Эта полукриминальная история случилась на днях с моим родственником Иваном.
Иван всегда считал себя продвинутым, грамотным и уж точно не поддающимся на всяческие провокации и «разводку» мошенников. На звонки с незнакомых номеров он почти никогда не отвечал, а когда слышал о том, как аферисты обманным путем заставили какую-нибудь тетю Нину или дядю Федю перевести на «безопасный» счет деньги, крутил пальцем у виска.
И вот тут на днях сидел себе Иванушка дома, скучал, пальцем в носу ковырял, думал, чем бы заняться. Искать занятие Ванюшке не пришлось, оно его нашло само. Раздался ему звонок, номер незнакомый. Ваня взял да ответил. Собеседник вежливо сказал, что у Ивана заканчивается срок обслуживания договора с сотовым оператором, договор нужно срочно продлить иначе номер чуть ли не отберут. Ванька вроде не дурак, но повел себя не так. Говорит, сам не знает, как так получилось, что включился в разговор и вроде бы поверил собеседнику. А тот давай Иванушку словами обволакивать, мол, не беспокойся, мОлодец, без номера не останешься, мы позаботимся, ты главное продиктуй нам номер из СМС-сообщения, что сейчас тебе придет. Ваня, словно загипнотизированный, продиктовал. А его собеседник дальше словами завлекает (кручу-верчу, запутать хочу), говорит, сейчас тебе, дорогой, вторая СМС придет, там шестизначный код, ты его нам скажи, друже. А мы тебе за это награду дадим - 200 бонусных рублей на счет переведем, доволен останешься!
Иван потом признался, что стал догадываться, что звонят ему не «сотовые операторы», а нехорошие люди. Только он все ждал, когда же они его попросят перевести деньги на «безопасный» счет. Но мошенники не дремлют, схемы свои они совершенствуют.
Продиктовал Иван и второй код. После с Ваней вежливо попрощались и отключились. Через несколько минут Ване пришло сообщение, что взломан его личный кабинет на Госуслугах (это тоже были мошенники, как потом выяснилось). А еще через пару минут пошли звонки якобы из Госуслуг. Но Ваня уже отвечать не стал (хоть на это ума хватило).
Когда с работы вернулась жена, Ванюшка, уверенный, что не дал себя обмануть аферистам, рассказал ей об этом звонке. Только вот Марья, супруга Ивана, дама продвинутая, про эти мошеннические схемы знала и тут же мужа огорошила: «Дурак ты, Иван! Ты же дал им войти на твой личный кабинет на Госуслугах. Они теперь могут кредитов на твое имя набрать!»
Бросился Ваня к компьютеру открывать Госуслуги, но не тут-то было – пароль-то уже был изменен. Не получилось войти ни медленно, ни быстро. Жена повела Ваню в МФЦ, там только со второй попытки смогли восстановить вход в личный кабинет. А Иванушка узнал, что все справки, какие только возможно заказать, были уже мошенниками получены. Были слиты все его личные данные. Более того, после звонка в банк, выяснилось, что была зафиксирована попытка взлома денежных счетов, правда, Ивана успокоили, сказав, что деньги в безопасности.
Потом Иван под нажимом Марьи написал в онлайн-приемной заявление в полицию. Позже, когда он пришел по вызову в отделение, ему сказали, что он сделал правильно, когда написал заявление. Если вдруг выплывут взятые на имя Ивана кредиты, оно будет являться обоснованием, что кредиты получены после похищения личных данных, то есть без его ведома, мошенническим путем.
В этой схеме у аферистов не срослось только одно – Ваня не ответил на звонок якобы из Госуслуг. Если бы он это сделал, ему наверняка бы сказали о взломе личного кабинета и стали бы пугать, что теперь в опасности денежные средства в банке. Чтобы их не потерять, деньги нужно срочно перевести на «безопасный» счет». Сколько людей так сделали, вам расскажут полицейские сводки.
Вот такая история. Пусть она послужит уроком другим Иванам да Марьям.
Друзья, никому не сообщайте коды из СМС! Не ведитесь на звонки с незнакомых номеров, если вас уговаривают продлить какой-то договор, обновить страховой медицинский полис, подтвердить очередь на прохождение флюорографии и т.д.