Найти тему

История паровоза Су. II.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Совершенствование паровозов СУ продолжилось в так называемом третьем выпуске в 1935-1940 годы. Внутренние, чисто технические изменения состояли в замене пароперегревателя, увеличении числа связей топки, введении качающихся колосников, изменении конуса выхлопа трубы и др. Внешне по сравнению со вторым выпуском прежде всего изменился тендер: вместо однотипного с грузовым паровозом Э с деревянным обносом угольной ямы появился свой, полностью стальной с закруглениями бортов.

На крыше будки устанавливался световой фонарь, что сделало её не только просторной, но и светлой, буферный брус усилен для возможной установки автосцепки , которая, впрочем, стала применяться спереди только после войны. Изменился путеочиститель: вместо двух простых «сметок» над рельсами появился решётчатый из уголков на всю ширину пути. Крепление дымовой коробки усилено двумя наклонными связями с передней площадкой. В плане эстетики единственным ухудшением в третьем выпуске была замена торцевых овальных окон будки на прямоугольные. В остальном этот выпуск по дизайну был самим совершенством. Было выпущено 816 паровозов СУ третьего выпуска . Номера сотен - с 210 по 215.

Картинка из свободных источников.  Су – III выпуска
Картинка из свободных источников. Су – III выпуска

В 1930-е годы на нескольких паровозах СУ (101-22, 207- 76, 204-17) были применены некоторые усовершенствования: подогрев воздуха, ходоувеличитель инженера Н. И. Патлых в системе парораспределения. На испытаниях последнего в 1936 году паровоз СУ прошёл с поездом из Ленинграда в Москву за 6 часов 20 минут. В 1939 году Коломенский завод сделал попытку существенно модернизировать серию СУ, используя наработанные тогда в других паровозах идеи – вентиляторную тягу, водоподогрев, воздухоподогрев. Эти паровозы - СУМ - внешне скорее напоминали СО благодаря дымоотбойникам. Улитка дымососа и широкая приплюснутая труба дополнительно лишала СУМ привычного изящества СУ. Котловая паропроизводительность «сумок» была выше, чем в СУ, но в целом эти сложности себя не оправдали.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

За два предвоенных года построили 210 «сумок». Нумерация серий - от 216 до 218. Ещё «сумки» работали на Московско Казанской, Ашхабадской и Белорусской железных дорогах и на плече Москва – Калинин Октябрьской ж. д.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

В 1941 году несколько паровозов серии СУМ обслуживали поезда Москва - Рига: СУМ 217-76 , 217-77 и 217-78 , очевидно, чтобы показать развитость советского паровозостроения.

Сложность и ненадёжность в эксплуатации дымососных устройств и водоподоrревателей привели к тому, что постепенно «сумки » переделывались в обычные СУ. До наших дней они не сохранились. Война прервала всё паровозостроение, но едва она закончилась, вновь потребовалось увеличения парка пассажирских паровозов.

И вновь для постройки был выбран СУ. Ничего другого из современных локомотивов тогдашние пути бы не выдержали, как и большинство поворотных кругов. Работу в 1947 году поручили Сормовскому заводу, получившему имя А. Жданова.

Руководителем проекта был А. М. Русак. Конечно , при разработке этого, после военного четвёртого выпуска СУ его попытались ещё более усилить.

Число жаровых труб возросло с 32 до 40 Всё это повысило мощность и экономичность паровоза, что и показали его испытания. Паровоз получил тяжёлый тендер П-27 по типу грузовых паровозов СО, за счёт которого общая длина паровоза увеличилась почти на 2 м. Паровоздушный насос «Тандем» заменён более тяжёлым «Тандем - Компаундом».

Ручной привод продувки цилиндров (рычаг у помощника) заменён на пневматический. Фонарь на крыше будки получил передний скос с открывающимся люком. Упрощён водоотвод над окнами будки - ликвидированы его вертикальные трубки. Криволинейные кожухи парорабочих труб к цилиндрам спрямлены. Спицевые бегунковые колёса заменены дисковыми. Пароразборная колонка в будке снабжена доской с указателями всех вентилей. В парораспределительном механизме использован ходоувеличитель Н. И . Патлых.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Всего завод «Красное Сормово » с 1947 по 1951 год построил 411 паровозов СУ. Ими было завершено паровозостроение на этом заводе. Номера сотен - с 250 по 254, например СУ 252-99. А общее количество паровозов СУ, включая СУМ, составило 2682 единицы.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.