Найти тему

Маркировка автомасел – это хорошо, ведь что внутри канистры не знает никто

Планируется, что эксперимент продлится с 1 сентября по 31 августа 2025 года

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Минпромторг разработал проект постановления правительства «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей», который опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ист.).

История вопроса:

«Целью эксперимента является апробация полноты и достаточности механизмов маркировки товаров средствами идентификации для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов товаров, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей», – сказано в пояснительной записке к проекту постановления.

Предлагается маркировать моторные масла, смазки для шестерен и редукторов, антифризы, тормозные жидкости и некоторые другие виды смазочных материалов. На канистрах появятся Data-Matrix коды, аналогичные тем, что наносятся на отдельные виды пищевой продукции, парфюмерию и некоторые другие товары.

В ходе эксперимента планируется протестировать механизмы нанесения средств идентификации, а также процессы взаимодействия участников оборота данной продукции с информационной системой, используемой в целях проведения эксперимента. Оператором системы выступит ООО «Оператор-ЦРПТ».

– Участие в эксперименте является добровольным и не повлечет дополнительных затрат со стороны его участников, поскольку коды маркировки и оборудование для нанесения средств идентификации на время тестов предоставляются ООО «Оператор-ЦРПТ» на безвозмездной основе, – ответили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга.

Основная задача системы маркировки – повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. По данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», нелегальный оборот автомасел составляет 50–60% от общего.

– По результатам эксперимента правительство будет принимать решение об утверждении обязательной маркировки. Ее внедрение позволит сократить количество контрафакта и фальсификата на рынке. Аналогичный результат мы видим на примере других товарных групп. Так, доля нелегальной продукции в парфюмерии сократилась на одну пятую, в табаке – на четверть, в обуви – на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза, – сообщил заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов.

Введение маркировки не отразилось на стоимости товаров ни в одной из 17 маркируемых товарных групп.

– Согласно оценкам специалистов НИФИ Минфина, увеличение конечной стоимости за счет внедрения маркировки оценивается не более 1% за шесть лет, что значительно ниже уровня инфляции в стране. Кроме того, маркированные товары увеличивают свою стоимость медленнее, чем немаркированные: производители понимают, что находятся под контролем, и удерживают цены, – отметил заместитель генерального директора ЦРПТ.

В производящей автомобильные масла и технические жидкости компании Sintec Group поддерживают инициативу Минпромторга и считают, что эти меры помогут избавить рынок от контрафакта.

– Маркировка оригинальных товаров сможет оградить миллионы потребителей от контрафактной и низкокачественной продукции, а также помочь им принять верное решение, находясь «в окружении» официально ушедших с рынка и малознакомых импортных продуктов. В рамках действующей программы модернизации производства предусмотрели возможности оснащения всех линий специализированным оборудованием для нанесения элементов маркировки. Технически мы будем готовы участвовать в эксперименте в течение ближайших месяцев, – информирует пресс-служба Sintec Group.

В компании рассказали, что в этом месяце проведут испытания оборудования для нанесения маркировки. После этого будет принято решение об оснащении всех производственных линий маркировочными модулями. Полностью такие устройства появятся на предприятиях ориентировочно к августу, отметили в Sintec Group.

Предложенный Минпромторгом эксперимент по маркировке лишь частично позволит решить проблему с контрафактными автомобильными маслами, антифризами и «тормозухой», считает вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин. Полностью избавиться от подделок можно лишь радикальным изменением системы сертификации смазочных материалов и технических жидкостей.

– Сейчас она носит заявочный характер, любой ИП может сказать: «Я буду производить или импортировать вот такое масло с вот такими характеристиками» и оформить на эту смазку декларацию соответствия. Что находится в такой канистре – остается на совести продавца, в лучшем случае экспертиза состава проводится только в ходе проверок, организуемых правоохранительными органами в рамках уголовного или административного дела. Поэтому на рынке сейчас очень большая доля откровенной «бодяги», которая продается в том числе под видом продукции известных брендов, – признался он.

Допуски и рекомендации автопроизводителей, указанные на упаковке, зачастую не имеют ничего общего с составом в канистре, сетует Шапарин. Фактически сейчас эти допуски никто не проверяет и написать на этикетке можно все, что угодно.

Напомним, ранее замглавы министерства промышленности и торговли РФ Михаил Юрин направил в кабмин письмом с предложением о введении обязательной маркировки моторных масел и смазок. LR