529 подписчиков

Моя Анапа - часть 1 (1999 год)

Анапа всегда занимала особое место в моей жизни. Большинство моих знакомых воспринимали этот городок как типичный детский курорт - либо съездить семьей в отпуск, либо отправить школьников в летний лагерь. Мне же повезло больше - у меня в одном из поселков под Анапой жили близкие родственники, которые всегда рады были приютить меня хоть на все лето!

Так что с детского сада и до средней школы каждый год я ждал конца мая. А в конце мая - Аэровокзал у метро Аэропорт, "Икарус" до Внуково и красавец Ту-154 - до Анапы!

Ирония в том, что "пионеры" за свою двухнедельную смену проводили времени на пляже больше, чем я за три месяца. Но это было нормально - взрослые работали, вели домашнее хозяйство и позволяли себе отвезти семью на море один-два раза в неделю. Ездили обычно на великах или на автобусе, иногда - ходили пешком.

Зато я гордо шел мимо лагерного забора, зная, что я ем домашнюю еду, сплю в домашней постели, играю с друзьями со своей и соседних улиц во что угодно и когда угодно! А вы маршируете там по командам и распорядку дня. А у меня - свобода!

После плоской и застроенной Москвы география Анапы меня крайне будоражила. Куда ведет эта дорога? Что там на этом холме? А за ним? А вот те горы в голубой дали - что на них, а что - за ними? А эта ниточка ЛЭП откуда и куда свои провода несет? Мне было интересно все!

Но подробных географических карт в моем доступе не было (максимум - Атлас автомобильных дорог СССР, который я "зачитал" до дыр), а возить (и тем более водить) меня по окрестным грунтовкам, грядам и горам было некому и некогда. Все детство я испытывал сильный географический голод и жгучее желание исследовать все эти географические объекты. И нарисовать потом карандашами на бумажке свою карту, конечно же.

Ну и когда вырос - то дорвался таки! Фотографии из некоторых моих прогулок и поездок и лягут в основу этого небольшого цикла статей. А поможет разобраться в хитростях Анапской географии замечательная книга "Анапа: Природа, история, хозяйство, население" под авторством Михайлова и Суховольской. Если запутаетесь в горах, грядах, хребтах и речках, но не потеряете интереса - смело обращайтесь к этому труду за подробностями!

Начну я публикацию с очень удачно сохранившейся пленки, которую я снимал на "Зенит" аж в 1999 году, когда еще учился в 10 классе. Пленок из 90-х было однозначно больше, но многие из них бесследно исчезли при генеральных уборках и переездах - культура хранения информации тогда у меня была развита слабо.

Фотки из-за неопытности и поверхностного понимания процесса фотосъемки получились так себе, но зато опыт работы с зеркальной фотокамерой мне потом очень пригодился, позволив запечатлеть любимую Москву (например вот, моя самая первая статья на Дзене - а в ней фотографии 2003 года на моей первой осмысленной фотопрогулке с нормальной камерой) и ее подземелья (моя первая статья про съемку под землей - и снова на "Зенит"!).

Итак, ранняя весна 1999 года, небольшой поселок под Анапой, я приехал на какое-то семейное событие буквально на недельку.

001. Встречает меня вид в окно, знакомый с детства. Вид мог обещать дождливые дни и облом с пляжем, а мог принести крик "Жеее-няя!" - значит, пора выбегать и играть с друзьями!
001. Встречает меня вид в окно, знакомый с детства. Вид мог обещать дождливые дни и облом с пляжем, а мог принести крик "Жеее-няя!" - значит, пора выбегать и играть с друзьями!
002. С пляжем вышел бы однозначный облом - во дворе мокрая, дождливая ранняя весна.
002. С пляжем вышел бы однозначный облом - во дворе мокрая, дождливая ранняя весна.
003.
003.
004. С детства помню, что многие жители были весьма предприимчивы - фермерство, строительство, гостиницы. Вот и тут у кого-то буднично припаркован самосвал во дворе.
004. С детства помню, что многие жители были весьма предприимчивы - фермерство, строительство, гостиницы. Вот и тут у кого-то буднично припаркован самосвал во дворе.
005. Но меня больше интересуют вон те строения в серой дымке.
005. Но меня больше интересуют вон те строения в серой дымке.

Это так называемый "БАМ" - крупная промзона в поселке Воскресенский, где было в планах сосредоточить часть Анапской промышленности. Прозвали ее так в соответствии с историческим моментом и солидным по меркам курортного местечка размахом стройки.

006. Но на "БАМ" мне пока рановато. Поэтому вот вам свежая застройка улицы Комсомольская в поселке Цибанобалка.
006. Но на "БАМ" мне пока рановато. Поэтому вот вам свежая застройка улицы Комсомольская в поселке Цибанобалка.

В детстве вот этот ряд пирамидальных тополей вдоль улицы Садовой и символизировал для меня Цибанобалку. Иногда Цыбанобалку. И балка там эта есть (по сути - исток ручья Можепсин). А названо все это по фамилии основателя - хорунжего Павла Цыбана, героя Кавказской войны.

Долгое время за этими тополями (отлично видимых из аэропорта Анапы) были только поля, потом появились несколько построек общественного назначения, а еще позже - на полях "нарезали" новые улицы и началось строительство. Вот здесь на фото - тот самый момент.

007. А это вид на Витязевскую птицефабрику, за ней - "БАМ", промзона поселка Воскресенский.
007. А это вид на Витязевскую птицефабрику, за ней - "БАМ", промзона поселка Воскресенский.

Витязевская птицефабрика исправно поставляла мясо и яйца и была "градообразующим предприятием" для окрестных поселков. А потом - смена собственника, банкротство, забвение... В детстве мне довелось побывать там в гостях в одном из птичников. Даже доверили мне ставить штампики на свежие яйца!

008. А это собачонок Тарзан, который увязался за мной на прогулку. Где-то там, в моем детстве он и остался в памяти.
008. А это собачонок Тарзан, который увязался за мной на прогулку. Где-то там, в моем детстве он и остался в памяти.
009. Дорога из Цибанобалки поднимается на гряду Оцекутан. Строения впереди - "ПМК".
009. Дорога из Цибанобалки поднимается на гряду Оцекутан. Строения впереди - "ПМК".

На дороге все еще виден асфальт! "ПМК" - так мне отвечали на вопрос "что там?" местные. Сейчас я понимаю, что это "Передвижная Механическая Колонна". Стало понятнее, но совсем чуть-чуть.

Зато у них там, в ПМК, были крутые самосвалы Татра с колесами "домиком". Очень меня эти иномарки в детстве впечатляли.

010. Одна из вершин гряды Оцекутан.
010. Одна из вершин гряды Оцекутан.

В быту - "гора-вонючка". Дело в том, что за этой горой, на самой гряде - располагался не только "БАМ", но и городская свалка. А вот на этой горушке стихийную свалку устроили уже местные жители. Видимо, оправданием было расположение на этой же горе открытого пометохранилища, источавшего вокруг зловоние и инфернальные рои мух!

Но я эту гору все равно любил. Это была "своя" гора, куда взрослые легко отпускали местных детишек на прогулку. "Пойдем на Гору!" - и мы шли. Иногда шли чуть дальше по гряде, до городской свалки. Потому что для мальчишек девяностых свалка - это самое интересное место на Земле!

011. По мере "восхождения" тут и там обнажаются скальные породы.
011. По мере "восхождения" тут и там обнажаются скальные породы.
012. И редкие деревья. Кстати - на горизонте уже видно море! Вон, сливается с небом в правой части снимка.
012. И редкие деревья. Кстати - на горизонте уже видно море! Вон, сливается с небом в правой части снимка.

С деревьями там вообще не очень - только сады и лесополосы. Но мне нравилась эта открытость - а деревьев полно в Москве! И Анапа тем и нравилась, что здесь было все рядом - море, горы, степи, поля, болота, леса. Очень хорошее разнообразие географии.

013. А вот и вершина Горы.
013. А вот и вершина Горы.

Ну а дальше я просто сделал несколько снимков во все стороны, получилась очень разреженная и не подробная панорама. Зато 1999 год!

014. Вид на Цибанобалку, море и Витязевский лиман. Между лиманом и Цибанобалкой можно разглядеть аэропорт Анапа.
014. Вид на Цибанобалку, море и Витязевский лиман. Между лиманом и Цибанобалкой можно разглядеть аэропорт Анапа.
015. И вид туда же, но чуть правее, восточнее. Тут аэропорт видно получше, да и новую застройку юго-восточной части поселка можно наблюдать.
015. И вид туда же, но чуть правее, восточнее. Тут аэропорт видно получше, да и новую застройку юго-восточной части поселка можно наблюдать.
016. А это снова вид на Витязевскую птицефабрику, за ней на вершине гряды Оцекутан - "БАМ", промзона поселка Воскресенский, правее видно единственный многоквартирный дом в Воскресенском, за ним - море.
016. А это снова вид на Витязевскую птицефабрику, за ней на вершине гряды Оцекутан - "БАМ", промзона поселка Воскресенский, правее видно единственный многоквартирный дом в Воскресенском, за ним - море.

017. Вид на гору Султанка (или Султанская - посолиднее) и вмещающая ее Султанская гряда.
017. Вид на гору Султанка (или Султанская - посолиднее) и вмещающая ее Султанская гряда.

Султанская гряда, в свою очередь, является водоразделом между рекой Гостагайкой и ручьем Можепсин (он же - Цыбанова балка или Цыбанобалка в верховьях). На гряде и сейчас дачный поселок и поля.

018. Кому как - а мне всегда "Султанкой" хотелось назвать именно эту гору - с "ирокезом" лесополосы, проходящем через вершину.
018. Кому как - а мне всегда "Султанкой" хотелось назвать именно эту гору - с "ирокезом" лесополосы, проходящем через вершину.

Может я и прав - и Султанка это именно она и есть. В Султанскую гряду она в любом случае входит.

Эта гора тоже хорошо видна из поселка Цибанобалка и в детстве всегда манила меня. Ведь "вонючая" гора - да вот она, рядом. А эта всегда так выделялась на местности, но была вдалеке. Очень важная разница для пацана, понимать надо!

019. Вид в сторону станицы Гостагаевской, в центре кадра - то самое зловещее навозохранилище, горы справа вдали - часть хребта Сенетх.
019. Вид в сторону станицы Гостагаевской, в центре кадра - то самое зловещее навозохранилище, горы справа вдали - часть хребта Сенетх.

Не знаю, как для специалистов, но для меня хребет Сенетх - это и есть самое-пресамое начало Кавказских гор! Если встать у Витязевского лимана рядом с поселком Виноградный, севернее устья реки Гостагайки и обратить свой взор на восток - тогда то, что начинает вздыматься из низменного рельефа и в виде цепи холмов уходит вдаль - и будет самое начало хребта Сенетх, самого северо-западного хребта Кавказа. То есть вы буквально стоите на уровне моря и смотрите, как начинаются великие Кавказские горы!

Интересно, что на этой краеведческой страничке есть карта, на которой эта оконечность хребта Сенетх подписана как "Теленапс" или "Геленапс"... Не могу разобрать, а искать похожие топонимы не получилось - видимо, не остались в истории (сейчас эта оконечность хребта Сенетх известна как Таранухинская гряда). Хотя многие чудные топонимы с той карты находятся и по сей день. Вот такая загадка, может кто и разгадает!

Скриншот странички gostagay-150.ucoz.ru, где есть карта 1847 года с загадочным "?еленапс"-ом!
Скриншот странички gostagay-150.ucoz.ru, где есть карта 1847 года с загадочным "?еленапс"-ом!

Кстати, выше я писал, что с деревьями в окрестностях не очень - на фотографиях 018 и 019 можно рассмотреть группку из нескольких деревьев на склоне "вонючей" горы - это, как я понимаю, неудачная попытка высадить лесополосу. Не прижилось...

020. Вид на хребет Безымянный - отрог Сенетха. Эта его оконечность так же называется Куматырской грядой - речка Куматырь и хутор Куматырь там так же присутствуют.
020. Вид на хребет Безымянный - отрог Сенетха. Эта его оконечность так же называется Куматырской грядой - речка Куматырь и хутор Куматырь там так же присутствуют.

Куматырская гряда для меня была ближайшей "серьезной" горой - она выглядела явно представительнее Султанок и Оцокутаней. И я даже ездил на нее на обычном дорожном велике в 2001 году, но я тогда ничего ни на что не снимал. Помню только, что люто устал и приехал почти обезвоженный.

Да и для тех, кто едет в Анапу со стороны степей и болот Приазовской низменности, Куматырь - первое что-то хоть как-то похожее на "горы". А окончание Сенетха и Султанка - так, холмы, такие на среднерусской возвышенности где-нибудь в районе Оки можно посмотреть.

021. Ну и напоследок - вид на хребет Семисам. Это тот, который в серо-голубой дали, с "яйцами динозавров" на вершинах. На переднем плане, конечно же, гряда Оцекутан.
021. Ну и напоследок - вид на хребет Семисам. Это тот, который в серо-голубой дали, с "яйцами динозавров" на вершинах. На переднем плане, конечно же, гряда Оцекутан.

Что тут скрывать, из самой Анапы вид на "горы" - это вид на хребет Семисам, на фоне которого прыщики Куматырей и Султанок значение свое теряют.

Уж за хребтом-то Семисам - точно начинается настоящий Кавказ? Для Анапчан - да. А вот Новороссийцы с их гораздо более солидным Маркотхом - не согласятся. Ну а жители заснеженных скалистых вершин и в сторону зеленых округлостей Маркотха не посмотрят. Так уж устроены горы!

Но для меня, в моей Анапе - горы начинаются от Витязевского лимана!

На этом первую статью цикла про Анапу я завершаю. Но как же так - про Анапу, но ни моря, ни самого города, ни лета, ни пляжей?! Будет. Все это я обязательно покажу в следующей серии!