(1999, США)
Что бы там ни пела телереклама будущего, в космосе абсолютно неважно, на чём летать - на звездолетах «Аэрофлота» или на чём-то еще. Потому что когда в вас на полной скорости врезается метеоритная шрапнель, она не щадит ни космические крейсеры, ни утлые челноки. А если даже она промахивается мимо вас лично, то смысла в этом тоже почти никакого. В худшем случае вы протянете на корабле-дуршлаге недолго, в лучшем - грохнетесь на какую-нибудь планету. В самом же наилучшем и наименее вероятном - грохнетесь на планету, где есть воздух и благоприятные условия для существования хомо сапиенсов.
Как бы то ни было, межзвездному пассажирскому транспорту «Охотник Гратцнер» офигительно повезло. Пролетев ненароком сквозь хвост кометы и получив целую россыпь пробоин, он лишь чудом остался на космическом плаву. И был посажен... или точнее сказать, уронен выжившим вторым пилотом Кэролин Фрай (Рада Митчелл) на пустынную и жаркую, но пригодную для жизни планетку с уныло-неромантическим названием М6-117. Выжило в той жесткой посадке, правда, всего-навсего 11 человек из сотни, но и то ладно: сама Фрай, четыре паломника-мусульманина, странный пацанчик по имени Джек, какой-то торгаш антиквариатом, два странствующих фермера, муж и жена... Ну и, конечно, главные звезды грядущего шоу - охотник за головами Джонс (Коул Хаузер) и конвоируемый им по персональному этапу (какая честь!), преступник Риддик (Вин Дизель). Ну или Ричард Б. Риддик, если быть протокольно-точным.
Согласитесь, что если бы подконвойный зек так и просидел в кандалах весь оставшийся фильм, он никогда бы не стал столь популярным культовым героем кинофантастики 21 века. Но Риддик, естественно, под шумок сразу задал стрекача, отчего моментально напряглись все. Особенно женщины и дети, ведь испокон веков известно, на что перво-наперво падки беглые зеки-рецидивисты. Ан нет, тут героев ожидало второе чудо. Вместо того, чтобы с гиканьем насиловать и убивать всё, что движется (или убивать, а потом насиловать - вряд ли для махрового урки это имело принципиальное значение), Риддик не ударился в кровавый беспредел, а повел себя исключительно по джентльменским понятиям. В смысле не стал никого умерщвлять без веской причины. Оценив своей лысой башкой ситуацию, он после короткого недопонимания и мордобития, решил-таки закорешится с выжившими. Даже с Джонсом, хотя, конечно, оба понимали, что финалом их перемирия окажется торчащая у кого-то из почки заточка. Вернее, из почки у того, кто будет щелкать таблом и забывать озираться по сторонам.
А озираться на М6-117 надо было как можно чаще. Несмотря на то, что на планете не бывало ночи, потому что над ней постоянно светило три солнца, находиться на ней все равно было страшновато. Какие-то твари ползали в ее подземных пещерах и кусали за пятки всех, у кого хватало ума свесить в те пещеры ноги. Эти же твари, судя по всему, и сожрали местных колонистов, на чью вымершую базу наткнулись Риддик и его новые сопланетники. Причем наткнулись в самое неудачное время из всех возможных! Между делом выяснилось, что ночь здесь всё-таки бывает. Пусть раз в 22 года, но тем не менее. И надо же такому случиться, что именно сейчас очередной 22-летний день подошел к вечеру- на М6-117 надвигалась тень соседней планеты-гиганта, обещая всем долгое-долгое затмение. Вдвойне незабываемое, ведь только в кромешной тьме пещерные монстры преодолевали свою светобоязнь и без опаски выбирались наружу. Также как и Риддик мог наконец-то снять свои пижонские очки сварщика и взглянуть на мир широко открытыми глазами, которые у него после одного зековского апгрейда стали гораздо лучше видеть в темноте, чем на свету.
Как бы ни хотелось героям отсрочить начало своего мучительного конца, но час, когда твари полезли на поверхность из всех щелей, все-таки настал. И хоть любители космических хорроров не найдут во второй половине картины ничего такого, что они не видели бы прежде в саге о Чужих и других похожих фильмах, всё равно «Черная дыра» не перестанет радовать нас сюрпризами вплоть до самого финала. Причем не только банальными пугалками-расчленялками. Во время беготни от кишмя кишащих монстров среди выживших выживших (это не лишнее слово - вскоре их редеющая компашка станет называться именно так) развернутся трагедии буквально шекспировских высот. Ей-ей не вру! Лишь прикидываясь ужастиком, этот фильм оказывается на поверку настоящей драмой. Настолько мощной, что в некоторых сценах она пробирает зрителя аж до печенок. Собственно говоря, именно поэтому, а также по причине идеального попадания Вина Дизеля в образ космозека-с-понятиями, «Черная дыра» и стала культовым фильмом, не затерявшись среди целой прорвы хорроров 90-х.
***
В общем, тот случай, когда можно обойтись без подытоживания - вряд ли есть в природе кинозрители, которым до сих пор ничего не известно о «Черной дыре», тем более после двух ее сиквелов. Напоследок добавлю лишь то, что в каком бы фильме я не наблюдал Вина Дизеля и до этого, и после, все равно, его роль в первой части трилогии (на данный момент) о Риддике видится мне самой лучшей и самой глубокой ролью за всю его карьеру. Понятно, что это всего лишь моя субъективная точка зрения и не более того, однако, уверен, что далеко не я один на белом свете так думаю.