Найти тему

Что нужно знать, чтобы составить договор с модельным агентством: советы юриста.

Оглавление

Модельный бизнес имеет свои особенности и сложности, поэтому перед подписанием контракта с агентством важно внимательно его изучить. В этой статье мы собрали наиболее важные пункты договора, на которые моделям стоит обратить особое внимание.

1. Временные рамки договора и срок действия отношений и ограничений после его окончания.

В каждом модельном агентстве сроки действия контракта могут быть разными: от одного года до пяти лет и более. Однако длительное сотрудничество не означает, что стороны не могут расторгнуть договор до истечения указанного срока.

Важно внимательно изучить контракт и обратить особое внимание на пункты, где прописаны причины для возможного расторжения договора и последствия для сторон. Необходимо узнать, есть ли в контракте условия о досрочном расторжении по инициативе одной из сторон и связано ли это с деятельностью другой стороны. Также стоит выяснить, можно ли расторгнуть договор по обстоятельствам, не зависящим от участников деловых отношений, и какие последствия это может иметь для стороны, принявшей такое решение.

В случае досрочного расторжения контракта модельное агентство может понести финансовые убытки и нарушить договорённости с другими партнёрами. Если эти моменты прописаны в контракте, агентство будет иметь право потребовать возмещение.

Однако в некоторых случаях сроки в договоре вообще не указываются. Например, если агентство и модель сотрудничают только в рамках одного проекта, то контракт завершается с окончанием совместной работы.

Контракт с моделью может содержать различные запретительные условия, которые действуют после истечения срока его действия. Например, это может быть запрет на участие в определённых проектах или использование своей внешности в определённом направлении. Эти условия также являются важными пунктами контракта.

2. Автопролонгация договора.

Необходимо изучить условия договора на предмет возможности автоматического продления. Обычно в таких случаях в договоре указывается, что если стороны не уведомят друг друга о своём желании прекратить сотрудничество в течение определённого срока, то договор будет автоматически продлеваться (на определённый срок или бессрочно). Также может потребоваться подписание дополнительного соглашения о продолжении сотрудничества.

Если же в договоре не предусмотрено автоматическое продление, то по истечении срока действия договора он продолжит действовать, если стороны не предпримут явных действий по его расторжению.

3. Гонорар и комиссия агентству.

Этот пункт требует особого внимания от модели. Условия оплаты могут быть сформулированы настолько запутанно, что даже агентство не всегда может чётко объяснить, что имелось в виду.

Прежде всего, необходимо изучить положения, касающиеся этапов оплаты. Например, есть ли денежное вознаграждение после каждой отдельной съёмки или же оплата происходит суммарно за несколько проектов, например, раз в две недели?

Также стоит проанализировать, из чего складывается общая сумма оплаты. Зависит ли она от количества часов или съёмочных дней, или же учитываются другие параметры?

Важно узнать, указана ли минимальная оплата за определённый период времени, например, когда нет заказов на услугу или если партнёр отказался от съёмки.

Стоит обратить внимание на размер комиссии, которую агентство удерживает от гонорара модели в счёт своих затрат на продвижение и другую работу. Также нужно выяснить, включает ли данное агентское вознаграждение другие сопутствующие расходы, которые модель может понести в ходе сотрудничества.

Некоторые агентства могут включать такие условия, при которых, в случае отсутствия интереса к модели со стороны рекламодателей (заказчиков), сама модель должна будет оплатить агентству его услуги, которые не привели к каким-либо результатам.

4. Эксклюзивность.

Этот пункт не всегда включается в контракт, но если он там есть, то модели необходимо внимательно изучить его. Нарушение условий, изложенных в договоре, может привести к неприятным последствиям.

Если в положениях контракта указано, что модель не может сотрудничать с другими агентствами, участвовать в съёмках и так далее в течение срока действия договора, это автоматически исключает возможность сотрудничества модели с третьими лицами в других проектах.

Если модель всё же решит нарушить эти условия, обычно в договоре предусмотрены санкции за такое нарушение.

5. Защита прав модели агентством.

На первый взгляд, этот пункт может показаться хорошим, но при более детальном рассмотрении он может вызвать беспокойство у модели. Если этот пункт присутствует в контракте, это означает, что агентство может обращаться в суд или другие органы от имени модели для защиты её прав или прав агентства. Однако такая ситуация может негативно сказаться на самой модели, поскольку ограничения по объектам таких действий обычно не устанавливаются, и в суд могут быть поданы иски на близких друзей или родственников модели. Поэтому при наличии такого пункта в контракте необходимо тщательно его изучить.

6. Права первого агентства.

Нередко агентство берёт на себя ответственность за продвижение модели на более престижные международные платформы и проекты. По сути, агентство открывает для модели новые возможности, помогает ей развиваться и достигать успеха.

Если модель подписывает контракт с авторитетным агентством более высокого уровня, она может быть обязана выплачивать часть своего гонорара материнскому агентству. Обычно в договоре указывается процент, который может составлять даже больше половины дохода.

7. Требования к внешности и её изменениям.

Нередко в договорах встречаются условия, касающиеся внешности и фигуры модели. Если параметры фигуры изменятся или модель решит внести какие-либо изменения в свою внешность, даже незначительные, это может стать причиной разрыва контракта со стороны агентства и/или взыскания штрафа.

Также в контрактах с моделью часто указывается обязанность согласовывать все изменения с агентством. В более редких случаях модель обязана изменить свою внешность. Иногда агентства оплачивают хирургические изменения внешности модели, но оставляют за собой право взыскать эти затраты при определённых условиях, например, при досрочном расторжении контракта или в случае определённых действий со стороны модели.

8. Режим, питание и спорт.

Да, в контракте могут быть указаны дисциплинарные требования, режим работы и даже правила питания модели. За нарушение этих условий также могут быть назначены штрафы. Однако стоит отметить, что не во всех странах этот пункт может быть реализован.

9. Ограничения определенных действий.

В контракте с моделью агентство может прописать ограничения по работе и определённым действиям. Например, модели могут запретить заниматься опасными для здоровья видами спорта или активными развлечениями.

Нарушение таких условий может привести к финансовым потерям или даже к расторжению контракта со стороны агентства. Обычно за соблюдением этих ограничений следят через социальные сети, потому что модели — публичные люди и им нравится внимание поклонников.

10. Ограничения в социальных сетях и работе со СМИ.

Да, и такое тоже случается. Иногда модель одним постом в социальных сетях или интервью может испортить образ, созданный агентством. Это может негативно повлиять на её продвижение и привести к убыткам для агентства.

11. Определение направления проектов.

В договоре могут быть указаны виды работ, в которых модель должна будет участвовать, например, съёмки в видеороликах, фотосессии, кастинги и так далее. Если по каким-либо причинам модель не хочет участвовать во всех этих работах или желает участвовать только в фотосъёмках, эти моменты следует отразить в контракте.

Обычно в предлагаемых договорах не уточняется, какие проекты допустимы для участия модели, поэтому перед подписанием контракта важно оценить возможность отказа от участия в тех проектах, с которыми модель не согласна.

12. Использование информационного материала, полученного в результате сотрудничества.

Здесь мы рассмотрим возможные ситуации с двух сторон: агентства и модели, заключивших контракт.

Агентство заключает договор с моделью, чтобы использовать полученную информацию в коммерческих целях. Поэтому избежать навязанных условий по использованию образа модели не получится. Однако можно попытаться ограничить права агентства на некоторые манипуляции с полученным материалом.

Для
модели, безусловно, также важен вопрос дальнейшего использования полученного контента, например, для портфолио. Однако обычно модели такое право не предоставляется, так как разработка портфолио — это также прерогатива агентства. Поэтому, если есть желание использовать фото или видео, необходимо постараться прописать это условие в договоре.

13. Репутация и спрос.

Никому не хочется иметь запятнанную репутацию. Это касается и модельного бизнеса. Репутация очень важна и для агентства, и для модели. Поэтому агентство внимательно следит за тем, как ведёт себя модель.

Как мы уже говорили, основная цель, с которой модель заключает договор с агентством, — это финансовая выгода. Поэтому если модель не востребована у заказчиков, то с ней, скорее всего, захотят расстаться.

Внимательно изучите контракт и убедитесь, что все условия вас устраивают.

14. Командировки.

Всем известно, что модельный бизнес связан с частыми переездами: съёмки проходят в разных городах и странах, в интересных местах. Поэтому в контракте важно учесть, как будет организовано сотрудничество в вопросах перелётов, трансфера, проживания и так далее.

Будет ли агентство покрывать эти расходы или вычтет их из гонорара модели? Если агентство берёт на себя расходы, то насколько они будут ограничены и какого уровня бытовые условия будут предоставлены?

Эти детали могут показаться незначительными, но в будущем они могут оказаться очень важными. Поэтому стоит заранее проанализировать, как будут организованы командировки и связанные с ними расходы.

15. Специальные санкции и запреты.

Крайне важно осознавать, какая именно ответственность возложена на модель в соответствии с условиями контракта за неисполнение каждого конкретного обязательства. Как правило, ответственность имеет материальный характер.

16. Споры и применимое право.

Модели должны понимать, что в случае судебных разбирательств обычно в контракте указывается, что все споры будут рассматриваться на территории, удобной для модельного агентства. Поэтому важно внимательно изучить и эти пункты договора.

Кроме того, в контракте может быть прописано условие о применимом праве, особенно если стороны имеют разное гражданство или резидентство.

Все эти моменты необходимо тщательно изучить вместе с опытным юристом по договорам. Он поможет выявить уязвимые места в документе и оценить возможные последствия его заключения.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!