("Каскадёры", The Fall Guy, 2024, США)
Нет, так-то понятно, что грамотный литературный перевод названия этого фильма на русский - "Козёл отпущения" или "Мальчик для битья", - звучит явно неудачнее, чем вольная адаптация "Каскадёры". Однако, при всей гордой романтике такого заголовка, есть в нём свой подводный камень. Особенно для зрителя со стажем, который смотрел американские хиты советского кинопроката начала 80-х - "Каскадёров" и "Трюкача".
Так вот, если вы помните обе упомянутые выше ленты, - а забыть их чертовски сложно, - то волей-неволей будете ждать от "Каскадёров" Дэвида Литча чего-то подобного. А это зря. Потому что у его картины с картинами Лестера и Раша есть только две общие детали. Как то: их главным героем является каскадёр, и бо́льшая часть действия в них протекает на съемочной площадке экшен-фильма. Засим всё. Остальное - сюжетные пертурбации, дух, настроение, мораль и смысл, в конце концов, - у них совершенно разные.
Иными словами, возлагать на "The Fall Guy" надежду, что он подарит вам те же ощущения, что и, скажем, "Трюкач", будет ошибочно. И если второй, несмотря на свою ироничную атмосферу, был по сути мрачной драмой о творческой одержимости, то первый - классическая экшен-комедия. Где уже нет глубокого психологического бурения чьих-либо характеров, а есть лишь щепотка детектива, пригоршня лирики, тачка хороших шуток и вагон разных трюков. За один из которых - 8 кувырков мчащегося автомобиля подряд, - "Каскадёры" даже попали в книгу рекордов Гиннесса.
Кстати, с шикарной музыкой им, как и "Трюкачу", тоже повезло. Её здесь полным-полно, а заглавной мелодией идут несколько вариаций хита Kiss 1979 года "I was Made for Lovin' You". Песни, у которой Литч, похоже, открыл второе дыхание - настолько бодро и свежо она у него наяривает.
Из всего этого следует вывод: перед нами всё тот же, хорошо знакомый нам с 2014 года, экшен-мейкер Дэвид Литч. У которого лишь две первые режиссерские работы, "Джон Уик" и "Взрывная блондинка", были попытками снять в рамках любимого жанра нечто серьезное. А все последующие, - "Дэдпул 2", "Хоббс и Шоу", "Быстрее пули" и вот теперь "Каскадёры" - здоровое безбашенное дуракаваляние. Где все играют и снимают это исключительно себе в удовольствие, как встарь. То есть по канонам старой голливудской школы, забив болты на всякие "повесточки" и прочую уныло-протокольную мутотень.
Поработав почти со всеми современными звездами боевиков, Райана Гослинга Литч до сей поры у себя не эксплуатировал. Что ж, теперь эта досадное недоразумение устранено. И после своей кукольной во всех смыслах роли в "Барби", в "Каскадёрах" Гослинг аж лучится счастьем, снова втиснувшись в шкуру нормального героя боевика. Пусть и не лишенного чувств, но, по крайней мере, рефлексирующего не безостановочно, а лишь "в специально отведенных местах" сюжета.
Даже зовут его, как истинного крутого мужика-каскадёра - Кольтом. У которого в жизни всего одна слабость - он влюблён в оператора, с кем постоянно работает в команде. Однако не подумайте ничего дурного, ведь оператора зовут Джоди и выглядит она, прямо как Эмили Блант в своей наилучшей форме.... вернее, формах. А также мечтает сама стать режиссёром. Не "...ркой", не "...рихой", а просто режиссёром - что тут постыдного?
И всё было в их лирике мило и безмятежно, пока однажды Кольт не подхватил тяжелое профессиональное заболевание. В смысле...
...В смысле, пока однажды Кольта не подвела трюковая страховка, и он не шмякнулся с верхотуры о бетон.
К счастью - выжил. К несчастью, всё же повредил спину, долго восстанавливался и за это время, страдая в депрессии, разорвал все отношения и со своей работой, и с Джоди. После чего, встав на ноги, ушёл вкалывать парковщиком в гостиницу. Где и прозябал 1,5 года, до тех пор, пока однажды его не настигло приглашение вернуться на каскадерскую службу. Причём не абы куда, а в проект его возлюбленной Джоди. Которая воплотила-таки свою режиссерскую мечту в жизнь. И вот теперь собственноручно снимала в Австралии фантастический эпик-боевик под названием "Железный поток" "Металлический шторм".
Тот факт, что сама Джоди Кольта вовсе не приглашала, его насторожил, но не отговорил от желания вернуться в профессию. Тем более обиженная на него Джоди хоть и вела себя вредно, но пинками бывшего бойфренда с площадки не выгоняла. Да и вообще, по всем законам жанра, должна была вскоре оттаять и перезагрузить их с Кольтом лирические взаимоотношения. Если, конечно, после всех её режиссерских "хотелок" он не сгорит заживо, или вновь не поломает себе что-нибудь жизненно важное.
Между тем главная звезда "Металлического шторма" Том Райдер (Аарон Тейлор-Джонсон), которого и дублировал трюкач Кольт, вдруг куда-то исчез. Не оставив на сей счёт ни комментариев, ни объяснительной. А поскольку скандал на весь честно́й голливудский мир продюсерам был не нужен, отыскать Райдера по-тихому, без полиции, было поручено Кольту.
Ну или как - "по-тихому"...
Да, сам-то он был не прочь выполнить задание, не привлекая к себе и к своим коллегам ничьё внимание. Но вы же знаете эти боевики классической выделки! И знаете, что всякий раз, когда в них заводят речь о "тишине", её там и близко не сыщется. Наоборот, всё вокруг загрохочет и заполыхает так, что это аж с околоземной орбиты без бинокля станет заметно...
***
В общем, Литч упорно не перестаёт нас радовать, но это ли не замечательно? А ведь всё, что он делает, это лишь делает то, что умеет лучше всего (в прошлом Дэвид сам профессиональный каскадёр). Делает просто и понятно, не отвлекаясь на вычурные творческие эксперименты и поиски "не знамо, чего, не знамо, где и зачем". И не забывая, ясен дубль, фиксировать плоды своего любимого труда на камеру - вернее, одновременно на дюжину камер, как это у него заведено.
Короче говоря, "Каскадёры" - те самые ностальгичные экшен-дух и стиль старой школы, которые по сей день ничуть не устарели. По крайней мере тогда, когда нам это блестяще доказывают мастера своего дела вроде Дэвида Литча и крутейших профи-трюкачей из его команды.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):