«На ошибках учатся», – знакомое выражение, правда? Конечно, только опытным путем поймешь, что бывшим писать нельзя, а тарелку после гречки нужно мыть сразу. С бизнесом эта тема не работает: здесь ошибки стоят дорого, и второго шанса часто не бывает.
Поэтому, начинающие франчайзи, достаем двойные листочки и записываем, чего не стоит делать при открытии бизнеса. Таких «нельзя» много, но остановимся на основных и выделим ТОП-5.
Ошибка №1. Выбор местоположение на «авось»
Открыть точку рядом с домом, чтобы всё было под рукой – это не всегда правильный вариант. Допустим, вы купили франшизу магазинов с курительными принадлежностями, выбрали место, находящееся в спальном районе, где мало молодежи, но много пожилых людей. Будет ли этот бизнес приносить доход? Конечно нет, так как аудитория, проживающая в этом районе, обрадуется исключительно молоку по акции.
Место для вашего бизнеса может или обогатить, или обанкротить. Никто не хочет терять деньги, поэтому к выбору нужно отнестись со всей ответственностью. Перед открытием бизнеса изучите целевую аудиторию, чтобы найти такое место, где обитает потенциальный покупатель, а также присмотритесь к соседям, уточните, нет ли среди них конкурентов. Если есть, проанализируйте их ассортимент, поймите, чем вы сможете отстроиться или, наоборот, дополнить продукцию по соседству. Выбор локации – объемная тема и большая работа. Разобраться в этом вопросе более детально можно, прочитав интервью с руководителем отдела аренды PiterSmoke Антоном Антоновым.
Ошибка №2. Один в поле – воин
«Если хочешь сделать хорошо, сделай все сам», – изначально неверная позиция. Хотя такая установка часто посещает мысли начинающих предпринимателей.
Открывая бизнес, нельзя рассчитывать на собственную многозадачность или удачу. Франшиза – ваш ребёнок, требующий много эмоциональных ресурсов и внимания, без контроля он пойдет не по той дорожке, увы…
Не стоит пренебрегать темой подбора и обучения сотрудников. Один из ключевых факторов успешного бизнеса – команда заинтересованных в результате профессионалов. Но где же найти людей, которым можно делегировать и доверять? Некоторые начинающие бизнесмены нанимают своих друзей, думая, что товарищи – самый надежный вариант. Однако нужно разделять дружбу и работу. Может нарушиться хрупкое равновесие, когда кто-то не осознает иерархию или переходит в панибратство.
Изучите вопрос найма сотрудников очень подробно. Не надейтесь, что повезет. На каждом этапе открытия любого бизнеса крайне важен системный подход. Запросите консультацию профессионального HR. Кстати, здесь директор по персоналу PiterSmoke Виктория Погорелова уже раскрыла несколько секретов найма.
Ошибка №3. «Я раскидываю бабки направо и налево»
Давайте признаемся честно: в каждом из нас живет юношеский максимализм, когда на первые деньги хочется не только в ресторан сходить, но и машину купить.
Но будем рассуждать логически. Помним, про комплексный подход ко всем процессам открытия и развития точки. Даже если запуск магазина был продуман, все идет по намеченному плану, появляется выручка, успеху радоваться рано. Раскрываем золотое правило: нельзя вынимать первые заработанные деньги из оборота. Их стоит пустить в бизнес: вложить в расширение ассортимента, обучение сотрудников, улучшение сервиса, увеличение рекламных кампаний. На начальных этапах вы не купите новую машинку (стиральную, возможно), зато укрепитесь на рынке, что позволит в скором времени зарабатывать не только на развитие дела, но и на собственные «хотелки».
Ошибка №4. Первое время поэкономим на товаре
Разберем пример: вы открыли табачный магазин, завезли определенный товар, который нравится покупателям, однако через некоторое время он закончился, а вы не пополнили ресурсы, решив сэкономить. Каковы действия покупателя? Конечно, он пойдет в другое место, где выбор больше.
Поэтому, чтобы не потерять потенциальных клиентов, нужно следить за наличием топовых продуктов, общаться с покупателями, обрабатывая их предпочтения и слушая желания. Не допускайте пустых полок, но и не храните на них то, что не продается! Не бойтесь распродавать то, что не пользуется спросом. Потеряв сейчас, вы сможете усилить популярные позиции в будущем. На начальных этапах открытия бизнеса важно качественно изучить потребителя, предложив ему широкий ассортимент.
Ошибка №5. Куплю франшизу и больше ни дня не буду работать!
Это самая большая иллюзия тех, кто ни разу не сталкивался с подобным форматом бизнеса. Неверно считать, что франшиза – это разновидность пассивного дохода, когда всё работает само. Любое дело нужно развивать, вкладывая материальные и интеллектуальные ресурсы. Выстраивать процессы, мотивировать сотрудников, следить за продажами, регулировать цены, разрабатывать для покупателей ценностные предложения. Основная цель любого бизнеса – создание уникального продукта, который будет приносить прибыль. А это ежедневный труд, который требует внимания и вовлеченности.
Итак, урок закончен, основные моменты разобраны. Сделаем работу над ошибками? Франшиза федеральной сети магазинов PiterSmoke – тот самый старший товарищ, который разбирается во многих процессах предпринимательства и готов объяснить сложное доступным языком. У наших специалистов всегда можно запросить индивидуальную консультацию, чтобы избежать неприятностей при открытии магазина. Присоединяйтесь к команде и зарабатывайте на одном из самых безопасных и прибыльных рынков в СНГ вместе с франшизой PiterSmoke.