Найти в Дзене

Учение Дона Хуана - это про что вообще?

Оглавление
Дон Хуан в мексиканской пустыне Сонора.
Дон Хуан в мексиканской пустыне Сонора.

В этом посте я расскажу о том, что пишет в своих книгах самый таинственный автор современности - Карлос Кастанеда.

С первых страниц Карлос показывает нам как жизнь простых мексиканских индейцев пронизана очарованием суеверной крипоты, смешанного с вудуизмом и темной магией. К примеру, случайная женщина рассказывает Карлосу историю о диаблеро - волшебнице, которая умела превращаться в койота, и которую подстрелил белый мексиканец, когда та была в обличье волчицы, так вот родственники женщины пришли требовать выкуп за волшебницу. Рассказчица не знала, чем закончилась эта история, но таких историй у неё было, видимо, много.

Место где смешивается все - религия, суеверия, мистика.
Место где смешивается все - религия, суеверия, мистика.

Простые мексиканские индейцы знают о существовании среди них магов и волшебниц - людей, что много знают о растениях, животных, умеют ходить сквозь стены, путешествовать во снах и проклинать одним лишь взглядом.

Маги живут среди них, совсем рядом, по соседству, в их городе, в их доме, вот только это жуткие, беспринципные и могущественные люди, они могут наслать болезнь, но к ним можно обратиться за помощью.

Маги и волшебницы подозрительны, они ни с кем на заводят дружественных отношений, они одиночки.
Маги и волшебницы подозрительны, они ни с кем на заводят дружественных отношений, они одиночки.

Это была первая попытка Карлоса Кастанеды, никому ещё тогда не известного, наладить отношения с местными жителями. Молодой студент факультета антропологии он путешествовал по каким-то своим скучным делам, прося всех кого встретит рассказать про целебные растения.

Именно тогда он и встретил Дона Хуана. Это был старик в почтенном возрасте, маг и волшебник, который, не смотря на свои морщины и седины рассекал по прериям аки молодая газель, был жилистым, мускулистым и давал фору молодым. Кстати, все пожилые маги и волшебницы выглядели вот именно так. Толстых, дряблых и больных магов, кажется, попросту не существовало в природе.

Уверенна, что Дон Хуан не носил перьев на голове, а выглядел как обычный российский татарский дедушка, к примеру, смуглая кожа и узкие глаза, обычная холщовая одежда для походов за грибами. Если мне и предстоит встретить нагваля здесь, на Урале, то выглядеть он будет именно так.
Уверенна, что Дон Хуан не носил перьев на голове, а выглядел как обычный российский татарский дедушка, к примеру, смуглая кожа и узкие глаза, обычная холщовая одежда для походов за грибами. Если мне и предстоит встретить нагваля здесь, на Урале, то выглядеть он будет именно так.

Был Дон Хуан скуп на слова, как все маги, молчалив, никому не доверял и вообще выглядел весьма загадочно и сомнительно.

Прошел год, прежде чем молодой студент Кастанеда смог хоть как-то заслужить доверие этого странного парня.

Надо сказать, Кастанеда любит описывать всех встречающихся на пути людей. Персонажей в его книгах довольно много и все они весьма занятные.

Первым интересным событием в жизни Карлоса стало посещение пейотной церемонии коренных американских индейцев. Во время церемонии Карлос временно обезумел, разделся, бегал голым, поймал местную дворовую собаку, несколько раз её обоссал, рычал на неё и гавкал, затем нашел лужу и валялся в ней... В общем, молодой студент-антрополог доставил много радости и веселья всем прибывшим на церемонию индейцам.

Больше всего мне нравится то, с какой легкостью Кастанеда описывает этот опыт и то, с каким непроницаемым лицом он затем обсуждает это со своим наставником.

Ура! Я обдолбанный идиот!
Ура! Я обдолбанный идиот!

Надо сказать, книги КК полны уникальных терминов индейской культуры, некоторые из них понятны и линейны (намерение, энергия, чувство собственной важности), некоторые - довольно эксцентричны (растения силы, диаблеро, бенефактор), а некоторые требуют длительного исследование практикой и вообще до конца так и не ясны (личная сила, дух, толчок земли).

Именно в первой книге появляется такой термин как человек знания. Пока что это ещё не воин, термин, который в последствии будет вовсю использовать Дон Хуан, обозначая всех, кто вступил на путь магии. Однако, это уже человек, который охотиться за магическими знаниями.

Примерно тогда же (после пейотной церемонии) Дон Хуан объясняет, что Кастанеда избранный, что он, Дон Хуан, носитель уникальный знаний, а ты парень, попал. Теперь ты, Карлос, обязан у меня учиться и не чему-то, а магии.

Мне кажется, или это немного избито? ))))
Мне кажется, или это немного избито? ))))

Уточню, что что магия - термин обобщающий все аспекты учения Дона Хуана, в т.ч. очень страшные, местами чудовищно опасные. Именно в контексте этого становиться понятна первая из наиболее известных цитат Дона Хуана:

Человек идет к знанию так же, как он идет на войну - полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила - роковая ошибка, и тот, кто ее совершает, непременно доживет до того дня, когда горько пожалеет об этом.
(с) Дон Хуан

Вообще, контекст всегда важен. Цитат Кастанеды в интернете довольно много. Но они настолько вырваны из этого самого контекста, что становятся практически непонятны.

Уже в конце третьей главы, после некоторых приготовлений, Дон Хуан рассказывает свой довольно известный монолог о главных врагах человека знания. И тут тоже важен контекст.

Всего врагов человека знания четыре:

  1. Страх.
  2. Ясность.
  3. Сила.
  4. Старость.

Первым врагом человек знания Дон Хуан называет страх.

Забегая вперед скажу, что именно так могут выглядеть неорганические существа в следующих книгах Кастанеды.
Забегая вперед скажу, что именно так могут выглядеть неорганические существа в следующих книгах Кастанеды.

И неудивительно, все эти мистические практики, которым он подвергает Кастанеду полны тревожного, ужасного и даже ужасающего.

Рассуждение Дона Хуана о первом враге воина понравилось мне ещё и потому, что Дон Хуан довольно стройно выкладывает механику страха, который пугает вот конкретно меня, а затем рассказывает четкую теорию избавления он страха при работе с психологом. И этот механизм я тоже проходила в точности, как он описывает.

Да-да, именно, избавляться от страха тяжело, приходиться прикладывать много усилий, но всегда страх уходит, причем внезапно. Просто взял и ушел. Словно я, будучи бобром, долго и упорно грызла дерево, и вот последний укус и дерево свалилось не придавив никого, в том числе меня. Упало с грохотом и страха нет.

- Страх исчезает внезапно, в один миг, - сказал Дон Хуан.

Второй враг человека знания это ясность.

Ясность, медитация, созерцание.
Ясность, медитация, созерцание.

Так как я ещё не до конца победила первого врага, то второй враг - ясность для меня не более чем абстракция. По словам ДХ ясность приходит после страха. Ясность является вторым врагом воина, она ослепляет и расслабляет.

Впрочем, не смотря на абстрактность понятия, я все же могу провести аналогию. Вы знаете, что по статистике в аварии больше попадают те водители, которые водят долго, уверенно и нисколько не сомневаются в своих способностях? В этом их основная слабость. И вполне логичный вывод Дона Хуана в контексте звучит так:

Чтобы победить ясность ... надо перед каждым новым шагом терпеливо ждать, все тщательно взвешивать и понимать, что ясность по сути иллюзорна. (с) Дон Хуан.

Третьим врагом, по словам ДХ, становится сила.

Сила.
Сила.

В этом месте мне интересно, является ли сила из этого монолога аналогом личной силе, которая появляется позже в книгах? Поделитесь в комментариях свои соображения на этот счет!

Человек редко замечает третьего врага, который уже навис над ним. И он не подозревает, что битва уже проиграна. Он превращен своим врагом в жестокого и капризного человека. (с) Дон Хуан.

Вот этот момент мне, кстати, вполне понятен. Как только человек получает силу, теряет страх, он становиться на голову выше всех, кто его окружает. Он превращается в мелкого тирана - в жестокого и капризного. Именно это темный путь любого правителя, получившего власть.

Четвертый страх понятен и даже печален, это - старость.

Грусть...
Грусть...

Избавиться от этого врага невозможно, но возможно не поддаться и не быть сломленным.

Личный опыт: Видя, как моя бабушка угасает с каждым днем под давлением деменции я стала учить второй язык. А когда выучу, начну учить третий. Почему? Потому что знание второго языка, а затем и третьего языка научно доказано снижает вероятность развития деменции, старческого слабоумия и целой кучи болячек, связанных с мозгом.

Кстати, читая между строк (а это важный навык при чтении книг Кастанеды), можно заметить, что Дон Хуан не только мускулистый и резво скачет по пустыне, так он ещё и прекрасно говорит на английском, мексиканском, родном языке индейцев яки, языке индейцев чероки и ещё несколько языков он знает бегло.

Кроме того, я уже сейчас озаботилась о спорте, правильном питании и психотерапии - то, что может потенциально продлить жизнь. Да, умереть я могу в любой момент. Но просирать жизнь, бухая и сидя весь день за компом будет высшей степенью индульгирования.

В конце 9й глав Дон Хуан вводит новый, знаменитый и очень важный термин. Это - Путь Сердца.

Путь сердца.
Путь сердца.

Путь сердца это линейный термин, не смотря на свою поэтичность. Это синоним карьеры, жизненного выбора, совокупности всех хобби и увлечений.

Дон Хуан и Кастанеда имеют диалог о Пути Сердца, в котором Дон Хуан объясняет, что растения силы и пейотные церемонии это не единственный путь мага. И вообще, если ему, Кастанеде, этот путь не нравится, то:

Глупо ухлопать жизнь на один-единственный путь, особенно, если у него нет сердца. (с) Дон Хуан.

Казалось бы, как все просто, да? Но простая концепция Пути Сердца (работа, которая тебе нравится), которую мы впитали с молоком матери, в тот момент была чужда простому человеку и читателю.

Работу тогда не выбирали, она просто появлялась. Люди шли работать туда, где была работа - на завод поблизости, в пекарню или наследовали небольшой семейный бизнес. И было везением вообще найти работу. Большая часть людей работали на работе всю жизнь, ни о каком фрилансе речи не шло, если в городе устроиться можно было только на местную фабрику по производству картонных коробок, все работали там.

Фабрика. Производство картонных коробок. И так до конца жизни.
Фабрика. Производство картонных коробок. И так до конца жизни.

Дон Хуан предлагает постоянно задавать себе вопрос о том, есть ли у твоего пути Сердце. И если нет он предлагает банальное - бросать этот путь. Вот так все просто. Кастанеда спорит с ним, говорит что ситуация, семья, ответственность и все такое. Но Дон Хуан просто отвечает - нет. Маги не занимаются такой ерундой.

В этот момент становиться ясно, что быть магом - это не только превращаться в волчиц во время посещения пейотных церемоний. Быть магом, значит быть человеком, выбравшим путь максимальной адекватности, истинной просветленности, разумности, рациональности. Это значит стараться избегать потакания своим слабостям, глупостям и неврозам. Это значит быть немного мазохистом, идти туда, где страшно, где тяжело, но где классно и круто, охотиться за невероятным и прекрасным. Стремиться к тому единственному, к истинному себе.

Созерцая облака...
Созерцая облака...

Концепция Пути Сердца поразила меня ещё и тем, что у индейцев магов она использовалась ещё до появления всех этих мотивационных ораторов, в 60х годах, когда психологии то ещё толком не было, не то что коучинга с его извечным "следуй мечте", и вот уже тогда волшебники-индейцы точно знали, что нет другого пути кроме того, к чему лежит сердце.

Рассказывая о разнообразных растениях Дон Хуан приближается к самому противоречивому умению магов - превращения в животных.

Сам Дон Хуан превращается в ворону (по крайней мере он так говорит), это его нагвальное животное, его покровитель. Он говорит, что научит Кастанеду тоже превращаться. Затем несколько глав посвящено этому парадоксальному опыту.

Кастанеда не уверен до конца, является ли его опыт полноценным или это результат каких-то хитрых манипуляций. Он задает чертовски верные вопросы любого ученого, к примеру, видел ли меня кто-то со стороны.

Тогда же появляется такой термин как видение. Видения это тот самый третий глаз. Забегая вперед я скажу, что именно видение является фундаментальной доказательной базой всего учения. На любой вопрос - почему? Ответ прост - я видел. Дон Хуан утверждает, что он видел, что Кастанеда превращается в ворону, что люди это светящиеся шары, что растения имеют такое же свечение, как и все живые существа и так далее.

По словам ДХ видение развивается само собой в течении практик. Интересно то, что Дон Хуан много раз уточняет, что человек видит не глазами. Из книг можно сделать несколько необычных выводов, к примеру, видения сродни хорошей интуиции и сновидению, как будто человек интуитивно грезит наяву.

Так же из первой книги становится ясно, что существуют (условно) как "плохие", так и "хорошие" маги. Кастанеда переживает нападение плохой колдуньи-диаблеро, которая хотела утащить его душу и убить.

Видение. Третий глаз.
Видение. Третий глаз.

На этом заканчивается первая книга из девяти, а я заканчиваю пост.

Обязательно подписывайтесь на мой канал, здесь много интересного!

Читайте другие посты по теме:

Картинки, вызывающие странные, но приятные эмоции.
Саморазвитие в стиле манга.14 мая 2024