Друзья, приветствую вас!
Мы продолжаем разговор о нарушениях интеграции сенсорных систем.
И говорим сегодня о сбоях в работе глубинных и малоосознаваемых систем.
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.
Это обонятельная, висцеральная системы. И еще одна, уже более осознаваемая – вкусовая.
Функционирование этих систем абсолютно невозможно контролировать, они связывают нас с животным миром. Обучать ребенка, давать ему знания об окружающем мире на основе сенсорного опыта, получаемого от этих систем не принято в нашей системе образования. Рассказ, показ, то есть опора на зрение и слух – пожалуйста. А вот – понюхать, ну разве что на уроке химии. А ведь сигналы от этих систем не менее важны для качества жизни, чем звуки и образы.
Итак, давайте разбираться.
Обонятельная система.
- Нарушения в работе этой системы могут проявляться в том, что ребенка раздражают нерезкие бытовые запахи. Например, малыш не ложится спать в кровать, потому что от белья пахнет стиральным порошком. Причем, с вашей точки зрения, весьма приятно и ненавязчиво.
- Наоборот, явные неприятные запахи не замечаются малышом. Может стоять невероятная вонь, а он совсем не замечает.
- Ему неприятны некоторые пищевые запахи, и он отказывается есть пищу, от которой исходит запах.
- Он тщательно обнюхивает предметы, вещи, людей, прежде чем начать с ними взаимодействовать.
Вкусовая система.
Ребенок избирателен в еде. Предпочитает определенный вкус. Это может быть очень резкий вкус. Например, в моем опыте был ребенок, который с удовольствием, в большом количестве ел лук, чеснок без хлеба и не морщась. А еще очень любил квашеную капусту и лимоны. Здесь надо отметить, что, как правило, у таких детей есть еще и особенности работы тактильной системы. Ведь на слизистой рта множество тактильных рецепторов.
Висцеральная система. (Интерорецепция, ощущения от внутренних органов).
- Малыш не чувствует голода и жажды. Мне довелось консультировать очаровательную девчушку лет четырех. Умничка, великолепная речь, очаровательная внешность, но абсолютно не хочет есть. Никогда. Накормить ее даже с плясками с бубнами невероятно сложно. Пару ложек – и все. Родители сбились с ног, всю ее обследовали. Все в норме, никаких проблем в ЖКТ. Но может совсем не есть.
- Ребенок не чувствует насыщения от еды. Он может есть столько, сколько есть еды в доме. Может есть до рвоты. Таких людей сравнивают с пылесосом. На самом деле здесь нет ощущения наполненности желудка.
- Плохо отслеживает потребность сходить в туалет. Малыш либо не чувствует наполнения кишечника или мочевого пузыря, либо чувствует тогда, когда эти системы переполнены и уже все «выплескивается» наружу. Это те дети, которых очень сложно обучать навыкам опрятности. Они буквально годами, весьма неуспешно приучаются к горшку.
Как видите, эти состояния могут здорово ухудшить качество жизни не только ребенка, но и всей семьи.
Однако, все эти проблемы могут корректироваться и даже весьма успешно. Правило одно – чем раньше, тем лучше.
Мы обязательно продолжим. Успехов вам!
📌 Ставьте 👍
📌 Пишите комментарии 📝
📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊
📌 Наша группа в контакте.
❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: