("Судная ночь в Аркадии", Arcadian, 2024, США и др.)
...И вот, едва мы забеспокоились, куда это вдруг в 2024-м запропастился Николай Августович Клеткин, тут-то он с криком "Сюрпра-а-айз!" и выскочил из-за угла. Да еще в интригующей роли сурового мужика-выживальщика в эпоху постапокалипсиса.
Впрочем, то, что нас ждёт не очередной мрачняк-депрессняк вроде "Дороги" и "Дитя человеческого", ясно уже по аннотации. Которая обещает нам не просто киноконец света, а ещё и, цитирую российских прокатчиков, "свирепых и жестоких существ, которые уничтожают все живое на своем пути". А еще они стесняются наглеть и выпендриваться днём, поэтому выходят из своих укрытий лишь по ночам. Точь-в-точь, как в "Я - легенда", "Черной дыре", "Извне" и миллионе-другом разных вампирских ужастиков.
Неоригинально, говорите?
Тут вы правы лишь отчасти. Кто-кто, а зло в "Судной ночи в Аркадии" и впрямь нетипичное, а порой даже забавное... В смысле - для зрителя. А у героев картины ухахатываться над этим монстрятником вовсе нет желания - успеть бы только увернуться от его стремительных челюстей.
И опять кинотворцы, на сей раз режиссер Брюэр и сценарист Найлон (он же - продюсер других фильмов с Кейджем) вынуждают меня решать загадку, что же они хотели сказать зрителю своим названием "Arcadian".
И, похоже, из всех смысловых значений этого слова наиболее всего тут уместен его поэтический вариант "утопия". Разве только в данном случае оно звучит злорадно и горько-иронично. Ведь никакой идиллии по прошествии этого апокалипсиса на Земле не настало - всё опять, накрывшись медным тазом, пошло коту под хвост. А выжившие люди в безымянном краю, где происходит действие "Аркадии" (вообще, кино снимали в Ирландии), живут на маленьких фермах. Где каждую ночь вынуждены прятаться в своих домах от выходящих на прогулку тварей.
"Кто вы, твари?", - вежливо спросил бы их незабвенный герой Шварценеггера из "Хищника" прежде, чем свернуть им шеи.
И что бы они ему ответили?
Ну, судя по сумбурному прологу с бегающим Кейджем, апокалипсис сопровождала войнушка с отчаянной стрельбой в небо. Да и потом герои не раз заведут разговор об инопланетянах. Которые, однако, перед вторжением плоховато изучили нашу планету (короче, опять к нам позорных двоечников прислали!). А иначе они со своей смертельной аллергией на солнечный свет были бы в курсе, что на Земле есть не только ночь, но и, - вы не поверите! - ясный день.
Только пришельцы этого не знали, за что и претерпели все дальнейшие страдания.
Расплата за ошибку последовала быстро.
Все вторженцы были вынуждены срочно зарыться под землю, так как зонтики от солнца и крем от загара они, ясен Кейдж, с собой не прихватили. Но надо отдать им должное: рыть свои тоннели они умели быстро и качественно. Сам Стаханов обзавидовался бы такой производительности андеграундного труда!
При этом улетать с дискомфортной планеты они тоже почему-то не спешили. Видимо, их межзвездные маршрутки заруливали в Солнечную систему не каждое земное столетие. По крайней мере в первые 15 лет после десантирования захватчиков они всё ещё обитали и пакостили у нас. Днями гоняя в недрах кротов и выхухолей, а ночами пугая людей долбёжкой в их двери. И зловещим молчанием в ответ на вопрос "Какая ещё собака там приперлась?".
Житьё-бытьё у Пола и его сыновей Джо и Томаса (Н. Кейдж, Д. Мартелл и М. Дженкинс) было поначалу скучное. Днями они занимались фермерским трудом, шатались по округе да чинили исцарапанные пришельцами двери. Ночами, закрывшись на все шпингалеты, читали книги и играли в шахматы на щелбаны. А также ходили к трясущимся от ударов дверям задавать вышеназванный вопрос.
И ничто вроде бы не предвещало катастрофических перемен в их унылом выживании. Однако, кабы оно шло так и дальше, то про них и кино бы не сняли. Поэтому уже скоро катастрофа здесь разразится, ведь пришельцы, как и дети Пола, тоже с годами умнели. И, раз уж люди не звали их в гости, они планировали сами раскрыть тайну коварных земных шпингалетов. Или же найти обходной путь в теплые домики землян и к филейным частям их вкусных тел.
Что из всего этого в результате образовалось?
Да добротный недорогой экшен-ужастик, у которого есть лишь два недостатка.
Первый: всё самое драйвовое и крутое в "Аркадии" начинается во второй её половине. Зато потом и до конца попрёт сплошное мочилово с экстравагантными тварями. Умеющими вдобавок корчить прикольные морды, делать зубами "клац-клац-клац" и ходить колесом.
И второй недостаток: роль у Николаса Кейджа здесь лишь второстепенная. А всё самое интересное будет происходить с детьми его героя. Но это невеликая трагедия. Потому что ребятишки в фильме тоже играют талантливые, и дуэт "умный/туповатый братаны" у них получился драматичный.
***
В общем, едва подумаю, за что бы поругать "Судную ночь в Аркадии", как вспоминаю мордахи её пришельцев с их "клац-клац-клац", и все ругательные слова вмиг забываются.
Так что буду сегодня необъективен, но добр: если вы досидите до брутальной второй половины фильма, то он компенсирует вам вашу усидчивость крепкой боевой развязкой. Тем паче он короткий, всего 1,5 часа, надоесть явно не успеет, и впечатление оставляет вполне позитивное.
Однако, если мрачные хорроры из Ирландии, или Николас Кейдж в неглавной роли вам неинтересны, тогда и не напрягайтесь. В любом случае это не то кино, пропустив которое, вы станете о чем-то жалеть.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):