15 мая 2024 года — 89 лет со дня открытия метрополитена Москвы. 15 мая 1935 года в 6:45 на 13 станций вошли пассажиры. Первый билет А00001 стоимостью 50 копеек достался на станции «Сокольники» мастеру завода «Красный пролетарий» Петру Латышеву. Пётр Николаевич сохранил его и спустя много лет отдал в музей.
Первое и недолгое время станция «Парк культуры» носила проектное название — «Крымская площадь». В московских справочниках 1936 года станция ещё указывалась как «Крымская площадь». Архитектор Георгий Тихонович Крутиков хотел буквально связать её с Крымом. В оформлении залов применялся мрамор Кадыковка с крымского месторождения. За минувшие годы перрон мало изменился; только вместо чёрного асфальта под ногами ныне лежит гранит, а классические люстры заменили люминесцентные лампы.
Надземный вестибюль метро «Парк культуры имени Горького». Чёрно-белая фотография сделана в апреле 1935 года, то есть за считаные недели до открытия Московского метрополитена. Территория вокруг ещё не прибрана. Станция «Парк культуры имени Горького» была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди метрополитена. Строили её открытым способом на Остоженке, которую Моссовет даже переименовал в улицу Метростроевскую. Изначально станция имела два вестибюля — «Северный» и «Южный». Но последний не сохранился. «Северный» надземный вестибюль проектировал Николай Джемсович Колли. Он сохранился с небольшими потерями. Например, исчез козырёк — стёсан при строительстве Крымской эстакады в 1960 году. Из-за этой эстакады прежний вид на вестибюль загораживают решётки небольшой скейт-площадки, обустроенной под эстакадой.
Чёрно-белая фотография сделана в 1936 году. Посередине Садового кольца стоит вестибюль метро станции «Смоленская». Она была открыта в составе первой очереди метро 15 мая 1935 года. Проработала очень недолго и через два года была закрыта. Изначально ответвления до «Смоленской» не планировалось. Так как по генплану 1935 года предлагалось реконструировать Садовое кольцо в проспект. Но в разгар строительства решили его построить, так как около Смоленской площади находился один из самых крупных городских рынков и трамваи были слишком загружены.
В 1937 году вестибюль пришлось разобрать вместе с исторической застройкой бывшего Смоленского рынка. Подземная галерея станции со временем стала подземным пешеходным переходом. Сама станция, как и весь участок мелкого заложения от «Курской» до «Киевской», работала до 1953 года, после чего была закрыта. Их открыли повторно в 1958 году в составе Филёвской линии.
Станция «Комсомольская» за несколько месяцев до открытия. 1935 год. Современная фотография с той же точки 88 лет спустя. Архитектор перронного зала Дмитрий Николаевич Чечулин. Соавтор проекта Александр Тархов. Станция задумывалась как железнодорожные ворота Москвы, которые помогают приезжему составить первое впечатление о столице СССР. Потому у «Комсомольской» уникальная конструкция и архитектура. Балконные галереи были задуманы для распределения высокого пассажиропотока. Спустя почти 90 лет станция сохранилась в неизменном виде. Только асфальт в 1960-е годы был заменён на гранит. Да люстры сменили типовые плафоны — такие мыть удобнее. В условиях агрессивной среды метрополитена светильники очень быстро загрязнялись пылью. Приходилось часто мыть. В 1970-е было принято решение заменить их на типовые шарообразные люстры.
Гоголевский бульвар. Наземный вестибюль станции «Дворец Советов». Зима 1935 года. До открытия метрополитена остаётся всего два месяца. Москвичи на фоне им ещё не знакомой постройки. Они знают, что это вестибюль — вход в подземку. Но никто из них, за редким исключением, не спускался, не видел и, тем более, не ездил в метро. Скорее всего, группа серьёзных товарищей в пальто и кепках по центру чёрно-белого снимка — это сотрудники Метростроя. Пробные поездки как раз начались в феврале 1935 года. Спустя 89 лет пейзаж практически не поменялся. Только снесённый в 1931-м храм Христа Спасителя снова на своём месте.