Можно построить миллионы квадратных метров жилья, но без общественного транспорта, автодорог, мостов, энергетических и прочих сетей мы не можем говорить о современном уровне развития мегаполиса. Часто финансирование крупных проектов сталкивается с проблемой – инвесторы не слишком спешат вкладывать средства в долгосрочные проекты с относительно невысокой окупаемостью.
Тем не менее существует механизм привлечения денег инвесторов для финансирования таких проектов. Это так называемые инфраструктурные облигации – долговые ценные бумаги, приносящие доход инвестору за счет эксплуатации возводимого проекта и позволяющие сразу же получить финансирование на весь объем строящегося объекта. Одним словом, это объекты, требующие значительных капитальных вложений в условиях ограниченности средств бюджета. Федеральные или региональные власти или созданные ими коммерческие структуры выпускают облигации, которые выплачивают купонный доход их держателям из платы за пользование данным объектом, а по истечении их срока обращения выкупают их. Иными словами, они представляют собой надежный инвестиционный актив с длительным сроком обращения в 10–30 лет, на который предъявляют спрос пенсионные фонды, страховые компании и частные инвесторы.
1. Мировая практика
2. А что у нас?
3. Льготная ипотека
4. Рейтинг ААА
Мировая практика
Подобная практика финансирования возведения инфраструктурных проектов в мире существует уже довольно давно. С 1947 года Всемирный банк совместно с прочими институтами развития выпускают инфраструктурные облигации для реализации проектов в области устойчивого развития. Это проекты ирригации, борьбы с опустыниванием, сведением лесов, выбросами двуокиси углерода. Во многих странах были созданы специальные агентства с целью финансирования определенных видов кредитования путем выпуска облигаций в основном под гарантии государства.
Так, в США в 1938 году была создана Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или Fannie Mae на жаргоне трейдеров их облигаций), объединившая ряд институтов, призванных облегчить финансирование строительства частной недвижимости после Великой депрессии 1929–1933 годов. Особенно быстро ипотечное кредитование развивалось после Второй мировой войны, поэтому была создана вторая структура – Государственная национальная ипотечная ассоциация (Ginny Mae), а затем и третья – Freddie Mac. Их задачей было выпускать облигации под гарантии правительства США и рефинансировать ипотечные банки для постоянно растущего жилищного строительства. В то же время прочие объекты помимо жилищного строительства (мосты, дороги и т.д.) финансируются путем выпуска муниципальных облигаций.
Однако с началом ипотечного кризиса 2008 года акции только одной Fannie Mae упали на 80%, но ее облигации снизились только на 1%, учитывая гарантии правительства по обязательствам данной компании. В Европе, Канаде и Новой Зеландии созданы специальные агентства по финансированию местных правительств, которые, по сути, выступают организаторами выпусков инфраструктурных облигаций местных властей. В Индии инфраструктурные облигации могут выпускать частные банки.
Особую популярность инфраструктурные облигации получили в Китае – около 75% всех инфраструктурных проектов финансируются таким способом.
При этом кредитным организациям компенсировались из бюджета выпадающие процентные доходы в размере разницы между ключевой ставкой ЦБ РФ, увеличенной на 3%, и ставкой по льготному кредиту для заемщика в течение всего срока действия кредитного договора. Эта мера поддержки позволила сотням тысяч россиян приобрести новое жилье, а строительному сектору – избежать затоваривания рынка. Лимит бюджетных компенсаций, первоначально установленный правительством РФ на уровне ₽740 млрд, что позволило выдать 247 тыс. льготных кредитов, был увеличен еще на ₽320 млрд. Однако при продлении срока льготной ипотеки до июля 2021 года бюджетные ассигнования для компенсации процентных потерь банка составили еще ₽1,850 трлн. Иными словами, общий объем бюджетных компенсаций за два года действия льготной ипотечной программы составил около ₽2,9 трлн.
ДОМ.РФ также привлекает средства путем выпуска облигаций с ипотечным покрытием. Так, в 2020 году было размещено облигаций на ₽14 млрд. Помимо покрытия ипотекой облигации также обеспечиваются поручительством АО «ДОМ.РФ». Это позволило Банку России включить их в ломбардный список ценных бумаг (т.е. бумаг, под залог которых кредитные организации могут брать кредиты у Центробанка). С 2016 года ДОМ.РФ разместил на финансовом рынке России 23 выпуска ипотечных облигаций объемом около ₽600 млрд руб.
В 2020-м правительство РФ принимает решение о выпуске облигаций для финансирования реализации инфраструктурных проектов с целью стимулирования жилищного строительства и организации комфортной городской среды – создания объектов социального обслуживания, внеуличной транспортной и IT-инженерии. Оператором выпуска данных облигаций назначен ДОМ.РФ, средства от их размещения будут поступать застройщикам или дочерним компаниям субъектов России в виде долгосрочных (до 15 лет) инфраструктурных займов под льготную процентную ставку, субсидируемую бюджетными ассигнованиями на федеральном уровне. ДОМ.РФ является поручителем по данным облигациям, а кредиты застройщикам выдаются по гарантии субъекта Российской Федерации. В рамках данных проектов будут построены медучреждения, спортплощадки, инженерные сети, объекты ЖКХ, музеи, кинотеатры, наземный общегородской транспорт и т.д.
Резюмируя, отметим, что выпуск и размещение данного вида облигаций создает условия для строительства не только жилья, дорожно-транспортной, но и инженерной и социальной инфраструктуры. Привлечение финансирования таким способом позволяет решать вопросы благоустройства городских и сельских территорий, охраны окружающей среды и многие другие. Кроме того, инфраструктурные облигации являются ценным инвестиционным активом для инвесторов в силу их надежности и длительного срока обращения. [МП]
https://mperspektiva.ru/topics/rasskazyvaem-pro-polzu-i-unikalnost-infrastrukturnykh-obligatsiy/