Найти в Дзене

Самый опасный преступник

Фотография с сайта FPMT
Фотография с сайта FPMT

Давайте подумаем: почему мы с самого рождения не обладаем свободой? Почему мы находимся в плену всех этих негативных мыслей и эмоций, привязанностей, неведения, наконец? Все эти «негативы» возникают и возникают, мучают нас и делают несчастными. И не только нас самих: они непрерывно наносят вред всем окружающим. 'То есть мучаешься не только ты сам, но и все остальные существа тоже. Эти «негативы» разрушают весь мир. Кто-то, получая от чего-то якобы удовольствие, в этот момент нарушает чей-то покой и чью-то гармонию и наносит кому-то вред. Получается, что эгоизм данного человека делает его врагом по отношению к другим людям.

Какие бы проблемы мы ни испытывали начиная с безначальных времён и вплоть до настоящего момента — все они вырастают из негативных мыслей и эмоциональных состояний, а они, в свою очередь, растут из корня — из неведения. Почему с безначальных времён и вплоть до данной секунды мы продолжаем страдать, почему мы не достигли освобождения, почему мы не свободны от заблуждений и от совершения действий, вызванных нашей плохой кармой? Потому что мы не срубили под корень наше неведение. Мы так до сих пор и не знаем, что такое Я и что такое личность. Мы не знаем, в чём причина счастья и в чём причина страдания, что такое карма и как действует этот механизм, от чего следует отказаться, а чем, наоборот, необходимо заниматься. Не знаем толком, что такое Дхарма и что такое медитация, что такое путь к освобождению и путь к просветлению.

Все суеверные концепции растут из одного главного корня — вот уж поистине царь суеверий! — веры в стопроцентно реальное существование Я, которого на самом деле не существует. Из этого корня растут прежде всего три главных заблуждения — неведение, привязанность и ненависть, а они ветвятся дальше, и в общей сложности получается 84000 видов заблуждений. Поэтому, как известно, Будда дал 84000 учений, сгруппированных в так называемые «Три корзины».

Сражаясь против неведения, надо прежде всего понять, что этот объект — Я, в который вы верили как в нечто большее, чем просто ярлык, наклеенный умом, — необходимо идентифицировать и признать несуществующим.

Представьте себе, что по городу расклеены листовки с описанием внешности опасного преступника, который, скажем, украл что-то очень важное. Его внешность описана словами, и ещё сделан фоторобот. И вот вы идёте по улице и видите человека, который в точности совпадает с этим описанием и этой картинкой. Вам становится ясно, что это и есть тот самый вор. Вы подходите к ближайшему полицейскому и сообщаете, что вор, которого повсюду ищут, сейчас идёт по такой-то улице в такую-то сторону. А дальше — это уже дело полиции: схватить его и посадить в тюрьму.

Та же самая ситуация: вам необходимо идентифицировать, поймать и обезвредить самого опасного преступника — фальшивое Я. Раньше вы никогда в жизни этого не делали. Столько лет живёте, а так до сих пор и не задумались об этом. Ни в этой жизни, с самого рождения, ни в прошлых — с безначальных времён. Никогда в вашу голову не приходила такая мысль, что сей объект — фальшивка. И вот только сейчас вы вдруг это поняли! Вот с этого всё и начинается. Вот оно — начало! Когда вы переживаете этот момент осознания, вы сразу же начинаете срезать ветви заблуждений и порождаемую ими карму. Вот где оно начинается — полное прекращение страданий всех существ, населяющих сансару.

— Лама Сопа Ринпоче. Из книги «Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождении».