк:
А вот и вершина Султанки. Следы от раскопок Хан-Тюбе все еще видны, а от радиомачты - и следов не разглядеть.
Я припарковался на краю поля. Могила (или кенотаф?) Матько Николая Ивановича все еще на месте и все еще хранит свою загадку. Если что, про кенотаф Матько, метеовышку-радиомачту и про следы раскопок я упоминал вот в этой статье цикла - мы как раз на вершине Султанки тогда ночевали.
А робиния обыкновенная (или "белая акация"), заполняющая собой лесополосы - совсем созрела.
Воспоминание из детства - двоюродный брат везет меня на перекладине велосипеда, срывает свежие цветки робинии и прямо на ходу отправляет в рот - в конце мая цветки на вкус сладенькие, с приятным ореховым послевкусием.
Далее я еду по вершинам гряды дальше на северо-запад. Вот примерно с этой же точки я сделал несколько фоток в 2004 году на пленку, когда поднимался на Султанку пешком. Пару широких кадров я сделал и сейчас, просто так, по инерции. Один в сторону Цибанобалки, возвышенности Оцекутан, Воскресенского и Черного моря:
А другой щелкнул в сторону аэропорта и дачных поселков на Султанской гряде:
Место моей парковки с видом на Куматырскую гряду, рядом с покосившимся триангуляционным знаком:
А это вид с восточного склона гряды - внизу долина реки Гостагайки с притоками, за ней станица Гостагаевская, хребет Джавагир и сразу за ним - хребет Сенетх:
Дачи я аккуратно объехал с востока и оказался в отличном месте - одна из вершин хребта, на вершине поклонный крест и лавочка, вокруг - шикарный панорамный вид!
Хватит сидеть в задумчивости, пора расчехлять телефотообъектив!
Не сочтите за отмазку плохого танцора, но при съемке в Анапе меня вечно преследовала дымка. Днем и ночью, летом и осенью! А дымка и телефото - не лучшая комбинация. Ну, разве что объема добавляет на разноплановых кадрах - за это спасибо. Впрочем, хватит оправданий - показываю слайды, уж какие получились.
Куматырская гряда и дачи:
Гостагаевская и Джавагир и Сенетх:
Очень хочется назвать эту "подбритую" джавагирскую горушку Хантучка, но мне кажется, что это все же не она:
Снова Куматырь, покрупнее:
Небольшой аэродром малой авиации за южной окраиной станицы Гостагаевской, за ним на Куматырскую гряду поднимается дорога до станицы Натухаевской, за Куматырской высится хребет Джавагир, за Джавагиром - Сенетх. Тут дымка удачно разделила три горные цепи друг от друга:
Вид на Таранухинскую возвышенность (окончание хребта Сенетх и по моему разумению - самая западная гряда Кавказа), перед ней в долине строят мост через речку Гостагайку для скоростной трассы Е97:
Вид на север в сторону небольшого отрога Сенетха, разделяющего Гостагайку и ее небольшой приток. В долине - пруды для разведения рыбы:
А это вид на Витязевский лиман, за ним - Черное море, справа виден маленький кусочек Кизилташского лимана:
Проехав всю гряду, я начал плавный спуск в долину Гостагайки, на северо-восток, попутно оглядываясь на юго-восток, на Куматырь:
Ну и на саму гряду, с которой я только что спустился, я тоже оглядывался, да и Сенетх с Джавагиром, когда их было снова видно, я вниманием не обделял:
Поле, где выращивают палки:
Шутка. Это подсолнухи скосили.
Пастораль! Какое-то даже майское настроение, хоть и ноябрь. Наверху выглядывает поклонный крест:
Прощальные виды на Султанку и ее гряду из полей к юго-западу от нее:
Метелки тростника сразу выдают точки съемки - верховья Можепсина (Цыбановой балки):
"Трактор в поле та-ра-ра" напевали мы до "Синего трактора":
А вот и аэропорт Витязево, тут я немного завис, чтобы пофоткать самолетики.
Поищите в любом поисковике регистрационный номер этого Як-40, у него интересная история:
"Уральские авиалинии" улетели, вслед за ними засобирался и "S7".
Проводив самолет в небесные дали, засобирался и я сам. Но решил еще заскочить к месту стройки нового моста через Гостагайку, который приметил с вершины Султанской гряды.
Вон она, Султанская гряда, с которой я недавно спустился:
А это вид на Джавагир и Сенетх с равнины, из долины Гостагайки:
Ну а вот и стройка нового моста.
Посмотрев на стройку я еще немного проехал по правому берегу Гостагайки вниз по течению - там были памятные мне старый мост и полевая дорога между Нижней Гостагайкой и Виноградным. На чем мы там только в детстве не катались - мотороллер "Муравей", велики, VW Golf, Газель!
Но уже издалека было хорошо было заметно, что дороге поплохело. Осень 2021 отметилась в Анапе сильными дождями и подтоплениями. Невооруженный взгляд разглядел ситуацию, чем сейчас передают наспех сделанные фотографии: в этом поле в долине Гостагайки массовые следы серьезных засад и конкретных замесов! А если учесть, что опорная проходимость моего транспортного средства выдающимися показателями не обладает, то и тонуть в болоте я буду наравне с "уазиками".
В общем, я уговорил себя туда не соваться. А жаль - это кратчайший путь из Цибанобалки на Таранухинскую возвышенность, по которой я был очень не против прокатиться. Но - не судьба.
А вот и старый мост через Гостагайку. Важное место - через речку не так уж и много переправ в верхнем и среднем течении.
Вроде речка маленькая, ерундовая, а дел натворила во время ливней осени 2021 - мое почтение! Хоть и низкие - но горы, и площадь водосбора, и уклоны местности уже дают о себе знать.
Обращаю свой взор обратно на Цибанобалку и нависающей над ней на Оцекутани Воскресенский.
Что интересно, на фоне окрестных гряд, хребтов и возвышенностей водораздел между Можепсином (Цибановой балкой) и Гостагайкой как-то теряется на местности. Как будто Султанка подставила плечо в самых верховьях - и этого достаточно, чтобы Можепсин нес к морю свои воды своей дорогой, не пытаясь соединиться с более протяженной и полноводной Гостагайкой в их общей широкой долине.
Через эту самую долину я и покатил по широким, укатанным полевым дорогам в сторону Цибанобалки.
А в самом поселке меня встретила "криница", так мой дед с Белорусскими корнями называл этот старый общий колодец. Когда-то эта криница была на околице, а сейчас - поселок заметно разросся.
Ну а я незамедлительно начал готовиться к следующей поездке - время не ждет! Но об этом - в следующей статье цикла.