Найти в Дзене
Ты должен будешь напоминать об истине будущим поколениям
Согласно сутрам, первая статуя Будды была создана во время одного из летних затворничеств, когда Будда внезапно исчез. Обнаружив, что Благословенного нигде нет, ученики начали расспрашивать всех вокруг, но никто не знал, куда пропал Будда. Тогда ученики сходили к Ананде, но и Ананда пребывал в неведении. Он предложил попросить помощи у Анируддхи, который был выдающимся ясновидцем. Силой своего ясновидения Анируддха обнаружил, что Будда отправился на небо Тридцати Трех богов (санскр.: Траястримша) проповедовать Дхарму своей усопшей матери. Почему же Будда ушел на небеса, не предупредив никого? На то были три причины...
1 неделю назад
Сандаловый Будда раджи Удаяны
Знаете ли вы, что самое древнее скульптурное изображение Будды хранится на территории России? Как оно появилось? Кто был его создателем? В чем его особенности? Какие тайны и легенды окружают эту уникальную статую? Сегодня у нас отличная новость: вышло переиздание книги А. А. Терентьева «Сандаловый Будда раджи Удаяны», посвящённой этому удивительному памятнику культуры. «Когда я впервые услышал тайком передававшиеся в советском буддийском подполье слухи об этой удивительной скульптуре, вырезанной, согласно легенде, из сандалового дерева при жизни самого Будды(!), а в 1978 году вовремя первого...
1 неделю назад
Украшение из постижений
Опубликован полный четырёхтомник Раисы Николаевны Крапивиной «Украшение из постижений», посвящённый фундаментальному труду «Абхисамая-аламкара», который, согласно тибетской традиции, был поведан грядущим Буддой Майтреей великому Асанге, принесшему этот текст на нашу грешную землю с неба Тушита, где сейчас обитает Майтрея. Этот детальный трактат охватывает весь путь Махаяны, и именно он вдохновил впоследствии Дже Цонкапу на написание Ламрима – более простого и популярного объяснения этого пути. В книге Р...
2 недели назад
Буддизм глазами физика
Я физик и одновременно буддист. Нет ли в этом противоречия? Как религиозные взгляды буддизма могут уживаться с научным мировоззрением? Каково буддийское и научное видение реальности и абсолютной истины? Что общего между квантовой гравитацией и буддийским пониманием «пустоты»? Вот некоторые из проблем, которые я бы хотел затронуть в этой книге. <...> С самого начала знакомства западного мира с буддизмом многие были поражены практически полным отсутствием в этом учении мистических элементов и веры в сверхъестественное...
252 читали · 4 недели назад
Природа сознания. Беседы Далай-ламы с российскими учеными
В Кембридже в 2003 году я встретился с одним физиком, человеком достаточно резким в своих суждениях. Он сказал мне: «Единственный предмет, который стоит изучать, – это физика». Я спросил: «Почему же только физика и никакие иные науки?» Он ответил, что только физика допускает критическое мышление, а все остальные науки – лишь подражание учителям прошлого. Я привел ему слова Будды: «Монахи и ученые мужи! Подобно тому, как золотых дел мастер проверяет чистоту золота, подвергая его рассечению, трению...
4 недели назад
Сила мантры: важнейшие практики для преображения
Всемирно известный духовный учитель лама Сопа Ринпоче представляет фундаментальное руководство «Сила мантры: важнейшие практики для преображения». Эта книга станет незаменимым пособием как для тех, кто только делает первые шаги в тибетском буддизме, так и для опытных практиков. Мантры обладают невероятной преобразующей силой, способной наполнить духовную практику энергией и смыслом. В своем произведении Ринпоче подробно рассматривает ключевые мантры тибетской буддийской традиции, посвященные таким...
6 месяцев назад
Физический дискомфорт — серьезный противник медитации. Одно из решений этой проблемы — специальный пояс из плотной ткани, который помогает удерживать длительное время медитативную позу без напряжения и дискомфорта. Принцип действия пояса: колени собственным весом натягивают пояс, который таким образом поддерживает спину. Пояс для медитации снимает нагрузку со спины и коленей, позволяет расслабиться и погрузиться в медитацию. Благодаря металлической пряжке пояс регулируется по длине. Пояс можно использовать в позициях Лонгде и других специальных практиках, а также для простого сидения со скрещенными ногами. В последнем случае, пояс снимает часть нагрузки со спины и поддерживает поясницу. Это позволяет дольше и с меньшим напряжением находится в такой позиции. Приобрести пояс вы можете в магазине «Нартанг» по ссылке.
6 месяцев назад
Как понимать «пустоту»?
А я пока поясню, что имеется в виду в данном случае. Когда в мадхьямаке мы говорим, что вещи пусты, не надо понимать этот ярлык «пустой» как высшую истину о реальности или истину о высшей природе реальности. Слово «пустой» — это не природа реальности и вообще не реальность, это лишь некий пропедевтический инструмент для того, чтобы показать, что эта истинная реальность не может быть вербализована, то есть выражена в словах. Пустой — это в данном случае снятие определений, снятие попытки выразить реальность в словах. Но слово «пустой» не замещает собою эти понятия. Мы не хотим сказать, что вот раньше...
9 месяцев назад
Буддийская традиция Тантр в Тибете Фонд «Сохраним Тибет» рад представить вашему вниманию новое издание книги известного российского буддолога Раисы Николаевны Крапивиной «Буддийская традиция Тантр в Тибете». В 2020 г. книга небольшим тиражом выходила в издательские «Нестор-История» и вызвала большой интерес читательской аудитории. В книге представлена традиция Тантр – часть наследия буддийского учения. Тема тантрийского учения вызывает большой интерес и у специалистов-востоковедов, и у тех, кто интересуется буддийским учением. Предлагаемая читателю книга включает общее введение к предмету и курс лекций по традиции Тантр, где последовательно и компетентно объясняются сущность буддийской традиции Тантр, методы и цели этого учения. Курс лекций был изложен геше-лхарамбой, доктором буддийской философии школы тибетского буддизма Гэлуг, Чжамьян Кенцзэ (1927–2006) в конце 90-х гг. XX в. в г. Санкт-Петербурге. Основой для курса лекций послужило сочинение монгольского автора Нгаван Пэлдэн Чойчжэ (1797–1867) «Прояснение текстов [традиции] Тантр: представление устройства этапов и уровней четырёх классов тайной тантры». В публикации дан письменный перевод курса лекций с устного тибетского языка на литературный русский язык с соответствующей предмету терминологией. Книга «Буддийская традиция Тантр в Тибете» – вторая книга Раисы Николаевны Крапивиной, публикуемая фондом «Сохраним Тибет». Первая – «Ум и знание» – была опубликована в 2022 году. В книге обсуждаются основы буддийской теории познания, в частности, представлены классификации познавательных актов с точки зрения развития ума, содержится курс лекций по предмету «Ум и знание» современного тибетского ученого Чжамьян Кенцзэ, переведенный на русский язык, и текст тибетского источника XVIII в., на основании которого был прочитан этот курс. Раиса Николаевна Крапивина – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (г. Санкт-Петербург), переводчик, специалист по истории, религии и культуре Тибета. Автор серии фундаментальных публикаций по буддизму, в основу которой лег уникальный опыт многолетнего сотрудничества с высокообразованным представителем университетской системы тибетской школы Гэлуг геше-лхарамбой Чжамьяном Кенцзэ. В переводе Р. Н. Крапивиной также вышло четырехтомное издание пространного курса лекций по сочинению «Абхисамаяланкара» («Украшение из постижений») – основного текста по предмету праджняпарамита в тибетском буддизме. Геше-лхарамба Чжамьян Кенцзэ (1926–2006) был родом из тибетской провинции Амдо. Учился и преподавал в Гоман-дацане монастыря Дрэпун в Тибете, а затем в Индии. С 1993 года жил и даровал учения в России. Геше отличали высокая образованность, чистейшая нравственная дисциплина, поразительная педагогическая интуиция и одаренность. Приобрести книгу вы можете в магазине «Нартанг» narthang.ru/...ete
9 месяцев назад
Поступило в продажу новое издание «Среднего Ламрима» Дже Цонкапы в переводе Альгирдаса Кугявичуса под редакцией Андрея Терентьева. Перевод книги, публиковавшийся фондом «Сохраним Тибет» в 2015 и 2016 гг., был значительно улучшен на основе консультаций досточтимых Йонтена Гендуна (Максима Акулова) и Йонтена Пулджунга (Эмиля Кергилова), благодаря деятельному участию которых ранее были внесены важные изменения в текст «Большого Ламрима». Как указывает в предисловии к новому изданию «Среднего Ламрима» редактор книги Андрей Терентьев, «“Средний Ламрим” Чже Цонкапы представляет собой сокращенную версию переведенного Альгирдасом Кугявичусом “Большого Ламрима” (“Большого руководства к этапам Пути Пробуждения”). Две трети “Среднего Ламрима” совпадают с “Большим Ламримом”. Совсем новой является только последняя часть этого сочинения – о пустоте». Новое издание «Среднего Ламрима» вобрало в себя не только исправления, внесенные в издание «Большого Ламрима» 2019 года, но и новая, оригинальная его часть, посвященная пустоте, была заново проверена и исправлена в соответствии с замечаниями консультантов, отмечает редактор. «Таким образом, предлагаемое третье издание “Среднего Ламрима” представляет собой существенно улучшенный перевод этого важного произведения Чже Цонкапы», – говорится в предисловии. Приобрести книгу вы можете в магазине «Нартанг» narthang.ru/...rim
1 год назад
Кто измышляет Будду, запредельного измышлениям, неизменного, те, побеждённые измышлениями, не видят Татхагату
Иногда нам придётся делать кое-какие отступления, потому что отдельные термины Нагарджуны требуют комментариев, но на подробные комментарии у нас времени не будет. Я буду обозначать лишь главное, а кто интересуется, может потом дополнительно почитать об этом. Начинает Нагарджуна первую главу Муламадхьямака-карики с посвящения. Это обычно: все трактаты, все шастры начинаются с какого-то вводного стиха. И здесь он у меня вызывает восхищение. Он звучит так: «Нет прекращенья, ни рожденья; ни разрушения,...
1 год назад
Не получится в одночасье преобразовать сердце и ум ― это постепенный процесс. И хотя порой могут случаться спонтанные духовные переживания, все же они весьма ненадежны и мимолетны. Проблема здесь в том, что внезапные духовные озарения похожи на вспышку молнии. В такие моменты мы можем ощущать глубокое волнение и вдохновение, но без опоры на дисциплину и длительные усилия такие переживания оказываются крайне непредсказуемыми, а их преобразующий эффект довольно ограничен. Подлинное же преобразование, которое становится следствием длительных усилий, оказывает устойчивое воздействие, поскольку имеет под собой прочную основу. Поэтому если мы хотим добиться настоящей духовной трансформации, нам придется прибегнуть к постепенной тренировке ума и соблюдению дисциплины. Далай-лама 14
1 год назад