Найти в Дзене
Альтернативная история

Ныряющие катера Никиты Хрущеву

Военная история насчитывает множество случаев, когда были разработаны революционные образцы военной техники, опережающие свое время и созданные для решения достаточно мелких, локальных проблем. Кроме того, известны факты разработок, которые возникли по прихоти руководителей государств или других влиятельных людей, не имеющих отношения к военной стратегии. Очень часто такие проекты обходили своих заказчиков в копеечку. В данной статье рассматривается один из таких прожектов, созданных в СССР.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Идея создания футуристического ныряющего катера принадлежала Н.С. Хрущеву. Партийный руководитель предложил это после увиденных им испытаний быстроходных катеров. Он предположил, что в условиях атомной войны важными становятся высокие показатели скрытности и маневренности, и в новых военных разработках необходимо стремиться к экспериментальным решениям, например, спроектировать и сделать так, чтобы флот мог погружаться под воду.

Естественно, данное "задание", выданное ненароком, было воспринято очень серьезно, как прямое указание к действию. Поэтому начальник Конструкторского Бюро №5, специализирующегося на проектировании катеров, Е.И. Юхнин, решил начать проектные работы по модернизации быстроходного катера. Проекту было присвоено кодовое обозначение 1231 "Дельфин" и полное название "Разработка малого погружающегося ракетного корабля".

 Эскиз экспериментального ныряющего ракетоносца. Проект 1231 «Дельфин» (http://alternathistory.org)
Эскиз экспериментального ныряющего ракетоносца. Проект 1231 «Дельфин» (http://alternathistory.org)

Конструкторам предстояло решить сложную задачу: объединить противоречивые требования, которые предъявляются к надводным кораблям и подводным лодкам, в одном небольшом катере. Техника, которую они разрабатывали, должна была выполнять множество задач: проводить внезапные ракетные атаки на боевые корабли, защищать побережья, отражать высадку десанта, нарушать морские коммуникации противника и осуществлять разведку. Один лишь вопрос: как уместить такой широкий функционал в небольшой лодке?

Предполагалось, что ракетные катера будут действовать группой. Вначале они должны были находиться под водой, погруженными на необходимое расстояние к цели. Затем они должны были всплыть, нанести ракетный удар и снова погрузиться, либо уйти от противника на максимальной скорости. Таким образом, большая скорость хода и нахождение под водой позволяли минимизировать возможность огневого поражения.

Основным вооружением экспериментального катера стали крылатые ракеты п-25 с дальностью стрельбы в 40 км. Ракетные установки были установлены вне корпуса, но герметичность модулей обеспечивала возможность погружения под воду. Управление катером осуществлялось из центрального корабельного поста. Средства обороны, включая противовоздушные, не предусматривались, так как делалась ставка на уход с максимальной скоростью.

Основной навигационной системой была выбрана радиостанция «Рангоут 1231» и гидроакустическая установка «Хариус». С их помощью ракетоносец мог "видеть" в радиусе 28 км над водой и 120 км под водой, что было высокими показателями для того времени.

Конструкция ракетного катера была достаточно простой. Корпус состоял из двух основных отсеков. В первом, носовом отсеке, находился центральный пост управления, электроэнергетика, а также радист и акустик. Во втором отсеке размещалось все необходимое оборудование, включая дизельные двигатели, генераторы и насосы. В специальной надстройке находились жилые помещения, камбуз и склад боеприпасов. Высокая автоматизация систем позволяла управлять катером из центрального поста, и личный состав не нуждался в нахождении в моторном отделении.

Для обеспечения требований по скорости и маневренности было решено использовать подводные крылья в конструкции катера. После анализа разных вариантов разработчики остановились на использовании одного носового крыла, что позволило увеличить управляемость катера с небольшой потерей скорости. Кроме того, дизельный двигатель М-507, используемый в проекте, осуществлял всплытие ракетоносца при помощи выхлопа для продувки системы балласта.

Планировалось изготавливать корпус из алюминиевого сплава АМГ61, а крылья - из титана. Обшивка катера была достаточно прочной, чтобы он мог находиться на расстоянии 2 км от центра ядерного взрыва и не получить серьезных повреждений.

В январе 1959 года началось непосредственное проектирование катера, но создание опытного образца так и не состоялось. Уход Хрущева с должности генерального секретаря ознаменовал конец работ, так как не все партийные руководители были согласны с обоснованностью данного проекта.

Несмотря на преждевременное прекращение работ, эксперимент дал кораблестроителям бесценный опыт, отраженный во множестве новых технических решений. В настоящее время идея ныряющего катера успешно реализована, подобные модели ракетоносцев используются в КНДР, Иране, Франции и США.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Родная шелезяка: Первая советская большая противолодочная ДЭПЛ II поколения - Альтернативная История
Таинственные следы: как подводные танки Швецию штурмовали - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Катера
7974 интересуются