Найти в Дзене

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МБУ ДО ДШИ "ВОСКРЕСЕНИЕ").

Оглавление

Дипломная работа посвящена исследованию особенностей реализации досуговых предпочтений школьников средствами искусства в системе дополнительного образования. В ней рассматривается актуальность качественной организации свободного времени детей, подчеркивается роль досуга как пространства для развития личности, раскрытия творческих способностей и формирования ценностных ориентаций. Анализируются возможности учреждений дополнительного образования в области художественно-эстетического воспитания детей, создания условий для реализации их творческого потенциала. Исследуются педагогические условия и методические особенности организации досуговой деятельности школьников средствами различных видов искусства, таких как театральное и изобразительное. Особое внимание уделяется тому, как искусство способствует развитию творческой активности учащихся, формированию эстетического вкуса и художественного восприятия мира, воспитанию нравственных качеств и гражданской позиции. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по организации досуговой деятельности школьников в учреждениях дополнительного образования, направленных на развитие их творческих способностей и формирование гармоничной личности.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Дети школьного возраста как субъект досуговой деятельности

1.2. Организационно-содержательные особенности организации досуговой деятельности школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования

ГЛАВА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Социально-воспитательная среда учреждений дополнительного образования

2.2. Художественно-эстетическое воспитание творческой личности средствами искусства в учреждениях дополнительного образования

ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ТЕХНОЛОГИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МБУ ДО ДШИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (Г. ВОЛГОГРАД)

3.1.Реализация досуговых предпочтений школьников средствами театрального искусства

3.2.Технологии формирования творческой активности школьников средствами изобразительного искусства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы исследования дипломной работы. Досуг дает человеку возможность развивать разные стороны своей личности в творческом контексте. В настоящее время, возможности заполнения свободного времени детей школьного возраста являются практически неисчерпаемыми. Однако, с практической стороны, ребенку довольно трудно найти такую деятельность, которая бы на досуге приносила не только удовольствие, но и способствовала бы его совершенствованию и максимальной самореализации.

В обобщенном виде, досугом можно считать время, свободное от труда в сфере общественного производства, от воспроизводства человеком всех своих функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. В этом контексте, досуг направлен на активизацию человеческой деятельности и охватывает сферу воспроизводства человеческих производительных сил, способствует развитию творческих способностей людей, помогает утверждению здорового образа жизни. В педагогическом понимании досуг рассматриваем в качестве важного средства сохранения и повышения работоспособности, которое представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми человек имеет возможность заниматься по собственной воле (отдых, развлечения). Досуг характеризуется добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной насыщенностью, предполагает возможность сочетания физической, интеллектуальной, творческой, производственной, игровой и других видов деятельности. Именно досуг способен объединить в единое целое отдых и труд.

Усвоение юным поколением художественно-эстетических ценностей, формирование ценностных ориентаций на основе художественной деятельности и художественно-эстетического воспитания предусматривают приобретение знаний, общественного опыта, постижения сущности явлений и факторов объективной действительности и собственного места в общественной жизни. Средствами достижения этой цели являются родной язык, материальная и духовная культура, искусство, фольклор, исторический опыт народа и современный способ организации его жизнедеятельности, национально-родственные и общественные отношения и т.п. От того, как и какие ценности войдут в сознании каждого ребенка, зависят духовная наполненность, содержание его взрослой жизни.

В современных условиях развития российского общества, последовательного и целенаправленного решения сложных проблем экономического, политического, социального и культурологического развития особую остроту и актуальность приобретают вопросы художественно-эстетического воспитания личности с гражданской позицией, развитой национально-духовной культурой, которая не только имеет соответствующие знания, но и придерживается морально-правовых норм и ценностей жизни, эстетики отношений между людьми. Сформировать такую гармонично развитую личность, которой свойственны высокий уровень развития познавательной и творческой активности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, может только творческий педагог, который сознательно отказывается от стереотипов педагогического мышления, занимается самообразованием, способен к рефлексии, активно включается в поиск и использование педагогических инноваций (технологий, методов, средств обучения и воспитания). Поэтому одной из актуальных проблем современности является становление личности, способной воспринимать, понимать и приумножать ценности духовной культуры. В решении этой проблемы, существенное место занимает реализация досуговых предпочтений детей школьного возраста, посредством их художественно-эстетического воспитания и развития в системе дополнительного образования.

Целостность и многомерность образовательного процесса в современных условиях предполагает постоянный творческий поиск педагога, его собственное творческое развитие, направленность профессиональной деятельности на творческое развитие учащихся. При этом происходит трансформация роли педагога: от транслятора знаний и способов деятельности к проектировщику индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития тех, кого он учит и воспитывает, а также собственного совершенствования (самообразования, саморазвития, самореализации).

-2

Вышесказанное дает основания говорить об актуальности данной темы.

Степень изученности темы. Исследованием организации детского досуга, внешкольной педагогики, детской психологии и художественно-эстетического воспитания посвящены работы таких ученых, как: М.Э. Ахметова, И.В. Белова, Н.Н. Биккулова, Л.И. Божович, М.А. Быковская, Н.Г. Васильева, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк, В.Г. Давыдов, И.В. Дубровина, О.В. Жбанов, Т.А. Затямина, М.Б. Зацепина, В.В. Зеньковский, Д.З. Ибрагимова, Н.И. Киященко, А.А. Кокшарова, Г.Р. Коротцова, Е.А. Кошевая, О.С. Кудашкина, И.Д. Левина, Б. Т. Лихачев, И.А. Лыкова, Н.С. Малетина, И.Г. Мартынова, И.Н. Масандилова, А. Мелик-Пашаев, А.Ю. Мухин, В.С. Мухина, А.И. Насаев, С. В. Никитин, Е.В. Орлова, М.А. Петрушова, Е.В. Потапкина, О.С. Резникова, Н.Я. Соломыкина, В.С. Сумарокова, Н.Ф. Сюзева, Ю.Ю. Тотонова, С.Ш. Умеркаева, И.Н. Фузейникова, Т.Г. Ханова, В.Н. Шацкая, С.В. Шварева, А.П. Ячменева и др.

Цель дипломной работы заключается в исследовании особенностей реализации досуговых предпочтений школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть детей школьного возраста как субъект досуговой деятельности;

- выявить организационно-содержательные особенности организации досуговой деятельности школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования;

- изучить социально-воспитательную среду учреждений дополнительного образования;

- раскрыть теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания творческой личности средствами искусства в учреждениях дополнительного образования;

- описать реализацию досуговых предпочтений школьников средствами театрального искусства (на примере МБУ ДО ДШИ «Воскресение»);

- исследовать технологии формирования творческой активности школьников средствами изобразительного искусства (на примере МБУ ДО ДШИ «Воскресение»).

Объект исследования – развитие творческой активности детей школьного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия и методическое обеспечение реализации досуговых предпочтений школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы автором были использованы:

– теоретические методы: изучение, анализ и обобщение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы;

– эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа.

Информационную базу исследования составили материалы научно-практических конференций, публикации СМИ, программы дополнительного образования в области искусства.

Структура ВКР. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определен объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи выпускной квалификационной работы, рассмотрены основные источники информации. В первой главе изучены теоретические аспекты организации досуга школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования. Во второй главе исследован воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования и способы его реализации в современных условиях. В третьей главе раскрыт потенциал искусства в воспитании детей школьного возраста и технологии его реализации на примере МБУ ДО ДШИ «Воскресение» (г. Волгоград). В заключении подводятся итоги и сформированы выводы по теме ВКР.

Глава 1. Теоретические аспекты организации досуга школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования

1.1. Дети школьного возраста как субъект досуговой деятельности

Досуг дает человеку возможность развивать разные стороны своей личности в творческом контексте. В настоящее время, возможности заполнения свободного времени детей школьного возраста являются практически неисчерпаемыми. Однако, с практической стороны, ребенку довольно трудно найти такую деятельность, которая бы на досуге приносила не только удовольствие, но и способствовала бы его совершенствованию и максимальной самореализации.

Прежде всего, необходимо определиться с содержанием основных научных дефиниций. Исходя из того, что научная категория "досуг" является исходной и занимает профилирующую роль в характеристике досугового пространства детей и подростков, целесообразно детально рассмотреть сущность и определить основные подходы ученых к содержанию досуга.

С.Ш. Умеркаева и М.Я. Макусинская определяют досуг, как: "свободное от обязательной деятельности время". Используя часы досуга для игр, чтения, работы, занятий спортом, искусством, техникой, ребенок развивается нравственно, умственно и физически. Активный, разумный досуг – важное средство сохранения и повышения работоспособности. Организация досуговой деятельности – одна из важнейших задач школы, учреждений дополнительного образования (далее – УДО), общественных организаций и семьи

А.П. Ячменева дает такое определение: "досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышение мастерства, свита, участие в жизни общества".

И.Д. Левина и Н.А. Опарина отмечают, что "досуг – это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью". Интерпретируя это определение, рассматриваем досуга в качестве того временного периода, который является свободным от обязательных дел и отведенное для отдыха.

Проведенный анализ научной психолого-педагогической, специальной и справочно-энциклопедической литературы позволяет констатировать, что понятие "досуг", в наиболее общем смысле, фиксирует реальность особой сферы жизнедеятельности человека.

Современные исследователи довольно часто научную категорию "досуг" отождествляют с термином "свободное время", которое рассматривается как "часть нерабочего времени, которая остается после необходимых затрат времени на удовлетворение потребностей человека".

В публикации О.С. Кудашкиной акцентировано внимание на том, что "досуг является категорией времени и состоит из интегральных видов деятельности:

- информационно-коммуникативной (просмотр телепередач, слушание радио, чтение);

- удовлетворение культурных потребностей и запросов;

- активные формы отдыха и досуга;

- пассивные формы проведения отдыха;

- различные формы развлечений и затраты времени на передвижения[5]".

По нашему мнению, под досугом следует понимать – совокупность занятий, с помощью которых происходит восстановление физических, умственных и психических сил человека. Но время досуга – это также и время для развития личности, к которому относятся:

- "индивидуальное потребление культуры (чтение книг, журналов, газет, прослушивание радио, просмотр телепередач и т.п.);

- публично-зрелищное потребление культуры (посещение театров, кино, концертов, музеев, спортивных зрелищ и др.);

- общение (с членами семьи, родственниками, соседями, друзьями);

- физические занятия (утренняя и вечерняя гимнастика, водные процедуры и т.п.);

- развлечения и игры, которые способствуют снятию умственного и физического напряжения, созданию хорошего настроения;

- пассивный отдых (прогулки без определенной цели, спокойствие, изменение напряженности уравновешенностью и др.);

- занятия, которые можно считать явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, хулиганство, преступность, наркомания, азартные игры, бесцельное "убивания" времени – как развращенный способ отдыха)".

-3

Таблица 1.1

Краткая характеристика функций досуга

-4

1.2. Организационно-содержательные особенности организации досуговой деятельности школьников средствами искусства в учреждениях дополнительного образования

Искусство – вид человеческой деятельности, который создает целостную картину мира, создает ее в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов. Такой путь целостного осознания жизни доступных ребенку, каждому человеку при определенной подготовке[1].

Искусство помогает ребенку освоить социальный опыт. Уникальные особенности искусства заключаются в том, что и художник, и зритель (читатель, слушатель) не только приобретают знания о мире, но и осваивают эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к самому себе.

Цель изучения искусства в условиях УДО заключается в воспитании у детей школьного возраста мировоззренческих представлений, художественно-образного мышления. Усвоение детьми элементов языка искусств, форм, жанров, стилей, а также овладение ими чисто практических параметров художественной деятельности являются необходимым средством, инструментом духовного постижения содержания художественных и общечеловеческих ценностей.

Духовно-мировоззренческая общность тем и образов разных видов искусств – вербальных, визуальных, звукоинтонационных, синтетических, различными языковыми средствами отражает универсализм мировосприятия человека, предопределяют логику объединения материала в блоки в пределах учебного года, семестра и т.п.

Общими для всех видов искусств является отображение закономерностей человеческого бытия в художественных образах, универсальность эстетического восприятия мира и художественного мышления, которое отличается только языковыми средствами. Базовыми в моделировании содержания художественно-эстетического образования становятся ведущие духовно-мировоззренческие ценности, а именно: отношение личности к себе, к другим, к социуму, к миру, к культуре.

-5
-6

Глава 2. Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования и способы его реализации в современных условиях

2.1. Социально-воспитательная среда учреждений дополнительного образования

Формирование творческой личности в системе дополнительного образования – процесс сложный и длительный, требующий немалых усилий и времени. Поэтому наряду с общеобразовательными школами, учебными заведениями нового типа, гармоничное развитие личности обеспечивает образовательная деятельность УДО. Она способствует интеллектуальному, духовному и физическому развитию юного поколения, формирует творческую компетентность детей, органично обеспечивает их потребности в творческой самореализации и профессиональном самоопределении, создает оптимальные психолого-педагогические условия для содержательного досуга и отдыха. Дополнительное образование в РФ имеет собственную историю, устоявшиеся традиции и сохраняет свою актуальность в новых общественных реалиях.

Деятельность сети комплексных и профильных УДО:

- традиционно привлекает детей разного возраста и их родителей оригинальностью и творческой атмосферой;

- способствует психологической адаптации и позитивной социализации детей школьного возраста;

- становится средой творческого поведения и самовыражения детей.

Главной целью воспитания, на наш взгляд, является – формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, способной воспринимать и приумножать его ценности.

Феномен воспитания следует понимать как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному росту и совершенствованию.

Основу понимания воспитательного потенциала УДО составляют теоретические подходы по проблеме воспитания личности, методологические основы дополнительного образования , а именно:

– воспитание является ведущим фактором становления личности в процессе онтогенеза[1];

– воспитание является сложным и многомерным процессом, в котором различают философский, социальный, педагогический, психологический, культурологический аспекты; в воспитании разных народов и эпох четко отражается состояние и требования государства, различных слоев общества к цели, содержанию и методам подготовки молодого поколения к жизни[2];

– дополнительное образование и воспитание обнаруживают ближайшие перспективы развития личности в различных социальных и образовательных институтах, среди которых УДО должны стать центрами мотивационного развития личности, ее профессионального самоопределения и самореализации.

-7