Найти в Дзене

Я родом не из детства – из войны: 100 лет со дня рождения поэта и фронтовика Юлии Друниной

Юлия Владимировна Друнина (1924–1991)
Юлия Владимировна Друнина (1924–1991)

Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве, в семье преподавателя истории. Мама работала библиотекарем и давала уроки музыки. Отец сочинял стихи, никогда их не публиковал.

Юлия с детства много читала, стихи начала сочинять в школе, в старших классах заняла первое место в поэтическом конкурсе. Её стихи были опубликованы в школьной газете и прозвучали по радио.

В год окончания школы началась война. Юлия мечтала попасть на фронт, вспоминала об этом периоде так: «…я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня». Её не взяли.

Работала медсестрой в госпитале, параллельно обучалась на медицинских курсах. Позднее рыла окопы.

Однажды оказалась в батальоне пехоты, которому был нужен санинструктор. Её взяли с собой.

У Юлии Друниной есть цикл стихов, посвящённых Комбату. Это была первая любовь. Молодой офицер погиб, подорвавшись на мине. Друнина тогда же была контужена, оказалась в окружении. Часть батальона после долгих перемещений по лесу смогла вырваться из окружения, Юлия вернулась в Москву.

Семью эвакуировали в Сибирь. Отец был серьёзно болен. В 1942 году его не стало. После похорон Юлия смогла вернуться на фронт.

Известно, что близкая подруга Юлии Зинаида Самсонова вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, также на её счету 10 убитых немцев. В одном из боёв она погибла. Её памяти посвящено стихотворение Друниной «Зинка», одно из самых известных у поэтессы.

Друнина была тяжело ранена, повреждение сонной артерии едва не стоило ей жизни. Однако она, сделав себе перевязку, какое-то время продолжала оказывать помощь раненым. После лечения в Москве попыталась поступить в Литературный институт. Её не приняли, сочтя стихотворения незрелыми.

Вернулась на фронт. Биографы Друниной не раз отмечали, что невыносимые тяготы войны её помогали пережить твёрдый характер и неисправимая романтическая натура, требовавшая подвига, самопожертвования, чрезвычайных обстоятельств и сверхусилий. Однако новая контузия в ноябре 1944 года привела к тому, что её комиссовали по состоянию здоровья.

В Москве, в Литинституте она, инвалид войны, просто вошла в аудиторию к первокурсникам и села среди них. Поэт Лев Озеров написал о творчестве Ю. Друниной: «В конце войны я получил две тетради, сплошь заполненные стихами. Мне сказали, что автор – санинструктор, на фронте была ранена… Перечитав стихи, я выделил особо три миниатюры. Вот, Юля, главные стихи. Стихи-магниты. К ним потом присоединятся многие другие. Держитесь за эти стихотворения. Строительный материал надолго. Это ворота в ваш мир».

Читать