Фрагмент диссертации "Малый бизнес" - предоставлен для ознакомления.
Введение
Глава 1. Развитие малого бизнеса в РФ и особенности его налогообложения
1.1 Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике
1.2. Сущность налогового планирования и основные характеристики налогообложения в организации субъектов малого бизнеса
1.3. Особенности налогообложения и налогового планирования в организациях малого бизнеса, занятых в сфере торговли
Глава 2. Оценка деятельности субъектов малого бизнеса
2.1. Анализ современной структуры налогообложения организаций малого бизнеса, занятых в сфере торговли в России
2.2. Анализ динамики деятельности малых предприятий, в сфере торговли на региональном уровне
2.3. Эффективность налогового планирования в организациях малого бизнеса, занятых в сфере торговли
Глава 3. Совершенствование налогового планирования на малых предприятиях, в сфере торговли
3.1. Направления совершенствования налогового планирования в организациях малого бизнеса
3.2. Перспективные мероприятия по совершенствованию налогового планирования малого бизнеса
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования диссертации. Развитие малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.
Общепризнанно, что малый бизнес способствует поддержанию конкурентной среды, решает проблему занятости, способствует практическому внедрению инноваций. Наукой и практикой доказано, что в современной экономике малый бизнес не может успешно развиваться без активной поддержки со стороны государства. В зарубежных странах разработаны программы государственного содействия развитию малого предпринимательства. Важное место в этих программах отводится вопросам налоговой политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса.
Налогообложение предприятий малого бизнеса является главным фактором внешней среды, который существенно влияет на их деятельность. Именно малые предприятия, создание которых не требует большого стартового капитала, и обеспечивают высокую оборачиваемость ресурсов, способны быстро реагировать на изменения рыночного спроса и за счет этого обеспечивать равновесие на потребительском рынке в условиях нестабильной экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Поэтому, малые предприятия постоянно разрабатывают пути оптимизации своих расходов, в том числе и налоговых.
На сегодняшний день в России достаточно остро стоит вопрос налоговой нагрузки, поскольку данный показатель является основным критерием эффективности системы налогообложения страны, который влияет на наполнение государственных доходов, уровень налоговых поступлений в структуре ВВП.
Согласно данным PwC Paying Taxes 2018 года Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой – на 7 п.п. выше, чем в среднем по миру к 2016 году. При этом налоговая нагрузка на ФОТ в России в 2,3 раза выше, чем в среднем по миру. Уровень налоговой нагрузки в России не соответствует уровню производительности труда, которая существенно ниже, чем в развитых странах.
Налоговое планирование, является частью общей системы финансового управления и контроля, которое обеспечивает разработку хозяйственных сделок и договорных обязательств с целью создания наиболее благоприятного режима налогообложения, условий для правильной и своевременной уплаты обязательных платежей и снижения вероятности финансовых потерь предприятия при его взаимодействии с государством.
С точки зрения налогообложения весь процесс деятельности хозяйствующих субъектов опосредуется возникновением и изменением налоговых отношений. Налоговое планирование сокращает неопределенность будущих налоговых расходов экономических субъектов и повышает степень их адаптации к агрессивной внешней среде.
Налоговое планирование подразумевает использование разных способов, которые дают возможность улучшить налоговые обязательства и налоговую нагрузку организации. Процесс приведения налоговой ситуации субъекта хозяйствования к наиболее оптимальному состоянию с позиции налоговой нагрузки получил название налоговой оптимизации. Инструменты и алгоритмы осуществления оптимизационных налоговых расчетов должны быть адекватны текущему состоянию налоговой системы государства. Поэтому научные исследования, посвященные вопросам совершенствования налогового планирования, всегда имеют особую актуальность.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованию развития малого бизнеса в РФ и особенностей его налогообложения посвящено множество научных публикаций, в частности таких авторов как: М.В. Аликаева, В.Г. Басарева, М.С. Бондаренко, Д. В. Боробов, Н.И. Красевич, А.А. Шаклунов и др. Исследованию налогового планирования, как эффективного способа снижения налоговой нагрузки посвящены работы А.Т. Батршиной, Ю.И. Ваничевой, Г.О. Ивановой, В.С. Калашниковой, Т.В. Куликовой, Н.П. Малышевой, А.О. Мельниченко, Ю.В. Поповой, В.А. Столыпиной, Н.А. Толстобровой, Г.Е. Шалдиной, О.В. Юдиной и др. Особенности и инструменты налогового планирования были исследованы такими учеными, как: А.С. Анохина, Д.Р. Арамисова, Ю.И. Ваничева, О.А. Герасименко, Т.Я. Глушко, Е.Я. Костышина, К.С. Кудлик, Ю.А. Кузина, Я.Р. Пименова, М.С. Рыбянцева, Д.К. Санакоева, Д.С. Синило, К.И. Слесарева, Н.В. Сухорукова, Е.С. Тищенко, О.Н. Толкачева, Э.Г. Шурдумова, Е.И. Щенникова и др.
Однако, следует подчеркнуть, что в указанных работах отсутствует единство взглядов на теоретические и методические основы налогового планирования, в частности, на определения понятия "налоговое планирование", его принципы, виды, этапы и методики его осуществления. Наличие этих проблем обусловило выбор темы и актуальность магистерской диссертационной работы.
Целью магистерской диссертации является – развитие теоретических положений, обоснование и разработка методических подходов, и практических рекомендаций по формированию системы налогового планирования в субъектах малого бизнеса, занятых в сфере торговли. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- выявить место и роль малого бизнеса в рыночной экономике;
- дать оценку современному состоянию налогообложения малого бизнеса в РФ;
- показать особенности применения специального налогового режима и общей системы налогообложения в РФ в субъектах малого бизнеса, занятых в сфере торговли;
- раскрыть сущность налогового планирования;
- исследовать особенности и инструменты налогового планирования;
- классифицировать методы оценки эффективности налогового планирования;
- разработать мероприятия по оптимизации налогового планирования субъекта малого бизнеса и оценить их эффективность.
Предметом исследования диссертации является методическое и организационное обеспечение формирования системы налогового планирования на малом предприятии.
Объектом исследования выбран процесс налогового планирования на малом предприятии.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы: методы логического анализа и синтеза – при исследовании развития малого бизнеса в РФ и особенности его налогообложения; статистические методы, в частности, группировки, графического изображения – при анализе современной структуры налогообложения организаций малого бизнеса, занятых в сфере торговли в России, динамики деятельности малых предприятий, в сфере торговли на региональном уровне и эффективности налогового планирования в организациях малого бизнеса, занятых в сфере торговли; прогнозирования и адаптации – при определении путей совершенствования налогового планирования на малых предприятиях, в сфере торговли.
Теоретической основой магистерской диссертации являются положения отечественной и зарубежной экономической науки, научные исследования в сфере налогообложения. Информационное обеспечение магистерской диссертации основывается на законодательных и нормативных документах РФ, данные Федеральной службы статистики РФ, Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ, а также монографических исследованиях, материалах научных и научно-практических конференций, научных периодических изданиях, а также ресурсах Интернета.
Научная новизна полученных результатов. Основные положения, определяющие научную новизну диссертационной работы, сводятся к следующему:
1) Исследование особенностей налогообложения и налогового планирования в организациях малого бизнеса, занятых в сфере торговли позволило сделать вывод о необходимости формирования системы управления налоговыми платежами как составной частью финансовой стратегии предприятия, заключающейся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при наличии альтернативных вариантов хозяйственной деятельности. Обобщая взгляды различных экономистов по данной проблематике, можно предложить следующее определение: налоговое планирование – это инструмент построения оптимальных параметров бизнеса, основанный на законодательно установленных способах налогообложения, способствующий повышению инвестиционной привлекательности предприятия.
2) Критический анализ теоретических разработок, в которых рассматривается налоговый менеджмент, его виды, методика проведения, позволили сформулировать следующее определение: "Управление налоговыми платежами предприятия – это система функций, позволяющая достичь оптимального уровня налоговых платежей при условии соблюдения налогового законодательства".
3) Анализ налоговых платежей субъекта малого бизнеса является основой управления ими. В этой связи, в магистерской диссертации разработана модель анализа налоговых платежей, удовлетворяющая потребности внутренних пользователей в информации, необходимой для принятия финансово-экономических решений по налоговым платежам в условиях укрепления конкурентоспособности торговой организации. Предложенная модель анализа и контроля налоговых платежей в полной мере отвечает целям управления деятельностью торговой организации и обеспечивает информационные потребности внутренних пользователей для принятия решений.
4) Установлено, что налоговое планирование в организациях малого бизнеса, занятых в сфере торговли, в настоящее время, имеет следующие недостатки:
- недостаточно проработана методическая база оптимизации налоговой нагрузки субъекта малого предпринимательства;
- отсутствует комплексный подход к рассмотрению проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации для субъектов малого бизнеса.
5) Организационное обеспечение планировочной функции и использование современных методик оценки ее эффективности позволит направлять результаты качественной диагностики налоговой нагрузки на увеличение доходности. Эффективность планирования в сфере налогов для субъектов малого бизнеса определяется его системностью. Разработка и внедрение оптимизационных планов в соответствии с действующим налоговым законодательством позволяет предприятию самостоятельно регулировать собственный уровень налоговой нагрузки и высвобождать благодаря этому часть оборотных средств для более эффективной операционной деятельности. Формирование корпоративной политики налогового планирования требует дополнительного привлечения финансовых, материальных и информационных ресурсов, однако их окупаемость достаточно высока, что позволяет в кратко– и долгосрочной перспективе получать дополнительные конкурентные преимущества.
6) Условия хозяйствования малых предприятий существенно влияют на обеспечение устойчивости их функционирования. Среди особенностей малых предприятий выявлена нестабильность, высокая степень риска, а также более низкие объемы реализации, которые влияют на уровень прибыли и собственные финансовые ресурсы, остающиеся у малого предприятия. В свою очередь налоговые платежи более интенсивно влияют на постоянство малых предприятий сравнительно крупными и средними предприятиями. Управление налоговыми платежами является одним из самых эффективных рычагов влияния на финансовые результаты малого предприятия, а следовательно и на его постоянство, поскольку позволяет оптимизировать расходы. Под критериями оптимальности затрат малого предприятия в исследовании понимаются условия хозяйствования, при которых показатель рентабельности хозяйственных операций стремится к максимуму, а риски хозяйствования – к минимуму.
С целью адаптации предприятий малого бизнеса к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечения устойчивости их функционирования предлагается постоянно проводить комплексный мониторинг факторов внешней и внутренней среды, основными среди которых является налоговая политика на макроуровне и меры по управлению налоговыми платежами на микроуровне.
Структура исследования. Цель и задачи исследования предопределили структуру магистерской диссертации, она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации и особенности его налогообложения
1.1 Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике
В процессе предпринимательской деятельности ее субъекты вступают между собой в определенные экономические отношения, поэтому предпринимательство как деятельность является экономической формой производственных отношений, а значит – и экономической категорией. Последнее является свидетельством того, что малое предпринимательство как категория выступает органичной системной составляющей всей совокупности экономических категорий. И проявляется это на поверхности экономических производственных отношений через определенные его взаимосвязи и соотношения с ними в соответствии с тем, в сфере действия экономического закона они реализуются.
В этой связи, малое предпринимательство как экономическая деятельность может реализоваться только на основе действия соответствующих экономических законов. А поскольку эти законы имеют объективный характер, то в мере того, насколько такая деятельность согласуется с их требованиями, настолько она будет эффективной реализации экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Каждая экономическая система имеет собственное определение малого бизнеса, который в свою очередь имеет различные особенности возникновения, становления и развития, выполняет особую роль и функции, а потому имеет разное влияние на экономику.
Большинство российских исследований о малом бизнесе в основном имеют практическое направление и не дают возможность реально оценить его влияние на экономику России и разработать эффективные средства поддержки этого сектора. Так, по проблематике малого бизнеса в России почти нет диссертаций по направлению "Экономическая теория". Научным работам, которые с практической точки зрения подходят к проблемам организации и совершенствования системы поддержки функционирования малого бизнеса, не хватает теоретико-методологического исследования этого сектора.
Практически единственным исключением является диссертация Д.В. Боброва "Разработка эффективного организационно-экономического механизма развития малого предпринимательства"[1]. Исследование было осуществлено еще в 2014 г. до начала финансово-экономического кризиса. Автор разрабатывает теоретико-методологический подход к выяснению социально-экономической сути малого бизнеса и осуществления его категориального определения, которое заключается в исследовании малого бизнеса как отдельного подвида предпринимательства. Для этого раскрывается экономическая сущность малого бизнеса, выясняются его количественные и качественные характеристики, определяется особое место и роль малого бизнеса в экономике развитого рыночного и переходного типов и т.п..
Можно также выделить монографию отечественного ученого-экономиста В.Г. Басараевой " Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования"[2], которая посвящена обоснованию теоретических подходов к исследованию малого бизнеса и разработке инструментов анализа его развития в регионах России.
Остальные ученые и практики исследуют малый бизнес в различных аспектах. М.В. Аликаева, Л.О. Асланова, Т.Ю. Баженова и др.[3] систематизирует теоретические и методологические подходы к исследованию малого бизнеса и разработке инструментов поддержки развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.
1.2. Сущность налогового планирования и основные характеристики налогообложения в организации субъектов малого бизнеса
Налоговая деятельность предприятий – это часть их финансово-хозяйственной деятельности в связи с тем, что уплата налогов является одной из финансовых операций организаций по выполнению обязательств перед государством.
Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных случаев, определяет различные методы формирования налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в определенных направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот с целью стимулирования любой отрасли производства, категорий налогоплательщиков (например, малого бизнеса), регулирования социально-экономического развития[1].
В настоящее время в экономической литературе не существует единого научно признанного определения понятия "налоговое планирование".
Некоторые авторы рассматривают налоговое планирование как "полное использование всех предоставленных налоговым законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов"[2]. Оптимизация налогов должна учитывать два аспекта: 1) как не переплатить налоги; 2) как не переплатить пени и штрафов.
Такое определение налогового планирования невозможно считать полным, поскольку в нем больше внимания уделено правильности определения и уплате налогов.
Глава 2. Оценка деятельности субъектов малого бизнеса
2.1. Анализ современной структуры налогообложения организаций малого бизнеса, занятых в сфере торговли в России
Система налогообложения является инструментом экономического воздействия (как позитивного, так и негативного) на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. С помощью налогов можно стимулировать или ограничивать деловую активность, или развитие тех или иных отраслей экономики.
Именно налогообложение является одним из важнейших методов финансового механизма. Такой инструмент, как налоговые платежи, является существенным источником пополнения бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами, ведь удельный вес налоговых поступлений составляет более 70% всех доходов федерального бюджета РФ. Поэтому очень важно, чтобы правительство нашего государства направило свои усилия на разработку такого механизма функционирования налоговой системы, при котором одновременно осуществлялось бы наполнение бюджета, а предприятия, в свою очередь, не имели возможности уклоняться от уплаты налогов. Так, упрощенная система налогообложения направлена на снижение налогового давления на предпринимателей, упрощенная система учета и отчетности должна облегчать процедуры исчисления и уплаты налогов.
Введение специальных режимов налогообложения для малого предпринимательства, по нашему мнению, помимо стимулирования его развития, обеспечивает минимизацию расходов на администрирование налогов, ведение учета и подачу отчетности:
- сокращает количество документации, (экономит время на ее заполнение, которое можно использовать для занятий собственно предпринимательской деятельностью);
- позволяет уменьшить количество очередей при представлении отчетности в соответствующий налоговый орган (кроме того, сейчас стало возможным также представление отчетности в электронной форме);
- к тому же при использовании предпринимателями специальных налоговых режимов сокращается общее количество обязательных платежей в бюджет.
Отметим, что среди ученых господствует мнение, что к государственным инструментам формирования эффективного налогового механизма относятся: налоговая реформа; гармонизация правил налогового и бухгалтерского учета и сближение их с международными стандартами учета и отчетности; налоговое стимулирование предпринимательской деятельности, в частности малого бизнеса; налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности (инвестиционный налоговый кредит); налоговые льготы; специальные режимы налогообложения; налоговые "каникулы"; совершенствование амортизационной политики[1].
На уровне предприятия инструментами такого налогового механизма являются: определение организационно-правовой формы предпринимательской деятельности; выбор формы собственности; выбор системы налогообложения; установление учетной политики; налоговый мониторинг; налоговый анализ; налоговое планирование и прогнозирование; бюджетирование налогов; расчет текущих налоговых платежей, их оптимизация[2].
Стоит отметить, что если какой-то из перечисленных инструментов работает неэффективно или с определенными отклонениями, то это будет отображаться, соответственно, и на всем механизме, что, в свою очередь, влиять на развитие других субъектов экономики страны – в нашем случае – на деятельность малого предпринимательства.
На рис. 2.1 представлена динамика количества малых предприятий за 2016-2018 гг., в разрезе федеральных округов.
2.2. Анализ динамики деятельности малых предприятий, в сфере торговли на региональном уровне
По состоянию на 01.01.2019 г. на учете в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов по Волгоградской области состоят 43,4 тыс. организаций (прил. И) и 62,4 тыс. ИП (прил. К). Общее количество организаций по сравнению с началом 2017 г. сократилось на 7858 единиц (на 15,3%). Число ИП увеличилось на 1733 единицы (на 2,9%). На долю организаций, осуществляющих торговлю оптовую и розничную; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов приходится 25,4% от общего количества хозяйствующих субъектов.
В 2018 г. в Волгоградской области действовало 2,5 тысячи малых предприятий (без микропредприятий) (прил. Л). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях (без микропредприятий) в 2018 г. составила 62,8 тыс. человек (прил. М). В 2018 г. на малых предприятиях (без микропредприятий) оборот сложился в сумме 178,5 млрд. руб.. Доля оборота организаций в сфере торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов составила в целом по области 48,1 (прил. О).
Среди регионов Южного федерального округа в 2018 г. Волгоградская область по ряду основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) (числу предприятий, среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), обороту) занимала третье место (прил. П).
В 2017 г. в Волгоградской области фактически действовало 41,3 тыс. ИП. В сфере торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов функционировало 42,3% ИП. В 2017 г. предпринимателями всех видов деятельности получено выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в размере 181,0 млрд. руб. (прил. Р).
На рис. 2.13 показана динамика оборота розничной торговли Волгоградской области по формам продажи товаров за 2014-2018 гг. На рис. 2.14 показана динамика оборота продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых на территории Волгоградской области за 2014-2018 гг. На рис. 2.15 показана динамика оборота розничной торговли Волгоградской области на душу населения за 2014-2018 гг.
Глава 3. Совершенствование налогового планирования на малых предприятиях, в сфере торговли
3.1. Направления совершенствования налогового планирования в организациях малого бизнеса
Основным понятием налогового планирования является оптимизация. Установление порядка взыскания налогов и сборов с субъектов хозяйствования – прерогатива государства, а потому налогоплательщик не может самостоятельно изменять его в свою пользу. В отношении субъектов хозяйствования и система налогообложения, и налоговое законодательство являются внешней средой, влиять на которую предприятие может только опосредованно[1]. Поэтому главной задачей налогоплательщиков является приспособление к существующим условиям налогообложения и ослабление (нейтрализация) его негативного воздействия на финансовые результаты их деятельности.
Использование оптимизационных подходов в налоговом планировании требует четкого определения критериев и ограничений налоговой оптимизации. В каждом конкретном случае критерии оптимальности варианта осуществления хозяйственной деятельности и те ограничения, в рамках которых должен находиться оптимальный вариант, определяются самим плательщиком. Единственным общим ограничением при любых критериях оптимальности, является четкое соблюдение норм законодательства.
Самым распространенным подходом является выбор в качестве критерия оптимизации минимума налоговых платежей субъекта хозяйствования в течение налогового периода. Такой подход соответствует термину "минимизация налогообложения, он имеет право на существование, однако без введения дополнительных ограничений он лишен экономического значения[2]. Так, например, снижение налоговых платежей предприятия по налогу на прибыль может быть достигнуто путем увеличения управленческих расходов или выплат по оплате труда работников при том же размере валового дохода. При минимизации налоговых платежей по НДС одним из вариантов может выступать сокращение объема налогооблагаемых операций по поставке товаров (работ, услуг). Вместе с тем, и в первом, и во втором случае конечные финансовые результаты, ради которых, собственно, и осуществляется предпринимательская деятельность, будут ухудшаться, а следовательно, минимум налоговых платежей, достигаемый в результате таких мер, никак нельзя рассматривать как оптимальный вариант.
Поэтому минимум налоговых платежей действительно может быть критерием налоговой оптимизации, но только при установлении дополнительных ограничений, к числу которых можно отнести: достижение запланированного уровня конечного финансового результата – чистой прибыли или чистого дохода (для физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности). Вместо показателя чистой прибыли могут быть использованы показатели эффективности деятельности, в частности, рентабельность хозяйственной деятельности предприятия, или, в отдельных случаях, – обеспечение запланированного объема продаж. При таком подходе лучшим (оптимальным) будет вариант организации хозяйственной деятельности, по которому один и тот же конечный результат (выраженный ограничением) достигается при минимальном уровне налоговых платежей[3].
Полная версия диссертации у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут: