В южной части Перу расположен небольшой городок Наска, окружённый пустыней и горами. Современное население насчитывает всего 23 тысячи человек и живут они в прямом смысле на руинах древней цивилизации.
Однако, до середины прошлого века здешние места привлекали только бесстрашных археологов, что вполне объяснимо недружелюбным для человека климатом в регионе.
Как известно, перуанские пустыни - самые засушливые на планете. Путь дождевым облакам со стороны океана преграждают анды. А жалкие 2- 3 сантиметра осадков в год чудом прорвавшихся через горы почти мгновенно испаряет жгучее солнце.
Очень редко, но всё же случаются и здесь самые настоящие потопы, вызванные Эль-Ниньо. Термин не на слуху, но, тем не менее, именно Эль-Ниньо создаёт климатический хаос. В одних местах начинается продолжительная засуха, плюс социальные проблемы. В перуанских пустынях вдруг идут ливни такой силы, что пустыня превращается за несколько недель в озеро!
Так случилось в 1998-ом году, в пустыне Сечура, где перед тем целых 15 лет ни упало ни единой дождевой капли, а во время Эль-Ниньо ливни и вышедшие из русла реки образовали озерцо - 145 км в длину и 35 км в ширину, между прочим.
Что же из себя представляет Эль-Ниньо?
Простым языком - это цикличная смена океанических слоёв. В один прекрасный момент температура воды в океане становится теплее на большой площади, что в свою очередь меняет направление воздушных масс. Последствия этого явления ощущаются в самых разных точках земного шара. Последнее Эль-Ниньо зафиксировано в 2023 году, к счастью для всех - умеренной силы. Эль-Ниньо также способно влиять и на микромир, что повышает вероятность эпидемий.
Но вернёмся в окрестности Наска
Именно туда, в 1926 году отправился молодой перуанский археолог Тарибио Михеа Сицеппе. Молодого человека привлекали доколумбовые цивилизации, вернее то, что от них осталось.
А осталось не мало. Например, великолепная расписная керамика
А также прекрасно сохранившиеся сидящие мумии. Наска вынимали из тел внутренности, подсушивали оболочку на столбах, затем обмазывали смолой, пеленали в хлопковые ткани и помещали в склепы из сырцового кирпича, снабжая покойного всем, что могло ему пригодится на том свете: шерстяные одеяла, непременно с орнаментом, горшки, кувшины, головы лам и прочая утварь.
Благодаря сухому климату останки хранились аж 1000 лет. Никто и никогда не смел беспокоить их. Даже конкистадоры как-то обошли старое кладбище Чаучилла своим вниманием, видимо и без того хлопот хватало.
Тарибио Михеа Сицеппе всем этим делом интересовался и вот блуждая по пустыне, он решил подняться на холм. Открывшееся его взору зрелище просто потрясло.
Длинные борозды протянулись до самого горизонта. Это не было похоже ни на руины древних городов, ни на дороги. Но что же это?
Сицеппе доложил о своём открытии на международной научной конференции и туда сразу же отправляется на самолёте американец Пол Косак.
(Продолжение- здесь!
Спасибо за внимание!