Найти в Дзене
Т-34

Фронтовые дороги танкиста Перчука: на войне как на войне

Фронтовые дороги. Немало лет прошло с того трудного времени, но Степан Пантелеевич Перчук помнит их, дороги длиною в три с липшим военных года. Они отпечатались в памяти на всю жизнь. Ведь любая из них могла оказаться его последней дорогой...

Первое боевое крещение получил Степан Пантелеевич под Старой Руссой.

...Командир полка поставил перед усиленной ротой задачу: провести разведку боем, чтобы выявить огневые точки противника. Впридачу дали несколько семидесятой — лёгких танков и 30 автоматчиков. Вечером, когда с немецкой стороны стали стихать выстрелы, солдаты двинулись в тыл. И тут фашисты открыли мощный огонь, не предполагая того, что способствуют выполнению задания. Выполнив намеченное, стали откатываться назад. Но тут перед самым танком Степана вздыбилась земля. Машину тряхнуло, на мгновение приподняло, она на долю секунды потеряла управление и завертелась на месте. Перчук дал задний ход, но бесполезно: танк «разулся», гусеница сползла с катков. Лёгкие танки и автоматчики ушли, а тяжёлая махина ни с места. Да ещё рация во время взрыва вышла из строя. Пропала связь с командованием. Решили подождать, когда подойдут свои. Просидели в танке ночь, день, а на вторую ночь проявили интерес к танку немцы. Лязгнуло железо. Немцы сорвали люк. Заглянули внутрь, но в танк лезть побоялись. Постояли несколько минут, покурили, о чём-то поговорили и ушли. Ожидание было невыносимым. Решили пробираться к своим. А тут окопы — первая линия обороны противника. Перед окопами часовой. Устранив его бесшумно, вскоре были дома. За всю эту удачно выполненную операцию Степан Пантелеевич был награждён медалью «За отвагу».

Приказ о награждении медалью «За отвагу» гвардии старшины Перчука Степана Пантелеевича, механика-водителя старшего 2-й танковой роты 3-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. Приказ подразделения № 8/н от 12.02.1944. Источник: pamyat-naroda.ru
Приказ о награждении медалью «За отвагу» гвардии старшины Перчука Степана Пантелеевича, механика-водителя старшего 2-й танковой роты 3-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. Приказ подразделения № 8/н от 12.02.1944. Источник: pamyat-naroda.ru

А это было под Новгородом. Находясь в разведке, к утру подошли к небольшой деревне. Из трёх танков остался целым лишь один, в котором механиком-водителем Перчук. Связались по рации с командиром батальона и доложили обстановку. Приказ был прежним: выполнять задание.

Продолжая продвигаться вперёд, танкисты обошли стороной населённый пункт, преодолев при этом противотанковый ров, и близко подошли незамеченными к артиллерийским позициям. Здесь их явно не ожидали. Не раздумывая, танкисты бросились в атаку. Гитлеровцы успели повернуть только одно орудие, открыв огонь по смельчакам. Но одержали верх стремительность и смелость советских воинов. Четыре пушки и несколько десятков вражеских солдат уничтожил в том бою экипаж советского танка.

Или вот эпизод из военных дорог Перчука. На танк Степана Пантелеевича двигались четыре «тигра» и две самоходки. Танкисты встретили их огнём. Горит один танк, второй, третий... Вдруг перед глазами Перчука нестерпимо ярко сверкнуло пламя, в уши ворвался грохот. Очнулся уже в госпитале. И здесь узнал, что его, тяжело контуженного, товарищи вытащили из пылающего танка за несколько секунд до взрыва боезапаса.

После госпиталя солдата направляют под Ленинград. От города на Неве путь лежит на запад. Нарва, Псков, Литва, Эстония...

Однажды — было это в Эстонии — в наступлении головной танк, который вёл Перчук, выскочил на станцию. А там немцы грузятся в вагоны, бежать собираются. Рядом паровоз тянет приспособление в виде когтей и вспарывает шпалы, рушит за собой дорогу.

— Перчук, вперёд! — скомандовал командир танка. И машина, подняв комья земли, помчалась к железнодорожному составу. Не слышно ничего, кроме сплошного гула и лязганья гусениц. Вот уже отлично видно, как заметались солдаты возле вагонов. Выстрел. Прямым попаданием разбит паровоз. Вторым снарядом ударили по двум вагонам. Вот это был фейерверк! Оказывается, вагоны были загружены взрывчаткой. В числе других членов экипажа танка боец с Амура был удостоен ордена Отечественной войны. А за взятие столицы Советской Латвии был удостоен ещё награды — второго ордена Отечественной войны.

Наградной лист о представлении к ордену Отечественной войны II степени гвардии старшине Перчуку Степану Пантелеевичу, механику-водителю старшему танка ИС-122 (ИС-2) 3-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Приказ подразделения № 54/н от 21.10.1944. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Отечественной войны II степени гвардии старшине Перчуку Степану Пантелеевичу, механику-водителю старшему танка ИС-122 (ИС-2) 3-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка. Приказ подразделения № 54/н от 21.10.1944. Источник: pamyat-naroda.ru

На войне как на войне. За время боевых действий солдат Перчук в глубоком рейде громил вражеские тылы, ведя машину, в которой кончился боезапас, на таран. Освобождал от фашистской нечисти города и села. На берегах Балтийского моря встретил День Победы.

За годы войны только один танк оставил он на поле боя. Зато на его счету 11 уничтоженных фашистских, 10 автомашин с солдатами противника, четыре орудия раздавил гусеницами, а сколько побитых фашистов — не считал!

В солдатском вещмешке хранил Перчук плотную стопку писем, аккуратно перетянутую бечёвкой — дорогие сердцу весточки из дома. В них были любовь и нежность, доброта и грусть. Жена писала: «Живём хорошо. Дети здоровы, ждём папу с победой». Но Степан Пантелеевич знал, как трудно его Наталье. На плечах её вся тяжёлая работа и дома, и в колхозе. А она работала, работала и ждала. Ждала так, как умеют ждать русские солдатки.

Путь от Прибалтики до Дальнего Востока показался Степану нескончаемым. Он жаждал скорей увидеть семью, родные места. Мимо солдатской теплушки проплывали разрушенные города, сожжённые села. На всём пути победителей встречали женщины, дети. Они всматривались в опалённые войной лица бойцов, стараясь угадать в них родные черты своих близких.

И вот она до боли знакомая, милая сердцу дальневосточная земля. Не успели домашние сесть за стол по случаю приезда фронтовика, как у калитки остановилась бричка. В накинутом дождевике, сгорбленный и усталый, вошёл председатель колхоза. Поздравил семью с такой радостью — возвращением хозяина — пригубил рюмочку и к Степану:

— Трактор тебя ждёт, Пантелеевич! Уж извини, что я на прямоту. Некому пахать. А ты наш довоенный механизатор. На тебя вся надежда. Вот-вот «белые мухи» полетят. Не успеем зябь поднять тогда сорняки по весне петлю накинут.

На второй день Перчук пошагал на тракторный стан. Двое подростков, измазанные соляркой, возились у старого, много раз штопанного, трактора. Фронтовик тут же вместе с ними принялся за работу. А через пару дней уже сел на трактор, да так почти и не покидал его до холодов. Сутками не бывал дома.

Шли годы. Подобрела амурская земля, словно оттаяла после долгих заморозков и щедро платила хлеборобу. Степан Пантелеевич за это время оставил трактор и стал работать механиком, затем управляющим отделением, потом многие годы заведовал мастерскими в родном совхозе «Анновский». Ветеран войны и труда Перчук уже на заслуженном отдыхе. Но и сегодня коллективные заботы считает своим кровным делом.

-4

Радуют Степана Пантелеевича дети. Его счастливая Наталья Михайловна подарила ему после войны пятого сына. Уж давно все дети взрослые. Живут своими семьями. У Степана Пантелеевича и Натальи Михайловны уже одиннадцать внуков и три правнука. Весело становится в доме Перчуков, когда на праздник, особенно в День Победы, собирается вся семья. И надевает тогда старый солдат боевые ордена Отечественной войны I и II степеней Красной Звезды, три медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие. И рядом с ними — мирная награда — медаль «Ветеран труда».

Д. СТАНИСЛАВОВ (1984)