Коллекция Малого Эрмитажа включает в себя огромное число различных художественных произведений, охватывающих разные эпохи и стили. В ее состав входят произведения живописи, скульптуры, а также богатое собрание предметов декоративно-прикладного искусства.
Несомненным шедевром и ярчайшей жемчужиной в коллекции Малого Эрмитажа является часовой автомат "Павлин". Этот экспонат Павильонного зала имеет интересную историю и большую культурную ценность. Во-первых, часы спустя более двух веков исправны, механизм сохранился в первозданном виде и в рабочем состоянии. Во-вторых, с ними связаны имена известных исторических личностей: князя Григория Александровича Потемкина и императрицы Екатерины Великой. Часовой автомат являлся подарком фаворита Екатерины II для коллекции государыни.
Точной даты их изготовления нет, есть в свободном доступе информация, что это 70-е годы XVIII столетия. Изготовил их английский механик, ювелир и золотых дел мастер Джеймс Кокс. Часовой автомат имеет несколько механизмов: один часовой, три других приводят в движение фигуры павлина, совы и петуха. Причем последовательно, вначале начинает вращаться клетка совы, при этом птица крутит головой, затем запускается механизм павлина, он начинает поворачиваться и распускать хвост. И, наконец, последним "оживает" петух, он трясет головой и "кричит". За голосовое сопровождение петуха отвечает миниатюрный орган.
В 1781 году часы прибыли в Петербург. Сопровождал ценный груз немецкий мастер часовых дел Фридрих Юри. Интересный исторический факт, прибывший разобранным часовой автомат собирал и настраивал русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. Причем делал это дважды в 1792 и в 1799 годах. Заказчик часов, Светлейший князь Григорий Потемкин не дожил года до запуска часов, в октябре 1791 года он умирает. Согласно сведениям специалистов Государственного Эрмитажа часы "Павлин" единственный в мире автомат таких размеров, сохранившийся практически в своем первозданном виде.
Перед нами библейский образ, воплощенный в мраморе. Это скульптура выдающегося итальянского скульптора конца XVIII - начала XIX столетия Антонио Кановы (1757-1822) "Кающаяся Мария Магдалина". Мария уроженка города Магдала - древнего галилейского города. Ныне это территория современного Израиля. В Святом Евангелии подробно описывается жизнь этой молодой девушки - последовательницы Христа. Это та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов.
Этот евангельский образ является авторской копии итальянского скульптора. Первая, оригинальная версия, была выполнена мастером в 90-х годах XVIII века и имела большой успех в 1808 году на художественной выставке Академии изящных искусств в Париже. За эти столетия скульптура сменила несколько хозяев и сегодня хранится в одном из музеев итальянского города Генуя.
Версия "Кающейся Марии Магдалины" находится в Санкт-Петербурге. Создана автором в 1808-1809 годах по заказу вице-короля Королевства Италии Эжена Роуз де Богарне. Вместе с потомком Богарне, его младшим сыном Максимилианом Лейхтенбергским скульптура перекочевала В Петербург. Герцог Максимилиан с в браке с русской великой княгиней Марией Николаевной стали родоначальниками аристократического рода герцогов и князей императорской крови Лейхтенбергских-Романовских. С приходом к власти большевиков и национализации имущества низложенного Российского императора и членов бывшего императорского дома скульптура перешла в музейный фонд Советской России, а с 1922 года хранится в Эрмитаже.
Cейчас мы переместились в один из парадных залов Нового Эрмитажа. Это Рыцарский зал. Музейную экспозицию этого зала составляет коллекция западноевропейского художественного оружия XV-XVII веков. В число экспонатов входит огнестрельное и холодное оружие лучших европейских мастеров. Каждый экспонат этого зала можно смело назвать шедевром!
Большинство представленных видов вооружения и рыцарских доспехов в свое время составляли личное собрание Николая I. Император с самого детства был увлечен средневековым вооружением, его историей. Этим хобби он занимался в течение всей жизни. В итоге, Николай I собрал богатейшую коллекцию оружия и рыцарских доспехов. Впоследствии его собрание дополняли его сын и внук, Александр II и Александр III соответственно.
В Рыцарском зале всех, от мала до велика, привлекает расположенная в центре помещения конная кавалькада рыцарей, готовых к бою или рыцарскому состязанию. Очень впечатляет! Данная композиция представляет четыре типа рыцарского вооружения и доспехов. Для лошадей, также изготавливалась защитная амуниция: кованные доспехи из металлических пластин, кольчуги и кожи. Так что верные друзья рыцарей имели практически такое же снаряжение, как и их хозяева. Не мало важное дополнение, все эти рыцарские латы и снаряжение изготавливалось индивидуально для каждого воина и его скакуна.
А сейчас мы познакомимся с экспонатом Эрмитажа, напрямую связанный с святым покровителем Санкт-Петербурга Александром Невским. Это рака или ковчег для мощей великого князя. Совершу небольшой экскурс в историю. Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года и был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. По указу Петра Великого в 1724 году мощи великого князя были Александро-Невский монастырь Санкт-Петербурга. До этого, в 1695 году была изготовлена малая рака взамен утраченной в пожаре 1689 года. В этой самой раке и были перевезены мощи святого Александра Невского.
В 1747-1752 годах в правление Елизаветы Петровны изготовлена Большая серебряная Рака. Этот выдающийся предмет русского декоративно-прикладного искусства XVIII века в стиле барокко несмотря изменившийся политический строй и неоднозначное отношение Советской власти ко всему православному сохранился и не был уничтожен. Однако, в 1922 году ковчег был вскрыт, Рака была передана в Эрмитаж, а мощи святого русского князя в Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор).
Ныне Рака хранится в Концертном зале Государственном Эрмитаже, а мощи в 1989 году возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. Не один год православная общественность поднимала вопрос о возвращение Раки в Лавру. И вот, министерство культуры РФ в мае 2023 года принимает решение о передаче серебряного ковчега в ведение православной церкви. На интернет-портале "Российской газеты" 13 мая 2023 года появилась статья директора Государственного Эрмитажа, где затронуты некоторые аспекты передачи раки Церкви.
Рака состоит из нескольких частей. Главный элемент всей композиции саркофаг для мощей. Его дополняет пятиярусная пирамида с изображением Александра Невского и фигурами ангелов, а также подсвечники и две композиции с воинскими трофеями. Над изготовлением этого шедевра декоративно-прикладного искусства трудились русские мастера чеканки в течение шести лет. Авторство же самого ковчега принадлежит целой группе иностранных мастеров ювелирного дела. Кстати, в той же статье Пиотровского дается небольшое описание ковчега, в том плане, что само надгробие не из серебра, что оно деревянное, покрытое тонким листом серебра.
12 сентября 2023 года при непосредственном участии Святейшего Патриарха Кирилла состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского в историческую раку, возвращенную из Государственного Эрмитажа При этом состоялся крестный ход и Литургия в Благовещенском храме лавры. Остальные составляющие ковчега будут передаваться после завершения реставрационных работ. Такая вот судьба гробницы и мощей святого Александра Невского.
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!