Найти тему

Дискинезия желчных путей это психосоматика или нет?

Оглавление

Внимание! Тема требует консультации квалифицированного врача. Обратитесь к врачу гастроэнтерологу или терапевту!

Горящая тема
Горящая тема

Чтобы предположить у человека психосоматику, врач специалист гастроэнтеролог должен обладать знанием психологии. Но чаще они знают слово - психосоматика, также есть список заболеваний, которые имеют доказанную психосоматическую природу. Существенно чаще - опытный пациент, получивший хроническое заболевание, как-то самостоятельно предполагает, что его заболевание «от нервов». И решает обратиться к психиатру или психотерапевту, это - верное решение. И если психиатр отправит такого пациента к психологу - решение верное в квадрате.

В России проводится около 170 тыс. операций по удалению желчного пузыря. Основная причина - образование желчных камней в желчном пузыре. Такой вот радикальный способ лечения, когда желчь застаивается достаточно долго, и уже образовались камни, которые угрожают организму.

Что предшествует камнеобразованию? Причины кроются, вероятно, не только в нарушении обмена веществ или неправильной диете или генетике, но и в дискинезии желчевыводящих путей, которые либо тормозят выброс желчи из пузыря в ЖКТ, либо эвакуируют гораздо больше желчи, провоцируя истощение функций печени и нарушение желчеобразования. Образование желчи - это монотонный процесс. Желчный пузырь накапливает ее, сокращается в момент потребления пищи, а желчные протоки либо выбрасывают ее в пищеварительный тракт, либо препятствуют току желчи во время еды. Итак, ключевое, - во время еды. Выброс желчи инициируют такие факторы, как предпочтение жирной пищи, острой, соленой - которая повышает активность печени и выработку желчи, а также состояние голода, предшествующее приему пищи. Даже вид еды и её вкус влияют на этот процесс.

Как правило, психосоматика - это что-то мешающее, ноющее, но не смертельное, не как острый аппендицит или открытая язва желудка. Психосоматика - то, с чем можно жить, но качество жизни - так себе. Хотя известно и вопрос обсуждается, психика принимает активное участие в происхождении язвенной болезни: винить во всем геликобактер не получится. Потому что бактерии необходимы условия, да и распространенность его в популяции столь широка, что бактерия эта скорее сопутствует патологии, наряду с психологическими причинами. Но о желудке - в отдельной статье.

Психосоматика ни в коем случае не список однозначных сочетаний типа эмоция-орган. Всегда следует искать индивидуальное решение, но функции некоторых органов все-же связаны с психикой достаточно прочно. Но опять же, если психолог говорит - вы не злитесь, копите и удерживаете злость и гнев - и поэтому гастрит - не верное, даже шарлатанское высказывание.

Что по психологии, что значит желчь для психолога?

Если к этому вопросу подходить серьезно, то внимания к желчи психологи и психиатры обычно не проявляют. Это вообще к психологии не имеет отношения! Но все существенно сложнее, достаточно вспомнить меланхолию (дословно, черная желчь), - переживание скорби и грусти от потери или от несправедливости, или просто меланхолию без повода, - когда эту потерю вытесняют и усиленно «не переживают».

В самом деле, можно себе представить, как психологическое состояние влияет на функцию выработки желчи, и почему не в нарушении диеты, и не в неправильных пищевых предпочтениях дело.

Если речь идет о расстройстве пищевого поведения, когда человека влечет к тому, чтобы оказывать себе вред путем определенного способа питания или отказа от питания, то тут не возникает вопросов - причины в психике - и расстройство пищевого поведения лечат, хотя и не вполне успешно. Успех заключается, обычно, в том, что аутоагрессия, это агрессия против самого себя, проявляется в какой-то другой сфере личности бывшего пациента. Задача психологии и психиатрии - как-то канализировать природную агрессивность человека в благих делах, в активности на свое благо. В отстаивание интересов пациентом и выращивании его достоинства.

Психосоматика желчного пузыря и желчевыводящих путей

Итак, секреция желчи возникает в пищевом акте, когда человек агрессивно питается. Если человек не чувствует голода, питается равномерно, выбирая быструю пищу, фастфуд любого типа, то желчные протоки просто не знают, а когда именно им работать, скидывать, а когда накапливать желчь.

Кроме того, желчь в словаре тесно связана с язвительностью, с иронией, с злостью - это характеристика «желчный человек», «брызгает ядом», «брызги желчи». Агрессивность тщательно маскируется, злые люди не нужны особо нигде, естественная агрессивность подавляется с детства и это подавление попутно интерпретируется организмом как остановка желчи, запрещение желчевыделения. Дело в том, что если бы человек не обладал бы психикой, сознанием, его агрессивность была бы лишь частью пищевого поведения, и только.

Сознательно выделить желчь человек не может, акт борьбы и агрессивного труда, наоборот, на время этих действий, парализует активность пищеварительного тракта, тормозит все пищеварительные функции а, с другой стороны, так как желчь нужна именно для пищевой агрессии, для питания, сам агрессивный акт устраивает

Но если мы разозлены, обижены, хотим отомстить или ввязаться в драку, но не можем, далеко не всегда мы прибегаем к агрессивному труду и, тем паче, к восстановлению справедливости в драке или в скандалах, словесных баталиях. Часто мы сознательно подавляем агрессивный акт, как того требовали родители от нас, когда мы были детьми.

Нервы, которые управляют перистальтикой, сфинктерами желчевыводящих потоков никак не управляются сознанием, они управляются бессознательной частью, которую полагают хранилищем всего вытесненного из психики - в том числе желания отомстить, подраться, проявить агрессию. То есть, представление о парасимпатике и симпатике по отношению к управлению внутренними органами, как об обслуживающем безропотном автомате, который действует рефлекторно, - с точки зрения психосоматики не верное. Потому что бессознательное - это часть целостной психики. Даже если утверждение, «а куда делись» те эмоции, в основном, негативные, незавершенные действием, не имеет под собой материалистической почвы, вопрос уместен. Куда денется раздражение, гнев-злость, унижение и зависть? В основном, взрослый человек управляет этими эмоциями, они могут даже не проявляться, но на бессознательном уровне эти драйвы, надо сказать, мощнейшие, существуют и действуют, так и отражаются на симпатической и парасимпатической системе, отчасти ею «управляя».

Обычно человек в ситуации, когда следовало бы разозлиться, разгневаться, сжимает крепче зубы - чтобы не показать их начальнику, более сильному сопернику, представителю власти, женщине, ребенку, помните - мы культурные люди. Замирает как жертва, а в это время захлестывает эмоциональная буря, но она развивается не на виду - в бессознательном.

В психологии есть подходы к управлению гневом, который уже есть, в наличии. А если человек задавил все свои негативные эмоции, и гнев тоже, не умеет их проявлять и пользоваться ими не во вред себе и другим, этому далеко не все учат, да и попробуй, вытащи злость из человека на терапевтической сессии. Мы культурные люди, помните? Обычно бывает так - клиент ушел, не высказавшись, самое большое и агрессивное - не заплатил. Да и терапевт в общем, тоже не желает быть побитым. Попытки же вызвать агрессивные чувства по команде, произвольно, обычно не работают. Можно лишь сказать человеку, сжавшему зубы, если психолог это заметит, о его вероятной злости. «Не, я не злюсь», - опасливо ответит клиент. «Злиться - плохо» «Это я обиженный что ли?» В общем-то есть с чем работать психологу.

С какими лекарствами ассоциируются гнев и злость?

Думаю, мы поставим этим вопросом в тупик любого специалиста по психофармакологии. Если попробовать и предположить норадреналиновые и отчасти, как ресурс, дофаминовые нейроны ответственными за регуляцию злости и агрессии, то на них должны действовать соответствующие антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата или блокаторы сенсоров концентрации нейромедиаторов. Но так получается, что психиатры и разработчики лекарств вовсе не хотят изобрести средство, которое может усилить агрессивность человека - нет такой задачи. Почему так? По-моему, это интуитивно понятно - кому в клиниках нужны буйные больные.

Выбор как реагировать - бежать или вступать в драку определяется организмом, определяется этот выбор преимущественно неосознанно. То есть, «кто-то» внутри древнего мозга щелкает переключателем - беги или бейся. Ресурсы и ситуация оцениваются моментально, говорят, что древние структуры мозга работают очень быстро и даже предвосхищают ситуацию. Если, конечно, вы не профессиональный боец. В тренировке как раз делаются достаточно серьезные усилия, чтобы натренировать не только телесную, но и душевную сферу. Те бойцы, которые почувствовали управление адреналиновым выбросом перед схваткой и неизбежный норадреналиновый кайф - выдох, после победы, - становятся успешными спортсменами.

Поэтому первое, что приходит на ум - существующие норадреналиновые антидепрессанты. СИОЗН, так их называют. Но предсказать влияние невозможно, лекарства не для того синтезировались. Изучить действие лекарств в направлении поиска утраченной агрессивности - такое на ум ни одному врачу не придёт, да и всё слишком индивидуально.

Подход к психосоматике ЖКТ

Парадокс психосоматики в том, что мы имеем дело с тем, чего нет, с блокированной агрессивностью, отсутствующим гневом, подавленным желанием схватить свой кусок и впиться в него зубами. Иметь дело с тем, чего психиатр или психолог не видит, весьма не просто. Но мы, в общем, этому учились.

Подход к психосоматике ЖКТ есть искать в направлении стрессоров, которые вызывают рассогласование, вегетативную дисфункцию желчевыводящих протоков. Основная гипотеза - куда могла быть направлена природная агрессивность и почему ей не было выхода. Но учитывать при этом, агрессивность, благодаря многообразию человеческой активности, может быть, например, направлена художником на полотно и, что немаловажно - на пробитие идеи и реализацию своей выставки, а это уже социальная конкурентная активность, требующая агрессивности в социуме.

В других профессиях вы сможете найти свои аналогии. Это лишь одно и простое толкование предмета психосоматики дискинезии желчных путей. По самой анатомии в локации, где желчный проток открывается в двенадцатиперстную кишку, рядом есть проток поджелудочной железы. Сверху клапан желудка - его нижний сфинктер. При психосоматическом характере проблемы нарастают и дискинезия желчевыводящих путей идёт рядом с забросом желчи в поджелудочную железу, это сильные боли. Если желчь попадает в желудок из-за разрегулировки функции упомянутого сфинктера, также возникает сильная изжога, называется рефлюкс-гастрит. Но о психосоматике рефлюкса в рамках этой статьи писать сложно, и это предмет отдельной статьи.

Внимание! Требуется консультации квалифицированного врача. Обратитесь к врачу гастроэнтерологу или терапевту!