Сегодня практически невозможно найти товар без скидки. Заходя на страницы магазинов маркетплейсов, мы видим множество акций, специальных предложений и скидок — от 20 до 90 процентов. Есть даже предложения со стопроцентной скидкой, по крайней мере, так они отображаются в системе.
Например, футболка «Armani» стала дешевле с полумиллиона рублей до 2000 рублей.
Но ведь круто же! Это позволяет сэкономить и получить комфорт для потребителя, который сразу видит только выгодные предложения.
Однако даже если вы захотите, то не сможете найти товары без скидок. Практически каждый товар выставлен с минимальным дисконтом. Проблема в том, что большинство таких скидок на популярных маркетплейсах являются фейковыми.
Я готов доказать вам, что это не просто слова. Сейчас мы вместе проведём мониторинг популярных площадок, разберёмся, в чём мотивация прямого обмана пользователей, и научимся проверять реальность акций с помощью простых инструментов.
Чтобы подтвердить первый тезис о том, что на маркетплейсах сложно найти товары без скидок, я провёл простой тест. Я зашёл в основные категории и проанализировал по 100 карточек товаров в каждой. Затем я отсортировал товары по популярности.
Результаты теста были разными в зависимости от маркетплейса. Например, на «Ozon» я не увидел ни одного товара без красных ценников. Это отличная новость для тех, кто ищет выгодные покупки. На «WB» же товары без акции встречаются, в некоторых категориях с завидной регулярностью.
Некоторые могут возразить, что я использую некорректную фильтрацию, ведь популярными становятся именно те товары, которые продаются выгодно. Однако это не совсем так. Популярные товары могут быть выгодными, но это не всегда так. Лучше выбирать товары по цене или другим критериям.
К сожалению, итоги анализа остаются практически неизменными, независимо от того, как я настраиваю различные варианты фильтрации. Это связано с тем, как работают маркетплейсы. Найти проблемные товары или артикулы без скидки действительно сложно.
Что же в этом плохого? Проблема в том, что акции на маркетплейсах не всегда настоящие. Они рассчитаны на то, чтобы побудить вас к необдуманным тратам. Скидки используют все бизнесы, потому что они помогают достичь главной цели — продать продукт.
Сегодня на входе в любой магазин вас встречает красивый стенд с подборкой товаров, на которых можно сэкономить.
Сетевые магазины постоянно рассылают сообщения в соцсетях, а некоторые компании до сих пор раскидывают листовки в подъездах или нанимают людей, которые будут раздавать их в местах скопления людей.
Однако в последние годы само понятие «специальное предложение» потеряло свой реальный статус. Изначально скидки работали по принципу срочности и были действительно в ограниченный период времени. Например, чёрная пятница — праздник экономии — зарождался как возможность продать то, что не хотят брать за смешной прайс. Выгоду получали и бизнес, которому нужно было избавиться от товара, и покупатель.
Сегодня же чёрная пятница стала просто попыткой продать человеку всё под прикрытием мнимой выгоды.
Почему же люди, даже с учётом информированности, всё равно ведутся на фейковые скидки?
Во-первых, не все знают, что распродажи ненастоящие. Такие темы редко поднимаются на федеральных каналах с многомиллионной аудиторией. А ваша бабушка вряд ли знает, что можно зайти на Дзен или YouTube.
Во-вторых, реально выгодные предложения всё-таки существуют, и это затуманивает критическое мышление. Если вы когда-то купили тостер с хорошей скидкой, вас не обманули. Триггер угасает.
В-третьих, это простая психология — опасение упустить выгоду. Согласно принципу удовольствия Фрейда в связке с некоторыми другими теориями, человек становится максимально простой целью для бизнеса. Он ищет удовольствие и удовлетворение, стараясь избегать боли. В нашем случае боль — это психологическая, а именно страх упустить выгоду.
Вы, наверное, замечали, что при походе в магазин, особенно когда есть возможность сэкономить, мы часто покупаем больше, чем нам действительно нужно. И часто эти покупки оказываются ненужными или быстро портятся.
Казалось бы, это не относится к теме статьи, но на самом деле это важный момент. Покупки на маркетплейсах, таких как «Вайлдберриз» и «Озон», могут привести к перебору товаров и, как следствие, к финансовым потерям.
В интернете есть множество мемов, который показывают, как девушки покупают множество товаров, но не могут найти для себя их практической пользы.
Однако это не всегда смешно. Иногда они могут вызвать негативные эмоции и даже испортить праздник. Например, когда ребёнок получает в подарок некачественный товар.
Бренды стараются улучшить свою репутацию, предоставляя потребителям больше информации. Например, «Озон» добавил на свои товары плашку «стало дешевле», которая показывает стоимость товара в прошлый период. На «Вайлдберриз» такая фишка есть уже несколько лет. Это позволяет потребителям проверить цену товара на дистанции и разоблачить продавца, который пытается обмануть.
Собственно, вот и все, зачем надо было углубляться в психологию и различные риск? Дело в том, что это все не работает.
В некоторых случаях ценники на товары магическим образом могут меняться на пути в корзину. Это может произойти из-за особенностей работы маркетплейса.
Поддержка что-то отнекивается тем, что это зависит от адреса доставки, но доставка в товаре была указана как бесплатная.
Чаще всего продавцы иногда завышают цену на товар, подержат ее пару месяцев, а затем снижают её, чтобы получить реальную скидку и заработать на покупателях.
А в разделе с одеждой можно найти товары с огромными скидками. Почему администрацию маркетплейса это не смущает - вопрос риторический. Однако даже далекому от сферы человеку понятно - что товар неоригинальный.
Ответ прост: маркетплейсы также зарабатывают на этом. Даже если продавец честен и не хочет обманывать покупателей, он должен играть по правилам платформы и предлагать скидки, чтобы его товары были видны.
Желание людей сэкономить никуда не исчезло, и они ищут товары по выгодной цене. Человек забивает в поиск powerbank для своего смартфона или других устройств, сортирует по цене или скидке, и покупает со "скидкой" до 100%. Получает нерабочее устройство, злится, пишет гневный отзыв, не понимая, что виноват во всем сам.
А продавец, который не захотел обманывать людей, вы его просто не увидите. Даже если у него самый оригинальный товар в мире, не важно.
Чтобы проверить, является ли скидка реальной, можно воспользоваться специальными инструментами для мониторинга цен. Они позволяют сравнить цены на один и тот же товар на разных платформах. Однако стоит быть осторожным и проверять отзывы о таких утилитах, чтобы не столкнуться с вредоносным ПО.
Если же скидка является реальной, то это может быть отличным предложением. Однако не стоит забывать о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и всегда стоит быть настороже.
Существует множество сценариев развития событий. Можно продать вам подделку известного товара, например, стопроцентную реплику крутых наушников от Apple, которая даже будет коннектиться к вашему iPhone. Однако через пару недель она просто превратится в красивый кусок пластика.
В современных реалиях подделок и реплик стало в разы больше. Реальные скидки существуют, магазины налаживают параллельный импорт, что иногда позволяет продавать крутые смартфоны и другие гаджеты даже дешевле, чем в соседних странах.
Безопасная покупка где-то посередине. Я лишь предупредил вас о рисках, которые действительно существуют. Финальное решение, как всегда, принимаете вы сами.