Найти в Дзене

Кастанеда: начало.

Этим чудесным вечером я хочу рассказать, как самый необычный автор 20го века начал писать свои книги.

Карлос Кастанеда, "Отдельная реальность", книга об индейце со светящимися глазами.
Карлос Кастанеда, "Отдельная реальность", книга об индейце со светящимися глазами.

Начну с простого. "Отдельная реальность" Карлоса Кастанеды это вторая серии. Как и все книги данного автора, эта книга рассказывает об ученичестве Кастанеды у Дона Хуана.

Первая судьбоносная встреча Кастанеды с Доном Хуаном была довольно забавной. Кастанеда нёс какую-то пафосную пургу, а все потому, что индеец привлек его внимание, причем довольно сильно и сам Кастанеда никак не мог о нем забыть, а точнее - забыть сияющие глаза.

Мистические посиделки у костра Карлоса Кастанеды и Дона Хуана.
Мистические посиделки у костра Карлоса Кастанеды и Дона Хуана.

Кстати, в последствии светящимся глазам будет посвящена отдельная глава, будет даваться объяснение, почему у магов глаза светятся, но только не все это замечают.

После первых месяцев обучения Кастанеда не на шутку испугался. И забросил учение. В книге "Отдельная реальность" Кастанеда признаётся, что:

Обучение по методу Дона Хуана требовало огромных усилий, высокой степени вовлеченности и была связана с таким напряжением, что парень попросту не выдержал.

Позже он так же признается, что основной причиной отказа от дальнейшего обучения стало то, что его картина мира начала рушиться, а он не был к этому готов. Полагаю, именно поэтому книга так и называется - Отдельная Реальность. Карлос не был готов увидеть эту реальность.

Кастанеда не был индейцем и картина мира европейского человека не подходила для обучения. Либо картину надо было рушить, либо...
Кастанеда не был индейцем и картина мира европейского человека не подходила для обучения. Либо картину надо было рушить, либо...

В 1968 году Карлос получает сигнальный экземпляр своей первой книги. И, не смотря на то, что твердо решил бросить учение, он не мог не поделиться с Доном Хуаном хорошей новостью об издательстве. Дон Хуан отреагировал на книгу спокойно, отказался её принять и в своем духе шутканул про "Ну ты же знаешь, что делают с бумагой в Мексике...".

Затем, в разговоре появляется первый намек на чрезвычайно важный, фундаментальный термин, который будет фигурировать в последствии во всех книгах - важность или чувство собственной важности, сокращенно ЧСВ.

Даже самые страшные создания нашей бесконечной мультивселенной не сравняться с чудовищем по сравнению Человеческая Важность.
Даже самые страшные создания нашей бесконечной мультивселенной не сравняться с чудовищем по сравнению Человеческая Важность.
Ты испугался и удрал, потому что чувствовал себя чертовски важным, - так Дон Хуан объяснил мой уход. - Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Человек знания должен быть легким и текучим. (с) ДХ.

ЧСВ или гордыня - сложный, многогранный термин. Камень преткновения воина. Мы ненавидим своё ЧСВ внутри нас и поэтому нас так бесит, когда кто-то проявляет ЧСВ рядом с нами. Вся злость, обида, жадность, гнев, желание посраться и дать в роже - это все из-за ЧСВ.

В одной из последних книг Нагваль Хулиано говорит молодому Дону Хуану:

Чувство собственной важности - это чудовище о трех тысячах голов. Противостоять ему и победить его можно лишь в трех случаях. Во-первых, если отсечь все головы последовательно; во-вторых, - достичь того загадочного состояния, которое называется местом без жалости, постепенно разрушающего чувство собственной важности; и в-третьих - если за мгновенное истребление трехтысячеголового чудовища заплатить своей собственной символической смертью. (с) Нагваль Хулиано

И все же, Кастанеда вернулся. Кстати, по словам Дона Хуана это вообще характерная для учеников ситуация - единожды покидать и затем возвращаться в учение. Сам Дон Хуан так же пропал и вернулся, на вопрос "Почему вернулся?" он ответил просто - потому что другого пути нет.

И его действительно нет...
И его действительно нет...

Интересный разговор происходит у Кастанеды и Дона Хуана на террасе ресторана. Кастанеда видит мелких пацанов, которые чистят обувь. Наблюдая за ними он делает вывод, что у пацанов и владельца ресторана своего рода договоренность - пацаны не пристают к посетителям и могут доедать объедки, при этом им можно околачиваться вокруг заведения.

Эта история довольно неплохо иллюстрирует колорит того времени. Вот двое людей - Дон Хуан и Кастанеда, их менталитет, язык и логика похожи на наши, но живут они совсем в другом мире. В мире, где женщины ещё не могут получить образование, где по помойкам лазиют беспризорники, где дети в бедных семьях работают уже с малых лет.

Эти дети съедали все, что не доели гости. Даже кусочки льда из стаканов, а затем вылизывали тарелки. Я горжусь такими детьми. Они не воровали, не клянчили деньги, они честно зарабатывали и получали еду, какую могли тоже честно, хоть и (по нашим с вами меркам) немного унизительно.

Кастанеда преисполнился жалости к этим детям, ведь по его мнению они были лишены возможности получить образование, хорошую должность в университете, путешествовать... Но Дон Хуан лишь высмеял Карлоса.

Беззаботное лето 68го...
Беззаботное лето 68го...

По мнению Дона Хуана, да и Кастанеды тоже, стать человеком знания - вот что истинное достижение человека. И раз уж на то пошло, то что эти ребята живут здесь, среди индейцев не только не уменьшает их вероятность стать великими магами, но ещё и повышает их, зато положение Кастанеды, родившегося в состоятельной семье и всю жизнь не вылазившего из своего университета, как раз уменьшает эту возможность.

Кстати, в этой же книге всплывает довольно много интересных деталей. К примеру, мы узнаем, что у Дона Хуана есть внук, и что очень похоже, что на самом деле это его правнук. Так же мы знакомимся с первым персонажем-магом - танцором со звучным индейским именем "Сакатека".

Индеец танцор.
Индеец танцор.

Этот персонаж по словам Дона Хуана является видящим и особенно интересно, что он довольно странно ведет себя с Кастанедой, резко меняет к нему отношение узнав, что тот общается с Доном Хуаном и демонстрирует возможности индейского танца силы. Так же интересно то, что этот персонаж-маг не является частью магической партии Дона Хуана и самого Карлоса, а все персонажи-маги в книге Карлоса так или иначе - партийные. Из чего можно сделать вывод о существовании множества разных партий кроме тех, что описаны в книгах (кстати, Дон Хуан сам про это рассказывал - линия нагвалей насчитывает, дай бог памяти, 128 человек, то есть 128 и более партий раскиданных по всей Мексике).

Особенная благодарность вам за то, что дочитали. В моем блоге довольно много интересного, обязательно подписывайтесь и лайкайте: