("Герой наших снов", Dream Scenario, 2023, США)
Если вы вдруг не заметили, то в 2020-е в мировом кино появилась любопытная новогодняя традиция. Нет, конечно, не по баням с друзьями шастать и не бухим потом куда попало улетать, а традиция гораздо более культурная.
А именно...
...А именно: аккурат под Новогодье в последние года 4 стали выпускать картины, что жестко продергивают сатирическим "ершом" канализационные трубы современного общества. Картины, за чьей подчеркнуто ироничной личиной это самое общество, отупевшее от мультимедийных технологий, получает ядреного пенделя. Не злобного - праздники на дворе как-никак, - но вполне бодрящего и заставляющего нехотя призадуматься. О том, что если бы всё творящееся в этих фильмах вдруг грянуло в реальности, то всё в ней происходило бы затем тоже именно так.
В 2020-м мы встречали Новый год с "Еще по одной" Винтерберга - неординарным и на удивление "трезвым" высказывании на тему пьянства и новомодных методик "пра-а-агрессивного" образа жизни.
В 2021-м все сатирические шаблоны порвала "Не смотрите наверх" МакКея - экстравагантная апокалиптическая фантастика. Которая так высмеивала текущие нравы всех слоев общества, что всем жертвам её порки впору было пойти и утопиться. От стыда за себя и от испанского - за других.
В прошлом году, помнится, в это же время случился "Треугольник печали" Эстлунда - ироническая оплеуха уже не всему человечеству, а лишь его гламурной прослойке с ее вычурными забавами и политическими убеждениями.
И вот сегодня мы имеем честь глядеть на "Героя наших снов" Боргли. Он же - смешное, но жёсткое и точнейшее препарирование еще одной мерзкой болезни современной цивилизации, - так называемой "культуры отмены" (хотя при чем здесь вообще "культура", решительно непонятно). Той, что захлестнула в последние годы США и Европу. Да и в России, чего греха таить, имеет свою отрыжку-разновидность: в виде истерических требований всяческих якобы обиженных от своих якобы обидчиков публичных извинений.
Что такое "культура отмены" там, за бугром, объяснять не буду - незачем перегружать обзор излишней информацией. Тем более многие из вас давно в курсе происходящего, наблюдая это на примере всяких BLM- и прочих социальных лихорадок. А те, кто вдруг не в курсе - гуглите на здоровье, всё уже написано до меня.
Гораздо интереснее то, как талантливый норвежец Кристоффер Боргли высмеивает в "Герое наших снов" все эти политкорявые перекосы.
Явно чуя, что если он "продёрнет тему" буквально, то и сам рискует познать затем "культуру отмены" от разных вусмерть обиженных, Боргли проделал в итоге ловкий ход конем. И показал столь изящное владение классическим эзоповым языком - весьма позабытое нынче искусство, доложу я вам, - что местами это выглядит аж на грани гениальности. А написанный им же сценарий и прост, и в то же время уникален, хотя, казалось бы, что еще этакое можно изобрести в современной фантастике? А тем более для Николаса Кейджа. Отыгравшего в своей "многостаночной" карьере, казалось бы, ну все возможные "фантастические" роли, от Супермена (пусть и эпизодически) до... себя самого.
А вот плешивых толстеющих зануд-профессоров околопенсионных лет Николас, кажись, до сей поры еще не играл. Самых что ни на есть обычных: тех, кто преподает в университете биологию, живет в пригороде с женой и двумя детьми и страдает от того, что на поприще науки и издания своих книг его всё время обскакивают ушлые конкуренты.
Именно таков главгерой "Героя наших снов" Мэтьюс. И, - черт возьми, Кейдж! - очередной эксперимент Николаса по эксплуатации нового актерского образа увенчался успехом. Некультяпый и совсем не боевой мямля-Мэтьюс изображен им не менее живо и выразительно, чем лучшие его персонажи. И смотреть, как Кейдж аж сам кайфует от этой непривычной для себя роли - и для зрителя несказанное удовольствие, чего уж там.
Долгой завязкой в "Герое наших снов" Боргли нас тоже не мучает. Как и затянутыми сценами, пусть даже экшена в фильме наберется суммарно ну секунд на пятнадцать. Однако главные события в нем стартуют довольно скоро - едва нас познакомят с Мэтьюсом, его семьей и работой. После чего и выяснится, что он... вдруг стал сниться сразу всем людям на Земле! Кроме разве что тех, кто вообще не видел сновидения, или попросту их не запоминал.
Ничего особенного Мэтьюс во снах и знакомых ему людей, и посторонних вроде не делал - просто торчал рядом, когда те переживали разные события, в том числе кошмары. Однако хвала информационному 21 веку - весть о том, кто этот человек, быстро разлетелась по планете...
...И понеслось!
Вот так на скромнягу-ученого буквально на ровном месте и по совершенно неведомой науке причине обрушилось цунами популярности. Которой он, разумеется, попытался было воспользоваться в своих корыстно-амбициозных целях. Но, как это часто бывает, даже мощное подспорье в виде всемирной славы не больно-то способствовало исполнению заветных желаний Мэтьюса. Зато негативных побочных эффектов имело - только успевай от них отмахиваться.
Впрочем, главное испытание ему предстояло еще впереди. Ведь когда однажды во снах человечества Мэтьюз перестал топтаться в сторонке, а попер вытворять разные непотребства, кого в этом весь мир опять-таки обвинил?
Ясен Кейдж, реального профессора Мэтьюза! И тот факт, что он к грехам своего "сонного альтер эго" никоим образом не причастен, обиженное человечество ничуть не волновало...
***
В общем, не могу уверенно сказать, какая из ролей Николаса Кейджа в этом году была самая колоритная: эта, или Дракулы в "Ренфилде". Обе чертовски хороши, при этом ничуть друг на друга не похожи. Зато обе одинаково радуют тем, что Николай Августович Клеткин и вправду взялся за ум, наконец-то вернув себе репутацию серьезного многопланового актера. Уже безо всяких но.
Ну а комплименты ленте Кристоффера Боргли как таковой - в еще большем количестве. Ведь сотворить нынче такую мастерскую, злободневную, поэтичную и, главное, зрелищную сатиру, да еще в рамках фантастики - это редчайшая штучная работа. Требующая и от зрителя кое-какого напряжения вашего чувства прекрасного и ироничного.
Работа, за которую, надеюсь, на создателей "Героя наших снов" всё же никто не обидится. А если кто-то и оскорбится, вот пусть он сам перед собой и извиняется. Ибо "неча на зеркало пенять", коли светлый лик того обиженного на Боргли не симметричен от природы и не подлежит исправлению даже рихтовкой... Это я так, тоже в эзоповом языке практикуюсь.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):