Найти в Дзене

Почему репетиторы не пойдут в школы

Нарастающий дефицит учителей – главная причина падения качества образования.
Детей учить просто некому.

При этом рынок репетиторских услуг процветает.

Время от времени горячие головы предлагают решить проблему нехватки учителей так: просто повысить зарплаты, надеясь таким образом привлечь в школы репетиторов.

Хотя очевидно, что повышение окладов учителей должно сопровождаться целым рядом изменений в школьном образовании. Это и решение проблемы отчётности, повышение статуса педагогов, изменение отношения общества (в первую очередь родителей) к школе и т.д.

В этой статье мы постараемся со всех сторон рассмотреть идею привлечения репетиторов для спасения массовой школы.
И понять, почему даже при создании всех необходимых условий она обречена на провал.

Начнём с того, что репетитор и школьный учитель – это разные профессии.
Репетитор работает с учеником один на один.
Это другая форма обучения, другая форма личных отношений, другая степень вовлечённости в ситуацию ученика.
Это более размеренная работа.
Переходя в школу, репетитор оказывается в совершенно других условиях.
Динамика групповой работы кардинально отличается от индивидуальных занятий.
Нужно будет заново учиться учить и принять то, что всех научить в классе не получится.
Подробнее обо всём этом мы писали в прошлом
посте.

Однако и сама профессия репетитора претерпевает изменения.
Всё больше репетиторов переходит в онлайн, тем самым теряя способность работать не только с группой детей, но и даже очно один на один.
Для индивидуальной работы «репетитор-ученик» онлайн даёт ситуативный выигрыш. Экономия времени, больше интерактивности, удобное управление материалами – всё это делает дистанционное обучение продуктивнее.
Но для ведения уроков в школьном классе такой опыт бесполезен. Класс невозможно эффективно учить онлайн.

Работа из дома перестраивает мышление специалистов.
Можно так построить свое расписание, что получится успевать гораздо больше.
Да и, например, на дорогу не нужно тратить время.

Своё собственное расписание у репетиторов является частью более широкой особенности этой профессии.
Репетитор автономен. Он работает на себя. У него нет никакого начальства.
Он сам себе король, сам себе судья.

Учитель же довольно зависим.
Есть определённое помещение, инструменты, доска.
А также есть администрация, коллектив учителей, внутренняя и внешняя нормативная документация.

Ещё вчера репетитор на вольных хлебах дышал полной грудью и сам выбирал, как ему работать и как отчитываться.
При выходе в школу он будет поставлен в жёсткие рамки, которые могут деморализовать такого новоявленного учителя.

В школе нет методического вольнодумия.
Там обычно работают по конкретной программе и конкретной линейке учебников. Попытка прийти со своим уставом в чужой монастырь и заниматься по своим материалам ни к чему хорошему не приведёт.

Школа работает эффективно, только если школьный коллектив действует максимально слаженно.
А привычка бывшего репетитора к автономности не позволит ему быстро стать частью коллектива.
Репетитор не командный игрок. Это чаще всего одиночка.

Другая причина проблем со школьным коллективом – это разрыв поколений.

Процитирую коллегу:
«В 90-е годы престиж профессии учителя упал ниже плинтуса и находился на этом уровне очень долго (на самом деле находится и сейчас, просто это сильно виднее изнутри, чем снаружи), что создало значительный возрастной разрыв в кадрах. Сейчас учителя в возрасте 40-50 лет - 59% кадрового состава, 50+ ещё 31% состава, несложно посчитать, что на категорию 20-40 лет (вилка в 20 лет!) приходятся оставшиеся 10%. Оставим влажные фантазии про "электронных учителей" всяким эдкранчам и другим "инноваторам", главным винтиком системы образования был и остаётся учитель. И эти винтики стареют быстрее, чем приходит смена.»

Да, есть школы в которых преподавательский состав относительно молодой.
Но от этого не легче.
Если указанные цифры верны и на категорию от 20-40 лет приходится 10% учителей, значит есть школы, в которых совсем нет учителей из этой категории.

В частном же преподавании плотность молодых педагогов гораздо выше.

Когда молодые репетиторы выходят в школу, то со старшими коллегами часто возникает непонимание на культурном, ценностном и в целом мировоззренческом уровне.
Представителям разных поколений банально не о чем поговорить в учительской.

Но простое непонимание – это самое мягкое, что может случиться с молодым преподавателем.

Об этом не принято говорить, но в некоторых школах существует такое весьма неприятное явление как скрытая дедовщина.

Уверен, что среди подписчиков нет школьных преподавателей, которые участвовали бы в чём-то подобном. Всё-таки в группе мы продвигаем вполне определённые педагогические ценности...

Однако изредка случается, что молодых девушек-педагогов буквально выживают из школы.
Причём старшим коллегам для этого необязательно целенаправленно строить какие-то козни или как-то явно вредить.
Достаточно просто не принимать их учительский статус («Для нас ты пока Маша, а не Мария Петровна», сказанное ласковым голосом), не рассказывать про особенности бумажной работы («Ну ты молодая, сама разберёшься» или «Будем мы ещё с тобой возиться...») или постоянно обращаться к ним с некорректными личными вопросами.

Такие мелочи на самом деле далеко не мелочи. Они подтачивают уверенность в себе молодого педагога.

К слову, молодых мужчин-педагогов подобное обычно касается в меньшей степени. Видимо, для школы это настолько редкие птицы, что их как экзотику стараются беречь.

Поэтому перед выходом в школу так важно заранее обратить внимание на педагогический коллектив. А после выхода в школу постараться как можно скорее сработаться с коллегами.

Ведь именно учительский коллектив часто становится главной опорой для молодого педагога.

К слову, отторжение школьным коллективом молодых преподавателей может быть лишь ответом на некоторые некорректные их действия.

Часть репетиторов мягко говоря переоценивает свой педагогический опыт и в школу выходят с настроением «уж я-то сейчас вам покажу как нужно правильно преподавать», не понимая специфики школьной работы.
Порой молодые преподаватели имеют в своём портфолио успешные результаты вроде нескольких стобалльников.
Это весьма достойный показатель.
Но из-за этого у некоторых из них вырастает корона на голове. Они думают, что и в школе будут сиять, затмевая солнце.
При этом они забывают, что тех, кого они в 11 классе в частном порядке довели до максимального результата, условная школьная Ольга Петровна учила в начальных классах считать на палочках, потом Степан Петрович объяснял как складывать дроби, и наконец, Ирина Васильевна знакомила с логарифмами и производной.
Вклад самого репетитора отрицать нельзя, но обычно он не такой высокий, как ему хотелось бы думать...

Или возьмём задачу повышения успеваемости и ликвидации пробелов.
Одному ученику репетитор ещё может помочь при личных занятиях.
Но что делать, когда он столкнётся с классом, в котором десяток глубоко отстающих учеников?
Что делать, когда по программе нужно проходить дискриминант, а в классе пятеро до сих пор не знают таблицы умножения и поэтому им «скучно на занятиях и непонятно»?

Да и кто сказал, что репетиторы настолько хорошо знают свой предмет и умеют его преподавать даже средним школьникам?
Кажется, что раз человек получает за персональное преподавание существенные деньги, то наверняка он специалист в своём деле...

Однако коллеги-репетиторы прекрасно знают, как сложно найти своим детям подходящего преподавателя.

Обычные родители сплошь и рядом натыкаются страницы репетиторов, где те вывешивает всякую шелуху вроде скринов восторженных отзывов и своих выдающихся результатов.
Но у родителей не хватает компетенций проверить, насколько качественно эти репетиторы могут чему-то научить.
Вокруг куча частных преподавателей, которые научились казаться, а не быть...
И совсем другое дело, когда профессиональный репетитор сам спрашивает таких преподавателей предметно о том, как проходят занятия, какие материалы использует в работе и проч.
Тут уже не прикроешься «собственной уникальной авторской методикой» или «умением разжечь интерес у ученика». Тут нужно уметь содержательно всё объяснить. И часто за фасадом якобы успешного преподавания стоит предметная и методическая пустота...

Следующая трудность для репетиторов в школе состоит в том, что они привыкают к более личному и доверительному формату общения с учениками.
«Смотрите, я же свой. Чуть старше, но такой же, как и вы..»
Но в школе другие рамки взаимодействия и другие KPI. В школе важна дисциплина.
В то время как более опытные педагоги пытаются удержать школу в определённых границах, их молодые коллеги могут пытаться на контрасте заслужить у детей мнимый авторитет, давая им всяческие послабления.
И если при личной работе вне школы такой подход уместен, то в школе это может привести к печальным последствиям. Учитель может просто потерять контроль над учебным процессом.

Сюда же можно отнести и иное отношение к отметкам.
От репетиторов часто можно услышать, что отметки не важны, а важны именно знания.
Что в целом в общем-то верно...
Но работая вне школы, никто и не требует эти самые отметки выставлять.
Однако репетитор в роли учителя уже не сможет такое сказать. Теперь в его обязанности входит цифровая оценка работ учеников.
И от него, как от человека, выставляющего отметки, зависит, похвалят ли школьника дома или будут ругать.
К тому же если такой учитель скажет, что отметки не важны, то как он после этого будет их выставлять? Ученик, плохо усвоивший тему, может сказать: «Раз оценки не важны, то не ставьте тогда мне двойку, а ставьте пятёрку. Ведь по вашим словам это не важно...»

Репетитор привыкает чувствовать себя помощником. Он на стороне ребёнка. Просто более знающий взрослый.
Но за счёт необходимости оценивать репетитор, ставший учителем, вынужден противопоставлять себя школьнику. В его руках теперь есть инструмент карательной отметки, из-за которого ученик его банально опасается...

Другая грань помогающей роли репетитора проявляется в его отношении к вопросам учеников.
Для частного преподавателя вопросы ученика являются благом.
Они означают, что прямо сейчас для конкретно этого школьника есть нечто, что волнует его и в чём он хочет разобраться. С таким настроем легко получится чему-то научиться.
Особенно на контрасте со школой, в которой загруженный учитель просто физически не успевает точечно помочь ученику.
Тот же репетитор, вышедший работать в школу, довольно быстро понимает, что если он будет отвечать на все уточняющие вопросы из класса, то он просто не сможет идти по программе. В итоге приходится уворачиваться от этих вопросов, пытаясь успеть хоть что-то разъяснить целому классу.
Особенно это непривычно для молодых педагогов.
Ученики могут задавать им вопросы, а те в свою очередь будут ошибочно принимать это на свой счёт. Мол, вот они такие хорошие и открытые учителя, у которых школьники не боятся спрашивать. В отличие от этих старомодных учителей, которые разумно не пытаются «наздравствоваться на каждый чих».
Но в итоге может оказаться так, что под лавиной вопросов учебный процесс не будет продвигаться вперёд.
«Я ответила на один вопрос, другой, третий и оказалось, что времени провести полноценную контрольную просто не хватает...». Может в этом и состоял хитрый план учеников...

Работа репетитора строится на принципе «что потопал, то и полопал».
Профессиональный репетитор старается работать на результат, потому что без него к нему не придут новые ученики. Он единолично распоряжается своим временем, стараясь успеть с учениками как можно больше.

Выходя в школу, он уже становится наёмным работником, который обменивает своё время на заработную плату.
Время теперь не принадлежит ему. И то, как этим временем распоряжается школа, может вызвать у преподавателя как минимум недоумение.

Все эти бессодержательные педсоветы, конкурсы педагогов для повышения рейтинга школы, бесконечная внезапная отчётность, участие в наполнении школьного сайта, ответы в родительских чатах (это вообще филиал ада на земле).
Вряд ли тот, кто привык заниматься строго предметным обучением, сможет долго выдержать такую растрату их времени...

Отдельной строкой стоит упомянуть воспитательную функцию школы, которая как обычно ложится на плечи педагогов.
Невозможно влиять на ценностные настройки людей без запроса с их стороны.
И никто не задумывается, как тяжело учителям быть моральными камертонами с плетью...
От репетитора же никто не требует никаких нравственных назиданий.
Частные преподаватели могут спокойно выкладывать в соцсетях фото со своего отдыха.
Никто не будет кричать им в след про аморальность их фото в купальниках...

И наконец, самая главная привилегия частного преподавателя состоит в том, что репетитор всегда может отказаться от ученика. Ровно как и ученик может отказаться от занятий с данным репетитором.
К частному преподавателю всегда приходят по собственному желанию. В крайнем случае по желанию родителей.
Такая работа, основанная на добровольных началах, не только продуктивна, но и мотивирует. Причём мотивирует обе стороны.

Поэтому сильнее всего новоявленных учителей выматывает работа с теми, кто не хочет и не собирается учиться.
Дети не просто недостаточно мотивированы, они скорее антимотивированы.
Подавляющему большинству из них ничего не нужно, а некоторые и вовсе открыто саботируют занятия.
Даже те, кому вроде бы что-то и нужно, в атмосфере общего упадка и безразличия попросту интеллектуально разлагаются.

И если родители во время частных занятий хоть как-то воздействуют на своих детей (за репетиторов «уплочено», поэтому нужно учиться), то в школе те же родители ругают уже учителей, потому что те якобы не так учат.

Подытожим.
Идея использовать репетиторов для спасения массовой школы заведомо утопична.
Проще воспитать педагогов с нуля, чем пытаться заманить частных преподавателей в школы.
Даже если удастся как-то решить денежный вопрос, всё равно остаётся много факторов, из-за которых такие преподаватели будут быстро покидать школу.

Решение проблемы нехватки учителей должно быть комплексным и не ограничиваться простым повышением окладов.