Найти в Дзене
Лариса Катунина

Фразы - табу руководителя

Не все руководители задумываются о своем стиле управления или типе лидерства и совсем немногие думают о своем стиле коммуникации с подчиненными.

Прошу всех, кто дочитает мою статью до конца, оставить мне в комментариях реальную обратную связь по общению с руководителями - какие фразы, неприемлемые для вас, вам довелось услышать?

С руководителями деструкторами все понятно, их стиль общения соответствует типу руководства, но самое интересное, что и созидающие, позитивные, заинтересованные в росте сотрудников руководители порой общаются ТОКСИЧНО, иногда даже не осознавая этого. Мне это известно из собственного опыта, и ошибки в общении стоили мне очень дорого.

Итак, по списку.

  1. Сравнение -

- сотрудника с любыми другими коллегами, или каким-либо предполагаемым стандартом, зачастую не существующим в реальности. «И ты думаешь, что хорошо выполняешь свою работу?», «думаешь, у тебя получается?», « и ты полагаешь, ты работаешь на все сто?», «у нас до тебя работал А, он выполнял эту работу быстрее», «посмотри на Б, он шустрее тебя в работе».

2. Обесценивание -

- выполненной работы: «ты выполнил работу хорошо, как в целом и должно быть», «подобного результата мы и ожидали», «работаешь нормально, как и следует».

Даже если сотрудник выполняет хорошую работу, предписанную должностной инструкцией, это не повод обесценивать его результат и хорошая причина для похвалы - что усилит лояльность и мотивацию.

- личности: «что у тебя с лицом?», «эх, ничего другого мы от тебя и не ожидали», «что еще от тебя ждать», «что у тебя там?», «что опять у тебя?». И классика: на совещании при всех руководитель дублирует высказывание сотрудника, как бы интерпретируя его речь «на самом деле он хотел сказать что…».

Уничижение, переход на личности, публичные сомнения в способностях сотрудника излагать мысли (думать) и далее по списку - все это прямое нарушение права сотрудника на уважительное отношение к его личности. Даже если сотрудник терпит хамство, шансов на то, что он забудет подобное к себе отношение, нет. Также понятно, что при таком отношении к целостности личности бизнесу можно забыть о доверии к линейному руководителю и заинтересованности в судьбе компании со стороны сотрудника.

- роли и выполняемой функции: «выходы есть на всех этажах», «здесь никто никого не держит».

В принципе подобные фразы - не что иное как декларирование античеловекоцентричного подхода и безразличия как к сотрудникам, так и ко всему происходящему.

- переживаний и эмоций своего сотрудника: «ты сейчас слишком эмоциональна», «ты слишком эмоционально на все реагируешь», «не принимай такие пустяки близко к сердцу», «эмоции оставьте дома», «ты что, шуток не понимаешь?»

Такой легкий намек: проблема не в шутке, не в руководителе, а в сотруднике, который не понимает шуток, не имеет права на переживания и эмоции. Разве можно нарушать экзистенциальное право человека испытывать разные эмоции и чувства? Ими можно и нужно управлять, без обесценивания - которое абсолютно недопустимо.

Важно также помнить, что эмоции на работе свидетельствуют о том, что сотруднику «не все равно». Станет все равно - эмоций не будет никаких.

- способностей и навыков: «опять ты не связался с поставщиком?», «я тебе столько раз говорил», «еще раз повторить?».

Выражение сомнений в профессиональных способностях, личностных характеристиках, предположение безответственности. Такого рода фразы - деструктивная апелляция к чувству вины.

3. Игнорировании потребности в обратной связи. «Давай потом», «давай не сейчас», «у меня нет на это времени», «этот вопрос ты можешь обсудить с А, у меня нет на это времени», «что-то еще?».

Как часто руководители выполняют всю работу самостоятельно, отвечают за работу с клиентами, с поставщиками, с продуктом и услугами? Будем объективны - руководители, как правило, руководят теми, кто выполняет всю самую важную работу. Соответсвенно, руководители, в первую очередь, отвечают за рост, комфорт и развитие своих подчиненных. В случае, когда у руководителя нет времени обсудить важный для сотрудника вопрос (личный или рабочий) - ему или ей не стоит ждать доверия или лояльности.

4. Негативизм в обратной связи. «При всем уважении, я бы выполнила эту работу по-другому», «без обид, но работа выполнена плохо», «не хочу показаться грубым, но…».

Подобные наречные выражения и другие фразы транслируют ровно противоположное: отсутствие уважения, сомнения в профессионализме. Исключение подобных выражений сделает обратную связь более объективной и конструктивной.

5. Давление авторитетом. «Здесь решаю я», «ты сделаешь то-то и то-то» , «сейчас говорю я», «начальник здесь я», «я здесь за все отвечаю», «разговор окончен», «мне все ясно».

Проявление авторитарности в общении это прямое нарушение права сотрудника на равенство в коммуникации. Авторитарность также любит вешать ярлыки - «с тобой все понятно», разумность которых даже не ставится под вопрос. Бизнесу, где линейные руководители позволяют себе подобное выражение своей условной власти нужно проверить % текучести персонала и посчитать связанные с текучестью потери.

Я часто слышу «у нас на производстве иначе никак», «ты слышала как общаются на стройке», «иногда только матом», «там по-другому нельзя». Я понимаю, русская речь без мата превращается в доклад, но, я также знаю, что сказать одно предложение можно разными способами. Определите % вовлеченности, проявляйте больше уважение к сотрудникам - хотя бы в общении, определите % вовлеченности через полгода - результат вас удивит, вне зависимости от того, идет речь об офисных функциях или рабочих специальностях.

6. Манипуляция.

- Открыто негативная. «Говори, если тебе позволяет совесть», «говори, если считаешь, что ты прав».

Совестливый (=хороший) человек не стал бы спорить, не так ли? Спор, несогласие и выражение своего мнение - неотъемлемая часть бизнеса. Руководителю стоит помнить, ничто не может развалить компанию быстрее, чем организационное молчание.

- Скрыто негативная - «поработай в выходные, на тебя вся надежда», «кто, если не ты?», «я учту это в будущем».

Хорошо, если работа в норме и сверх нормы справедливо оценивается в моменте (не в будущем). А выше указанные фразы - апелляция к совести сотрудника, фактически не оставляют ему права отказать, не испытывая при этом негативных чувств (вина, раздражение, злость, тревога).

7. Бесцельная, непрошеная, неконструктивная оценка. «Ты сегодня плохо выглядишь», «не выспался что ли?», «ну и видок у тебя», «ты пополнела/похудела».

Если такая условно шутливая оценка и встречается среди сотрудников-коллег, для руководителя она должна быть под запретом. Любая обратная связь руководителя (даже если это комментарий о внешнем виде) должна быть нацелена на пользу для сотрудника (а именно его профессиональный и личностный рост).

Конечно, в моей практике были прямолинейные руководители, которых все уважали. Были спокойные в речи, за мягкостью слов которых скрывалось самое настоящее высокомерие.

В конце концов, важно только то, насколько искренне руководитель заинтересован в росте своих подчиненных. Однако грамотная коммуникация может ускорить любой рост - .

Дальше важнее. С уважением, Лариса Катунина

Работайте с нами Nordcore